ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОРТАЛ JAZZ.RU
     
member of
Europe Jazz Media

for our english-speaking readers: russian jazz podcast, russian jazz news, russian jazz artist pages, russian jazz festivals and more
главная страница: вход на портал "джаз.ру"
начинающим: краткая история джаза
слушать здесь: бесплатный джазовый подкаст от "джаз.ру"
"джаз.ру" - видео! - видеораздел портала. только оригинальные российские джазовые видео!
календарь джазовых дат
новости "джаз.ру" в rss

Loading
ЖУРНАЛ "ДЖАЗ.РУ"

журнал "джаз.ру": свежий номер; подписка; где купить
"полный джаз": сетевая версия журнала "джаз.ру" 18 лет в Сети
new! постоянно обновляющаяся лента джазовых новостей: "полный джаз 2.0"
подшивка "полного джаза": все выпуски (с 1998)
подписка: текущие новости джаза в rss
new! follow us on twitter
ЛЮДИ ДЖАЗА
музыканты: россия и экс-ссср - персональные страницы на "джаз.ру"
фотографы и журналисты
фотографии музыкантов на downtownmusic.net
оркестр олега лундстрема - официальный сайт
олег киреев - официальный сайт
пианист иван фармаковский - официальный сайт
алексей круглов - официальный сайт
даниил крамер - официальный сайт
алексей кузнецов - официальный сайт
вокалист александр андреев
ансамбль классического джаза валерия киселева
ДЖАЗ ЖИВЬЁМ
россия: клубы, концерты - сводная афиша: москва, санкт-петербург, екатеринбург, нижний новгород и др. города
джазовая афиша: лента джазовых анонсов в живом журнале
фестивали: путеводитель по джазовым фестивалям россии
радио, тв: джазовые программы в российском эфире - путеводитель
РАЗГОВОРЫ
начинающим: завсегдатаи портала рекомендуют музыку
livejournal: сообщество "джаз.ру" - общение ценителей джаза в "живом журнале"
джазовый форум - общение знатоков джаза и импровизационной музыки в классическом формате веб-конференции
джаз.ру "в контакте" - группа журнала "джаз.ру" в популярной российской социальной сети
джаз.ру @facebook - официальная страница российского джазового журнала в международной социальной сети
джаз.ру в одноклассниках - официальная группа российского джазового журнала в старейшей российской социальной сети
follow us on twitter
РАДИО
джазовые радиоархивы: слушать!
радио, тв: джазовые программы в российском эфире - путеводитель
слушать здесь: джазовый подкаст от "джаз.ру"
ОБРАЗОВАНИЕ
джазовое образование в россии: краткий путеводитель
джазовое образование в сша: краткий обзор
джазовая кафедра московского университета культуры: специальная страница
московский колледж импровизационной музыки
эстрадно-джазовый колледж "консорт"
ДЛЯ МУЗЫКАНТОВ

технологии для музыкантов

БИБЛИОТЕКА
начинающим: завсегдатаи рекомендуют музыку
начинающим: краткая история джаза
книги о джазе: теория, история, музыканты о музыкантах - читать!
видео: видеоканал "джаз.ру" на youtube, а также видеоархивы портала - смотреть!
сериал кена бернса "джаз": русская версия
НОВОСТИ
подписаться на новости от "джаз.ру" в rss
ПОИСК
поиск по порталу: страница поиска
О ПОРТАЛЕ
карта портала
о проекте. наши авторы.
использование информации
реклама на портале
КОНТАКТ
связаться с редакцией
ссылка на "джаз.ру"
   портал "Джаз.Ру": все о джазе по-русски
РАЗНОЕ
Rambler's Top100 Service
Искать на Озоне

ПАРТНЕРСТВО
BLUES NEWS
Downtown Music Блюз в России
Old Blues
Guitarist.Ru

Джаз-клуб "Квадрат"

(Санкт-Петербург)

Квадрат

НЕМНОГО ИСТОРИИ
(1997)

"Так долго не живут"
/из анекдота/

ГЕНЕАЛОГИЯ

    Д-58
   
Сначала был создан Д-58. Осенью 1958 года группа энтузиастов джаза организовала в ДК им. Горького первый советский джаз-клуб "Д-58". Именно здесь была прочитана первая лекция об импровизационном джазе. Через месяц клуб перебрался в ДК им. Кирова. В клубе начались лекции, репетировали ансамбли. 22 мая 1959 года в театре ДК состоялся первый концерт импровизационного джаза. Председателем клуба был Наум Каждан. В Совет входили Владимир Фейертаг, Валерий Мысовский, Ефим Барбан, Вадим Юрченков, сделавшие потом очень много для Петербургского джаза. Осенью 1959 года клуб был закрыт.

    КЛУБ ЛГУ
   
Весной 1961 года удалось открыть джаз-клуб ЛГУ. Ведущими фигурами в клубе были океанограф Александр Зайцев, Юрий Вихарев, Георгий Васюточкин. Каждый четверг в клубе читались лекции и проводились прослушивания новых записей. Клуб имел свой ансамбль, варьировавшийся от трио до секстета. Каждые 2-3 недели проходили концерты и джемы, на которых стали выступать джазмены из других городов страны. Практически в то время клуб стал центром джазовой жизни города. Наиболее памятные концерты: мемориальный Паркеровский 1962 года, концерты в рамках фестиваля Университета, джем с музыкантами оркестра Бенни Гудмена, концерт, посвященный пленуму СК РСФСР. Клуб был закрыт в 1963 году.

    ДЖАЗ- КЛУБ ЛЭТИ
   
В 1962 году стал активно участвовать в джазовой жизни города джаз-клуб ЛЭТИ (формально - секция любителей джаза клуба любителей музыки института). Клуб создан в октябре 19б2 года. Председателем был избран Борис Дьяков, заместителем - Виталий Шепшелевич. Деятельность клуба носила, в основном, просветительский характер. В клубе читались лекции силами членов клуба и главными лекторами клуба ЛГУ - Ю.Вихаревым, Г.Васюточкиным. Наиболее интересные концерты: Большой концерт диксилендов 1962 года (выступило 6 ансамблей, в том числе Ленинградский диксиленд и "Нева"); концерт в рамках фестиваля ЛГУ; подпольный фестиваль в Мореходном училище (вместе с ЛГУ). Вообще клуб тесно сотрудничал с клубом Университета, творчески уступая ему (не было своего ансамбля и таких эрудированных лекторов), но значительно превосходя организационно. Клуб был закрыт в 1963 году.

    "КВАДРАТ"
   
ДК им. Ленсовета (Вместе с комсомолом).
    Как видно из вышесказанного, идея клуба была не нова. Нужен был толчок со стороны. И он произошел. Как мы потом узнали задним числом, по заданию сверху компетентными органами был проведен анализ преступности среди молодежи. 70% преступлений молодежь совершала на частных квартирах. Комсомолу и профсоюзам было дано задание вытащить молодежь в общественные места. Активистов клуба ЛЭТИ в декабре 1964 года пригласили в Клуб молодежи в ДК им. Ленсовета, где они создали джазовую секцию. Председателем секции был избран Натан Лейтес, его заместителем - Виталий Шепшелевич. 31 января 1965 года состоялась первая лекция в клубе, в феврале - первая дискуссия. Весной клуб вместе с Горкомом комсомола проводит конкурс самодеятельных джазовых коллективов (Первый Ленинградский фестиваль джазовой музыки). Осенью 1965 года клуб делают городским. Выходит первый бюллетень - будущий "Квадрат". Отсутствие амбиций, воинствующий плюрализм руководства клуба содействовали объединению в лекторскую группу компетентных людей самых разных характеров и музыкальных пристрастий. Вынашиваются планы Лектория и Большого джазового фестиваля. Все это удается осуществить в 196б году. Весной клуб проводит самый большой по тем временам в стране Второй Ленинградский джазовый фестиваль, а осенью начинается первый лекторий из 14 лекций. В театре ДК им. Ленсовета (2200 мест) начинаются концерты из цикла "География советского джаза" с приглашением музыкантов из других городов страны. Издается второй "Квадрат" - прообраз теоретико-информационного журнала, которым он станет в будущем. Начало 1967 года клуб встречает Первым ночным джемом, который затем станет клубной традицией. Идет подготовка Третьего Ленинградского джазового фестиваля. Не объясняя причины, фестиваль запрещают. В "Белые ночи" клуб делает первый джазовый пароход. Это последний акт сотрудничества с комсомолом...
    Через несколько лет стало известно, что по дипломатическим каналам шла информация о том, что в Чехословакии любительские клубы стали более популярны, чем комсомол. В ГК ВЛКСМ устраивают отчет клуба и предлагают перейти в ДК им. Кирова, где есть большое помещение. Все вопросы предлагается решать с администрацией ДК, а комсомольское начальство не беспокоить.

    ДК им. Кирова (1967-1986)
   
В ДК первым делом предлагают прекратить выпуск "Квадрата". Здесь клуб берет себе название "Квадрат". Действительно, городской он или нет? Никто формально этот чин не отнял, однако работать можно только в ДК им. Кирова под руководством начальника массового отдела. То, что он городской, клуб доказывает своими делами.
    Продолжаются лектории, идут концерты, выпускается "Квадрат" (уже "самиздатом"), делаются газеты, значки. Свято чтутся традиционные ночные джемы, пароходы. Особое место в деятельности клуба занимают мемориальные концерты, посвященные 70 и 75-летию Эллингтона, концерт памяти Колтрейна, к 80-летию Армстронга, 25-летию оркестра Вайнштейна. Болышим успехом пользуются концерты, посвященные традиционному джазу - "Парад диксилендов", "Традиционный сбор" и др. В начале 70-х В.Фейертаг начинает лекции-концерты, как штатный работник Ленконцерта. Начинают эпизодически выступать ансамбли Д.Голощекина и Ленинградский диксиленд. Однако "Квадрат" еще остается центром джазовой жизни города. 70-е - начало 80-х клуб живет жизнью, мало отличимой от жизни подобных клубов. После гастролей Эллингтона закрывают клуб "Камертон", и "Квадрат" становится последним прибежищем любителей джаза. В 1974 году в третий раз ловят на "Эре"' с бюллетенем. В !976 году скандалом заканчивается попытка поездки на пароходе с музыкантами оркестра Северо-Техасского университета. После известного письма А.Баташева в Министерство Культуры, в самом конце 70-х, начинаются гастроли советских профессионалов. Проводятся первые "Осенние ритмы" (1978). "Квадрат" принимает активное участие в их организации. Активная концертная жизнь профессионалов, открытие "Клуба современной музыки" в 1979 году, и рок-клуба в начале 80-х делают посещение клубных концертов "менее модными", однако клуб имеет свою поредевшую, но преданную аудиторию. К 1985 году окончательно развалился давно требовавший ремонта Дворец им. Кирова. По пятому этажу, где размещался кпуб, прогуливаются голуби. Начинаются поиски нового места. Последнее мероприятие клуба в ДК им. Кирова (по идее В.Фейертага) - Первый конкурс молодежных и начинающих джазовых коллективов и исполнителей (весна 1986 года). Закрывается на ремонт театр ДК.

    Дворец Молодежи
   
Осенью 1986 года клуб начинает свою деятельность во Дворце Молодежи. У него прекрасное помещение, возможность пользоваться аппаратурой Дворца, свои инструменты. Минусом является то, что нужно выполнять план (хозрасчет). Это плохо, но не смертельно. Осенью 1986 года клуб проводит Городской конкурс "взрослых" исполнителей и коллективов. Весной 1987 года - Первый фестиваль "Джаз над Невой". Осенью 1987 года - Первый городской конкурс джазовых композиций. Идут концерты, встречи, джемы (среди гостей - Душко Гойкович и Сэл Нистико, музыканты ансамбля Дэйва Брубека, Билли Тейлор, Виктор Гэскин и др.). Клуб, как ни странно, выполняет "план". Правда, за нерентабельностью приходится закрыть лекторий. В 1988-89 г.г. проходят фестивали "Джаз над Невой". Плывуг пароходы, проходят концерты. В декабре 1989 года, накануне акционирования дворца, клубу предлагают "очистить помещение", занимаемое им во Дворце Молодежи.

    ДК Работников Пищевой Промышленности (Что сегодня?)
   
Пытаясь найти себе место в межсезонье, клуб к лету 1990 года находит общий язык с администрацией ДК Пищевиков. Находясь здесь, проводит Четвертый и Пятый фестивали "Джаз над Невой", концерты-встречи с музыкантами Массачусетского и Иллинойского университетов, концерт Ким Паркер. Сейчас концерты на клубной сцене - большая редкость и происходят только в связи с большими событиями. В 1994 году клуб устроил два праздника, достойных его истории. Концерт 35-летия Ленинградского диксиленда собрал в марте музыкантов и любителей традиционного джаза, как в старые добрые времена. Большим концертом клуб отметил 95-летие со дня рождения Эллингтона. К этому событию мы выпустили специальный эллингтоновский сборник, марку, Александр Гренберг перевел на русский язык книгу Стэнли Данса "Мир Дюка Эллинггона", и по предложению Геннадия Гольштейна был посажен дуб в честь Дюка. Это было весной. Осенью вместе с "Джаз-филармоник-холлом" - деревья в честь Уильяма Хэнди, Константина Носова, Всеволода Королева и Эдуарда Левина. Теперь у нас целая джазовая аллея. Уверены, что такая традиция будет продолжена.
    Клуб стал "площадкой молодняка". У нас репетируют 5 ансамблей, которые каждый вторник джемуют до умопомрачения. Как-то Бадди Рича спросили о его оркестре середины 70-х годов: "Почему Ваш оркестр называется "Бадди Рич и его убийственные силы"?". "А вы посмотрите, как они молоды, сколько у них энергии, послушайте, как они играют", - ответил Рич. То же можно сказать о нашей молодежи. Приходите по вторникам в клуб и убедитесь в этом сами. Вот уже год, как в клубе по понедельникам собирается мощная секция филофонистов. Мы начали выпуск микроскопическими тиражами кассет "Золото джаза" (Выдающиеся исполнители, ансамбли и оркестры). Есть интересные планы издания кассет отечественных музыкантов. Огромную работу в секции проводят Тенгиз Вашакидзе и Виктор Гуляко, который взял шефство над парой ансамблей и буквально "завалил" их информацией. Другой член секции - Виктор Самохвалов помогает записями молодым вокалистам.
    Чуть позже по понедельникам "штатный" критик клуба Сергей Мелещенко помогает членам клуба отличать хороший джаз от плохого. В общем, два дня в неделю наполнены джазом. На остальное не хватает сил. И хотя молодое поколение наряду "с пепси" выбирает джаз, оно предпочитает его бесплатно играть, а не заниматься "нудной, рутинной" организационной работой. "Скамейка запасных" функционеров клуба пуста.

ДЖАЗ-КЛУБ "КВАДРАТ"
КРАТКАЯ ХРОНОЛОГИЯ

1958 При ДК им. Горького (затем перешел в ДК им. Кирова) создаетя первый в стране джазовый клуб "Д-58" - прародитель "Квадрата".
1959 Джаз-клуб "Д-58" закрыт.
1961 Создается джаз-клуб ЛГУ - близкий родственник "Квадрата". Начинает работать джазовая секция музыкального клуба ЛЭТИ.
1963 Джаз-клуб ЛГУ и джазовая секция ЛЭТИ закрыты.
1964,
декабрь
"ЛЭТИшники" приходят в ДК им. Ленсовета и организуют джазовую секцию при Клубе Молодежи Петроградской стороны.
1965 Проводится первый городской фестиваль джазовой музыки. Джазовая секция становится городским клубом. Выпуск первого номера Бюллетеня "Квадрат".
1966 Клуб проводит Второй Ленинградский фестиваль джазовой музыки - самый большой в то время в стране. Начало проведения регулярных циклов лекций. Первый концерт из цикла "География советского джаза".
1967 Первый ночной джем. Клуб перебирается в ДК им. Кирова. Первый "джазовый пароход". Городской джаз-клуб получает название "Квадрат".
1974 Клубом прекращается выпуск бюллетеня "Квадрат" в связи с запретом. Начало выпуска клубной стенгазеты "Пульс джаза".
1986 Проведение первого конкурса молодежных и начинающих джазовых коллективов. Клуб перебирается во Дворец молодежи. Проведение Проведение первого конкурса молодежных и начинающих джазовых коллективов. Клуб перебирается во Дворец молодежи. Проведение общегородского "взрослого" конкурса.
1987 Начало регулярного проведения фестивалей "Джаз над Невой". Первый городской конкурс джазовых композиций.
1990 Джаз-клуб "Квадрат" перебирается в ДК работников пищевой промышленности.
1991 Начало регулярного проведения встреч в кафе - "Джаз по вторникам".
1994 К юбилею Эллингтона приурочена посадка дуба в его честь. Начало "джазовой аллеи". Официально издана первая публикация филофонистов. Начинается выпуск кассет с записями отечественного и зарубежного джаза.

НЕМНОГО СТАТИСТИКИ

За 30 лет клубом проведено:

  • 2 больших фестиваля 1965 и 1966 года;
  • 5 фестивалей "Джаз над Невой";
  • свыше 300 концертов, на которых побывало более четверти миллиона человек;
  • более 40 циклов лекций-концертов (в каждом цикле было в среднем 6 лекций);
  • более 30 "джазовых пароходов";
  • 8 конкурсов молодежных и начинающих коллективов и исполнителей;
  • выпущено 14 бюллетеней "Квадрат";
  • выпущено 50 номеров газеты "Пульс джаза".
  • выпущены книги:
  1. "Джаз в лицах" (сборник шаржей и эпиграмм на джазменов, в основном - питерских).
  2. Джаз-клуб "КВАДРАТ": краткая история. - С 6.,1995.
  3. "Тribute tо Duke", 1899-1974 Сборник статей, 1994.
  4. Пташка. Легенда о Чарли Паркере) Р. Рейзнер. Пер. В Мысовского. изд. Совместно с "ЛИК" - СПб., 1996.
  5. Рассказы о джазе. Сборник рассказов американских авторов. Перевод В Мысовского, - СПб, 1995.
  6. Пятизвездные джазовые СD (1988-1997) по рейтингу журнала "Down Beat"-, 1998.

ЛЮДИ КЛУБА

"Историю делают не массы, а люди".
/антитеза тезису КПСС/

    3а свою без преувеличения длинную историю клубные дела решали и делали конкретные люди - как любители джаза, так и музыканты. За 30 лет более сотни человек в большей или меньшей степени создавали клуб, поддерживали и лелеяли его. Это были инженеры и студенты, музыканты и музыковеды, рабочие и служащие.
    Мы сегодня благодарны всем, кто в разное время внес наиболее заметную лепту в жизнедеятельность, клуба, а именно:
    Натану Лейтесу, Виталию Шепшелевичу, Роману Левину, Петру Симакову, Борису Любичу, Андрею Федорову, Валентину Устиненко, Георгию Васюточкину, Владимиру Фейертагу, Юрию Вихареву, Ефиму Барбану, Валерию Мысовскому, Давиду Голощекину, Михаилу Биржакову, Владимиру Вайхонскому, Георгию Хормушко, Вячеславу Федоровичу, Эдуарду Маркову, Сергею Мелещенко, Сергею Богданову, Ефиму Гузикову, Евгению Котляру, Юрию Князеву, Петру Маланину, Евгению Раскопову, Александру Смирнову, Владимиру Манахимову, Петру Капустину, Александру Кондурову, Владиславу Панкевичу, Михаилу Гаврилову, Роману Коппу, Юрию Вдовину, Борису Говорову, Александру Павлову, Владиславу Зуеву, Валерию Лашманову, Ларисе Жуковой, Ирине Спивак, Александру Миронову, Юрию Некрасову, Валентину Рудакову, Александру Гренбергу, Олегу Саморукову.

    Клуб периодически отмечал заслуги своих активистов, поводом для чего служили всевозможные юбилеи. Вот некоторые удачные образцы эпистолярного творчества наших поздравителей С.Мелещенко и В.Шепшелевича.

"Как услышит люд честной
Джаз "кондовый", "коренной",
Джаз без "смури" и без "лажи",
Без "собак" и "кошек" даже,
Каждый будет очень рад,
Что зашел в джаз-клуб "Квадрат"

/Русский народный джазовый фольклор/

    Городской джаз-клуб "Квадрат" дожил до такого возраста, что он уже может себе позволить не набавлять годов "для солидности". Тем более, что нам, как ветеранам, рассчитывать не на что. Нынешние чиновники скупы на все льготы, кроме собственных...
    Мы заявляем честно и прямо: в конце 1994 года нам стукнуло ровно 30 лет! Мы являемся старейшим в стране и в то же время живым джазовым клубом! Вот некоторые из наших имен.

В.С.Мысовский

"Кто рассвинговывать способен барабан?
На кого сердит и злобен Е.Барбан?
Кто всегда, что с ним не делай, любит джаз.
Кто снаружи, хоть и белый, - черномаз."

/Из поздравления В. С.Мысовскому с 50-летием, музыка Р.Вестона, слова народные/

    Неувядающий энтузиаст, барабанщик, лидер ансамблей, лектор-исследователь и проповедник джаза. В эпоху просвещения был не только отличным лектором, но и автором-переводчиком американских музыковедческих книг и художественных рассказов о джазе. Если беседам Мысовского о джазе свойственна нарочитая бесстрастность и "куловость", то об его игре на барабанах этого не скажешь. Мысовский - горячий поклонник хард-бопа; его музыкальными кумирами были и остаются ныне покойные Чарли Паркер и Арт Блэйки.

Г.Л.Гольштейн

"Назвали эту личность Геной,
Хоть он и не был Крокодил,
В нем были джазовые гены,
На саксофоне он дудил"...

/Из поздравления с 45-летием Г.Гольштейна/

    Гена - живой классик советского джаза, своим исполнением донесший на альт-саксофоне до ушей наших граждан "живое" звучание Паркера, Эддерли, Колмана и других "потусторонних" корифеев. "Кулуарных" бесед о джазе с дилетантами Гольштейн обычно избегает, но был и остается лучшим и талантливейшим педагогом по классу саксофона. Геннадий вывел в люди такую интересную джазовую молодежь, как: И.Бутман, А.Синенко, Д.Баевский, И.Тимофеев и др. Вклад Г.Гольштейна в дело спасения российского джаза от "клинической смерти" огромен, несмотря на его параллельное увлечение средневековой музыкой.

Д.С.Голощекин

"Когда с трубой и строгим видом
Идет на сцену музыкант,
Любому ясно: у Давида
Отменный джазовый талант "..

/Отрывок из очередного панегирика в адрес Голощекина/

    Сегодня относить Давида к членам "Квадрата" - это значит проявлять фамильярность и нахальство. Всем известно, что нынешний Додик - международная "звезда", заслуженный деятель и "владелец" авторитетного джазового заведения. Но сквозь все эти титулы просвечивает врожденное физиологическое стремление Давида к "прямому", "честному" джазу, в результате чего Голощекин прекрасно владеет не только десятком инструментов, но и неослабевающим вниманием подлинно джазовой публики. В свой "Джаз-филармоник-Холл" Додик всегда пускает членов "Квадрата" на "халяву", что свидетельствует о сохранении между этими организациями духовно-джазового родства.

В.Б.Фейертаг

"Смог охватить ты в короткие сроки
Диско и "Фьюжн", попы и роки...
Став в Ленконцерте профессионалом,
Ты гонорары имеешь навалом!"

/Из поздравления В.Б. Фейертага с 50-летием; музыка Д Эллингтона, слова народные/

    Фейертаг, как и Голощекин давно перешел из разряда энтузиастов-любителей в профессиональные деятели джаза. Он стал сначала советским, а потом плавно перешел в Российские Норманы Грэнцы (правда, с меньшими, чем Грэнц финансовыми и кадровыми возможностями). Владимир Борисович стал первым "мастером церемоний" в сфере отечественного джаза, перенеся на нашу почву не только культуру и раскованность, но и, что удивительнее всего, глубокое знание джаза. Начинал Фейертаг на сцене джаз-клуба "Квадрат", и они (клуб и Фейертаг) за это время существенно обогатили (только духовно) друг друга.

Н.Ш.Лейтес

"Лейтес - наша главная фигура,
Лейтес - наша сила и успех.
Пусть он не имеет шевелюры,
Пусть он не имеет шевелюры,
Он друзей имеет больше (чаще) всех!"

/Юбилейная песня/.

    Если любительский джаз-клуб "Квадрат" просуществовал более 30 лет и не умер, то это произошло благодаря таким энтузиастам-любителям джаза, как председатель клуба Натан Лейтес. Таким, как он, околоджазовый процесс важнее результата, и поэтому там, где прагматики в поисках конкретной пользы и выгоды уходят в профессионалы, Натан "пашет от зари до зари", по-любительски, и как ни странно, находит бескорыстных любителей помогать и способствовать. Иногда Натан говорит слишком долго тогда, когда можно короче. Но в таких случаях его дополняет и приходит ему на помощь немногословный Виталий Шепшелевич.

В.И.Шепшелевнч

"Всегда корректен он сугубо,
Не бородат, хоть и усат,
Он - наша вывеска джаз-клуба,
Наш респектабельный фасад"...

/Из любительской служебной характеристики на В.И.Шепшелевича/.

    Официальному признанию Лейтеса и его команды во многом способствовал В.Шепшелевич. Еще в ту пору, когда государственные чиновники могли как-то помочь (или помешать) джазовому движению, для общения с ними на первый план был выдвигаем Виталий Шепшелевич Он всегда был похож на Никиту Михалкова (даже больше, чем Никита Сергеевич), что нравилось не только рядовым, но и руководящим женщинам. Виталий придавал респектабельность разнузданной околоджазовой "вольнице", которая еще до появления "рок-тусовок" вызывала аллергию у партийных функционеров. Но главное, Виталий, издавна знал и понимал джаз, и для тех немногих, кто ходил в клуб для джазового общения, "размышлять" о джазе в компании Виталия всегда было приятно и полезно.

С.Н.Мелещенко

"Дайте юмор Диогена,
Что мне страсти накалит...
Дайте гены Маллигена!
Дайте в зад радикулит."

/Из юбилейных призывов к Мелещенко/.

    Он пришел в клуб не сам, его привел по знакомству Всесоюзный ГИД - Ю.Верменич. Привел, но не объяснил, что даже в те далекие времена клуб являлся замкнутым кланом со своими традициями и иерархией ценностей. Сергей был юмористом; в клубе ему было так же смешно, как везде, но здесь засмеялись над ним... Над его "плавающей" "Астрой", над его незнанием Гюнтера Шуллера и Пола Блея, над его наивным восхищением игрой Оскара Питерсона и Лайонела Хэмптона и неизвестно откуда им выисканным термином "фанки-чувство". Однажды Роман Копп посоветовал Сергею направить часть своего юмора на организацию 40-летнего юбилея Натана Лейтеса. Это мероприятие получило почти всенародное одобрение, и вскоре клуб "Квадрат" "остоюбилелил" всем и вся... Ныне юбилейная традиция почти умерла естественной смертью, ибо спонсоров на личные амбиции юбиляров, как правило, не находится.

Олег Саморуков

    Во Дворец Молодежи пришел молодой человек, немного игравший на тромбоне. Он активно включается в клубную жизнь и как музыкант (создает диксиленд и выступает с ним на конкурсе), и как организатор. После армии со второй попытки он создает при клубе новый диксиленд, который становится победителем конкурса молодежных джазовых коллективов и сегодня достойно представляет традиционный джаз. Сам Олег значительно вырос на своем инструменте. Главная же его заслуга - приглашение в молодежную секцию клуба талантливой молодежи. Олег на порядок моложе всех клубных функционеров, учится шоу-бизнесу, и, возможно, его ждет большое будущее.

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ

    В огромной Москве - два клуба, каждый из которых открыт по дню в неделю (Материал относится к 1997 г., сейчас ситуация изменилась - ред.). У нас практически ежедневно работает "Джаз-филармоник-холл". Ежедневно открыт "JFC Jazz Club". Да у нас просто Нью-Йорк по сравнению с Москвой! Сегодня Петербург - самый джазовый город страны. "Квадрат" кое-что сделал для этого. Что будет с клубом - не знает никто. Сколько он проживает еще и как? "Пророков нет в Отечестве своем". Абсолютно ясно одно. Свои первые 30 лет он прожил достойно.

Copyright © 1997-2017 Джаз.Ру
учредитель: Кирилл Мошков
свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС 77-24637 от 13.06.06.

использование информации

Основатель -
Петр Ганнушкин
Учредитель и главный редактор -
Кирилл Мошков

полные выходные данные, связь с редакцией


Электронное средство массовой информации "Портал Джаз.Ру". Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС 77-24637