Обзор джазовой жизни Выпуск #10 - 23 декабря 1998

Сибирские джазовые известия - ноябрь 1998

    В малом зале Новосибирской государственной филармонии впервые был начат лекционный абонемент "История мирового джаза". Чтобы избежать аналогии с утратившими актуальность лекциями a-la советского общества "Знание", организатор и ведущий этого Лектория Сергей Беличенко использует в абонементе живые выступления музыкантов и свой богатейший видеоджазовый архив, который проецируется на большой экран. В принципе Беличенко повторяет свой курс, который он читал в Новосибирском университете на факультете мировых культур. Лекции рассчитаны на самого простого, неподготовленного и заинтересованного слушателя. Никаких специфических терминов и музыкального анализа жанра не предлагается. В основном дается картина джаза как культурно-социологического феномена ХХ века в самой доступной форме. На удивление устроителей первая лекция собрала более 100 слушателей со всего города, в основном студентов гуманитарных вузов, самих музыкантов и фэнов. Лекторий проводится в течении года и состоит из 14 лекций по истории джаза от архаичных времен до последних событий.

    Концертная джазовая же жизнь проходит в основном на сценах филармонии Новосибирска и других близлежащих городов. Так, в течение месяца в большом зале НГФ выступил вокальный ансамбль Павла Шаромова с квартетом Владимира Лещинского. Затем - октет лучших музыкантов, объединенный в МОДЕРН ДЖАЗ-СЕПТЕТ (Андрей Лобанов - труба, Олег Голюнов - тромбон, Андрей Турыгин - альт-саксофон, Владимир Тимофеев - тенор-саксофон, Игорь Дмитриев - рояль, Дмитрий Аверченков - контрабас, Михаил Беляев и Сергей Беличенко - барабаны), представил программу "Этюды джазового неоклассицизма", составленную из композиций Игоря Дмитриева и фирменных аранжировок, которые Сергей Беличенко привез из Нью-Йорка. В Томске выступил вибрафонист Игорь Уваров и вокалистка Наталья Соболева с квартетом. Джазовое Старое Трио Игоря Дмитриева открыло джазовый абонемент в Барнаульском музыкальном колледже (имеющем джазовое отделение), а в Новокузнецке выступил дуэт пианистов Даниила Крамера и Анатолия Берестова, главы тамошнего джаз-клуба. Новосибирский оркестр Владимира Толкачева (по мнению многих критиков, лучший в стране) также начал серию концертов с новыми программами по клубам города. На этих концертах, при всей негативности экономической ситуации в крае, публика заполняет залы до отказа.

    Удивительное событие прошло 21 ноября в стенах Барнаульской государственной филармонии. Отмечалось 30-летие алтайского джаза. Разумеется, не являясь чем-то особенным в творческом отношении, джаз на Алтае во многом повторил историю развития этой музыки в Сибири. На концерте чествовали пионеров джаза, ветеранов больших оркестров, играли молодые музыканты Барнаула и Новосибирска. Для маленького патриархального сибирского городка с 300-летней историей это стало значительным событием, и инициатор проекта, барабанщик Виктор Манаков поклялся, что отныне каждый год в Барнауле, несмотря ни на что, будут проходить большие фестивали, как это было в 80-е годы, когда на "Алтайские джазовые зори" приезжал весь советский джазовый бомонд.

    В этот же день в Новосибирске отметили 10-летие Сибирского Диксибэнда Бориса Балахнина. Когда-то очень активный ансамбль, первый и единственный в Сибири, игравший диксиленд, много гастролировал по России, СНГ, выступал в Финляндии, Германии, Китае, Голландии. Выпустил три компакт-диска и был любимцем города. Но с уходом двух ведущих музыкантов, определявших музыкальный стиль ансамбля - басиста-вокалиста Петра Ржаницына и тромбониста Александра Султанова - творческая насыщенность угасла и в последние годы, в новом составе диксибэнд стал приобретать чрезмерно популярно-ресторанную окраску. На юбилее Диксибэнда, обставленного с сибирской роскошью, при участии предпринимателей, поддерживающих джаз, и друзей музыкантов, организатор и руководитель коллектива саксофонист Борис Балахнин объявил о самороспуске ансамбля. Таким образом, закрылась еще одна немаловажная и веселая страница сибирского джаза.

Сергей Беличенко

назад к обзору