ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Обзор джазовой жизни Выпуск #1 21 октября 1998

Российский кризис и джазовая жизнь: кто кого?

    Итак, что мы имеем? Имеем мы, господа, комплексный политико-экономический кризис в государстве. То есть еще надо доказать, кто тут кого имеет - скорее, кризис нас, чем мы его. И тем не менее. Чем ознаменовались сентябрь и октябрь в том деле, которому посвящен наш сервер (то есть в джазе)?

    Пятого сентября в Москве, в Новой олимпийской деревне, был небольшой фестиваль "Джаз на Олимпе". Подробный репортаж с него можно прочитать здесь.

    Одиннадцатого открыл свой пятый сезон "Джаз-арт клуб" который, невзирая на кризис, предложил слушателю весьма интересную программу.

    Пятнадцатого в Центре искусств "Столица" (Центральный Дом художника) играл международный состав "Джазовой Галереи" Николая Панова. Подробный репортаж об этом и еще об одном концерте Панова можно прочитать здесь.

    Восемнадцатого в Новокузнецке была "Великая сибирская ассамблея современного искусства" - мощнейшее авангардное действо, заваренное главным катализатором новокузнецкого джаза Анатолием Берестовым. Помимо авангардистского пляса и пластической импровизации, театра авангардной моды, фольклорных коллективов (включая настоящих алтайских шаманов) и т.п., был там, естественно, и джаз - в духе всего мероприятия абсолютно авангардный, по ехидному определению самого Берестова - собачатина, в исполнении его самого (фортепиано), уральца Сергея Проня (труба), архангелогородца Олега Юданова (барабаны) и новосибирца Дмитрия Аверченкова (контрабас). Анатолий говорит, что местный губернатор Амангельды Тулеев - большой поклонник джаза вообще и новокузнецкого джаз-клуба "Геликон" в частности. Дай-то Бог.

    Двадцать третьего в концертном зале им. Чайковского начался Московский фестиваль, в этом году избавившийся наконец от нелепых претензий на "международность" и заодно от порядкового номера - в этом году он назывался просто "Московский джаз-фестиваль - 98". Подробный репортаж с него можно прочитать здесь.

    Двадцать шестого же, пока в КЗЧ кончался фестиваль, в "Столице" на Крымском валу был Профессор. Концерт из ежемесячного цикла "Чекасин и Гости". Владимир Чекасин - сам по себе супер-имя. Тут к нему присоединился Даниил Крамер на фортепиано - тоже не самое последнее имя в российском джазе. Плюс два литовских гостя - искушенный перкуссионист Гедяс Лауринавичюс и отличная вокалистка, которая всех просит называть ее просто Неда (фамилия Малунавичюте для русского уха и впрямь нелегка). С этой вокалисткой был хороший альбом у Крамера ("Sing Sing Sing", МС, "Авторская песня", 1997), и тут она тоже блеснула. Но самым запоминающимся музыкально был момент, когда Крамер играл плотнейшую ткань а-ля Моцарт, а Чекасин импровизировал на том же языке - почти XVIII века.

Пицца-экспресс (фото Павла Корбута)    Теперь переходим к октябрю. В Москве открылась еще одна джазовая точка! Пресс-конференция, посвященная открытию этой точки, состоялась в ресторане "Пицца-экспресс" 2 октября. Помимо руководства ресторана, расположенного в своеобразной крытой галерее между двумя новыми офисными зданиями близ Смоленской площади, в пресс-конференции участвовали организаторы музыкальной программы "Пиццы-экспресс" - братья Михаил и Андрей Ивановы (они же - "резидентный" дуэт клуба "М-бар"). По словам гг. Ивановых, живой джаз будет звучать в "Пицце-экспресс" ежедневно с 12.00 до 24.00 (!) - впрочем, не подряд, а с небольшими перерывами. В музыкальной программе новой точки будут задействованы практически те же музыканты, что работают с братьями в "М-баре" - вокалистки Ирина Томаева, Ирина Родилес, Нора Иванова, возможно - Сергей Манукян, Наталья Кожемяко и др.; из инструменталистов - саксофонист Борис Курганов, барабанщики Дмитрий Севастьянов и Вано Авалиани и др. Впрочем, братья оговорились, что будут привлекать и других музыкантов из-за большого объема работы. Михаил Митропольский, который вел пресс-конференцию, поинтересовался у организаторов, не будут ли мешать джазовым программам архитектурные особенности помещения (ресторан представляет собой огромное, перекрытое стеклянным скатом пространство между двумя каменными строениями; музыканты играют высоко над посетителями, на балкончике над стойкой бара, на уровне второго этажа). Ответ был дан в том смысле, что "сильное эхо обволакивает музыку и заставляет ее звучать более романтично". Впрочем, когда после пресс-конференции началась музыкальная программа и под аккомпанемент братьев Ивановых и их ансамбля на балкончике стали петь Ирина Томаева, Ирина Родилес и Нора Иванова, действительно очень сильное эхо заставило в этом несколько усомниться - музыку было хорошо слышно, пожалуй, только из закрытых помещений второго этажа, куда она передавалась по трансляции.

    Пятого октября в Овальном зале Московского союза музыкантов (на Большой Никитской) играл проект под названием "Второе приближение" - это набирающий обороты дуэт Андрея Разина (фортепиано) и Игоря Иванушкина (контрабас) плюс Владимир Галактионов (труба), Вано Авалиани (ударные) и Татьяна Комова (вокал). Очевидцы утверждают, что концерт был очень сильным и интересным и что "Второе приближение" грозит стать одним из "проектов года", когда Московская ассоциация джазовых журналистов начнет готовить премию "Джаз'Ухо-98".

    Шестого и седьмого в Москве был Уинтон Марсалис (труба) и его Lincoln Center Jazz Orchestra. Репортаж наших корреспондентов о некоторых моментах его пребывания в Москве можно прочитать здесь.

    Тогда же - шестого и седьмого - в Центре искусств "Столица" (Центральный Дом художника) прошли два концерта с длинным названием "Альтернатива из Длинных рук". Это одновременно была новоджазовая часть авангардного фестиваля "Альтернатива" и московское послесловие проходившего в Петербурге SKIF 3 - фестиваля памяти Сергея Курехина (первого на территории России; первые два проходили в Нью-Йорке, Вы можете прочесть репортаж со второго - 5-10.05.98). Здесь - репортаж с московского мероприятия.

    Шестнадцатого октября в "Джаз-арт клубе" играл человек, которого смело можно относить к категории "ЛСД" - "Легенда Советского Джаза". Это - гитарист Николай Громин (Дания). Здесь - подробный репортаж с концерта.

По концертам ходили:
Кирилл Мошков,
Николай "BigNick" Богайчук,
Петр Ганнушкин.

    Помимо собственных наблюдений, "Джаз в России" хотел бы предложить вам еще два текста. Первый - результат начавшейся программы обмена материалами с выходящим в Белоруссии журналом "Jazz-квадрат": это рассказ корреспондентов журнала о прошедшем в Минске джазовом фестивале. Его можно прочитать здесь. Второй текст прислан нам нашим читателем из Новосибирска и посвящен проблемам джазового образования (его можно прочитать здесь). Пример автора текста, г-на Мездрикова, должен быть заразителен для всех наших читателей! Пишите, пожалуйста!