ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Обзор джазовой жизни Выпуск #1 21 октября 1998

Уинтон Марсалис

Уинтон Марсалис    6 октября в Рахманиновском зале Московской консерватории прошла лекция трубача Уинтона Марсалиса "Что такое джаз". Это был довольно схематичный рассказ об основных выразительных средствах джаза, перемежаемый музыкальными примерами, которые Марсалис исполнял со своим септетом. Текст лекции переводил лондонский радиожурналист Александр Кан. Собственно, музыканты септета не только поддерживали своего лидера в исполнении примеров нью-орлеанского традиционного джаза, свинга и бибопа, но и самикое-что рассказывали. Кларнетист Виктор Гойнс демонстрировал "вокальные" приемы игры на своем инструменте, альт-саксофонист "Уормдэдди" Андерсон - на своем, барабанщик Хэрлин Райли рассказывал об эволюции ударной установки - единственного инструмента, изобретенного джазовыми музыкантами - и приемов игры на ней, а тромбонист Уэйн Гудмен показывал различные приемы игры с сурдинами и без оных. В заключение лекции, продлившейся примерно сорок пять минут, септет сыграл четыре композиции в разных темпах и стилях, демонстрируя, что такое "природное чувство свинга". Затем Уинтон, единственный джазовый лауреат Пулитцеровской премии (американский аналог Ленинской премии в СССР:-)) перешел к ответам на вопросы присутствующих, среди которых большинство составляли студенты и преподаватели консерватории и других музыкальных учебных заведений. Вопросы касались отношения Уинтона к российским джазменам (он признался, что знает только Валерия Пономарева, которого сменил в Jazz Messengers Арта Блэйки в 1981 г.), к Москве (он практически не видел города, но ему "кажется, что здесь есть душа"), к различным известным джазменам (он подробно рассказывал, к кому как относится) и к тому, можно ли научиться свингу или с ним нужно родиться (Марсалис считает, что научиться можно чему угодно - подразумевается "и белого можно научить джаз играть", но вслух он этого произносить не стал. Видно, постеснялся). Затем музыканты попрощались с публикой до следующего вечера, когда у них был назначен концерт в ГЦКЗ "Россия".
Уинтон Марсалис    Концерт Уинтона Марсалиса и Lincoln Center Jazz Orchestra (США) состоялся в ГЦКЗ "Россия" 7 октября. Невзирая на довольно скромную рекламу концерта LCJO, зал был заполнен практически на 100%. Концерт открылся вступительным словом Александра Кана, после чего музыканты начали по одному подниматься на сцену, а аудитория, в каждом из темнокожих инструменталистов видя Уинтона Марсалиса, приветствовала их овацией. Бэндлидер же, как обычно, появился последним, когда оркестр уже играл. Оркестр начал свое выступление исполнением своей версии известной поколениям россиян песенки "Спят усталые игрушки", что вызвало в зале большое оживление. Больше г-н Марсалис поправки на местную специфику не делал, и оркестр играл ту программу, которую и будет исполнять в течение своего мирового турне (оно начинается в Москве и продлится до Нового года). Уинтон Марсалис как трубач и остальные солисты LCJO продемонстрировали привычно высочайший уровень игры - даже в большей степени, чем на предшествовавшей лекции в Московской консерватории (см. выше). Концерт продолжался больше двух часов с небольшим перерывом, во время которого по всему залу интенсивно перемещались обменивающиеся впечатлениями представители московского джазового бомонда (Юрий Саульский, Герман Лукьянов, Алексей Козлов, Игорь Бриль и др., включая даже только что вернувшегося с джазового фестиваля в калифорнийской Санта-Барбаре Олега Леонидовича Лундстрема, который, судя по всему, не слишком хорошо себя чувствовал). В заключение второго отделения концерта Уинтон Марсалис пригласил на сцену российского саксофониста Игоря Бутмана, который под овации зала отыграл с оркестром одну композицию. На этом пребывание оркестра в Москве завершилось (назавтра музыкантов ждал концерт в Праге), но это не последний концерт Уинтона сотоварищи в России - следующие их выступления запланированы на 1999 г.

назад к обзору