ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Обзор джазовой жизни Выпуск #1 21 октября 1998

Международный состав "Джазовой Галереи" Николая Панова

Николай Панов и Жан Барди (фото Павла Корбута)    В этой версии "Джазовой Галереи" Николай Панов (тенор-саксофон, сопрано-саксофон) был единственным русским - остальные участники новой инкарнации проекта прилетели из Франции. Николай уже играл с ними в Париже, а теперь пригласил с ответным визитом. Квартет выступил в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле на очередном фестивале "Джаз-транзит", Москва завершала российский маршрут. За роялем был профессор Национальной консерватории в Париже Эрве Селлен (он в России уже бывал, причем неоднократно). На контрабасе - длинноволосый и мрачный Жан Барди. И, наконец, за барабанами находился Джефф Будро - нью-орлеанец, успевший начать свою карьеру на родине, а продолжить в Вене (теперь же он успешно преподает джаз в Париже). Во Франции этот квартет играл только музыку Телониуса Монка, здесь же, помимо оной (кстати, весьма интересно сыгранной), звучали еще авторские вещи Селлена, Барди и самого Панова, а также одна его аранжировка Чайковского ("Осенняя песня"). Заметно, что французское трио вместе раньше играло чуть больше, чем с Николаем - иногда (в вещах Селлена) даже казалось, что партию саксофона просто вставили в готовую аранжировку. Тем не менее русский саксофонист пришелся ансамблю как раз впору. Дело в том, что Николай чаще всего играет довольно мягко и затейливо, иногда даже чуть холодновато, что как нельзя лучше подошло к сугубо европейской, "головной" манере французов. Очень впечатляли явно подготовленные эпизоды французского трио, вроде внезапных падений интенсивности, когда вместо ожидаемого по стандарту контрабасового соло вдруг начинает ткаться какая-то негромкая, но почти фри-джазовая ансамблевая ткань. И очень хороший пианист - Эрве Селлен. Ну очень. И гармоническое мышление отличное, и с техникой все в порядке, и при этом нет характерного американского разудалого звукового хамства в левой руке, столь свойственного наезжающим на Россию игрокам с другой стороны Атлантики. Как ни парадоксально, срывая мощные аплодисменты на соло, Селлен даже сильнее как аккомпаниатор, чем как солист. Может, потому, что хороших солистов-пианистов и в России можно найти, но среди них раз-два и обчелся таких, которые умеют играть соло не на протяжении всей композиции, а только там, где полагается, а все остальное время играть в  а н с а м б л е. И еще пару хороших слов хочется сказать о барабанщике. Не будучи особенно громовым виртуозом, мистер Будро тем не менее обладает очень крепким ритмом и чрезвычайно музыкально играет в медленных вещах соло твердыми кожаными колотушками на альтовых барабанах, как на литаврах.
Джефф Будро (фото Павла Корбута)     После концерта, продолжавшегося ровно сто минут, ансамбль резво умчался в клуб "Красная площадь" - там было запланировано еще одно выступление, но ваш корреспондент туда не поехал, а поехал озвучивать очередной выпуск программы "Джазофрения". По этой же причине он не попал и в "Синюю птицу", где в этот вечер играли шведы из Frederik Noren Band (между прочим, лучшего джазового малого состава Швеции на протяжении ряда лет). :-(
    Забегая вперед, скажем, что барабанщик Джефф Будро еще раз приезжал в Москву в середине октября. 17 октября он играл в клубе "Земля птиц" с таким вот составом: Николай Панов (тенор-саксофон), Лев Кушнир (клавишные) и резидент клуба бас-гитарист Александр Ростоцкий. Удивительно удачный концерт - кто был, повезло! Было хорошо заметно, что ансамбль не репетировал, но это был тот нечастый случай, когда, что называется, "шара покатила": все в музыке логично и изящно произрастало одно из другого, каждый старался проявить в соло побольше хороших качеств (в том числе и юмора), и отчетливо чувствовалось, что каждый из музыкантов не доллары отрабатывает, а играет музыку. Александр Ростоцкий даже посетовал, что концерт не записывался (а ваши корреспонденты сидели в зале и кусали друг другу локти по тому же самому поводу), и сообщил, что хотел бы с Джеффом записать пластинку вообще дуэтом. Да, признаться, они вдвоем были бы хороши.

назад к обзору