ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #43
Сколько должен стоить вход в клуб, 
или сколько он может стоить...
Часть I. Материал из "Jazz-квадрата": "Не ходите дети... слушать джаз в Москве"

(Надо сказать, что материал этот попал в номер, что называется, в самый последний момент, когда рабочая папка журнала была уже фактически закрыта. Просто тема, поднятая автором, очень уж злободневна для всех нормальных фанатов джаза. Не тех, кто ходит в ресторан вкусно и дорого покушать и заодно, так уж и быть, послушать что-то там такое престижное и джазовое, а для людей, кто хочет уютно и недорого посидеть вечером под звуки любимой музыки. - редактор "Jazz-Квадрата".)

Оказавшись в Москве с культурно-просветительскими целями буквально на следующий день после трагических событий на Пушкинской площади 8 августа, я (как обозреватель петербургской джазовой жизни) не могла удержаться от посещения хоть одной джазовой точки на музыкальной карте Москвы. 
Из трех возможных в отведенный для джаза вечер вариантов был выбран клуб "Авантаж", руководителем которого является небезызвестный в Москве джазовый функционер г-н Михаил Грин. Его новое детище, пришедшее на смену почившему клубу "Birdland", просто поразило, но... к сожалению, не очень приятно. Скажу сразу: к музыке никаких претензий нет. Выступавший в этот вечер квинтет под руководством молодого и, несомненно, весьма талантливого трубача Виталия Головнева был выше всяких похвал. И классика джаза, и авторские композиции звучали свежо, оригинально и мастерски, разве что недолго (первое отделение 20 минут, второе - 30). А вот несоответствие интерьера и в какой-то мере качества звука установленным в этом клубе (скрывающемся снаружи под вывеской ресторана "Зеленая птица") ценам напрочь подпортило впечатление от музыки. Цена в 200 рублей за вход в это среднего уровня кафе, расположенное не в самом выгодном месте, не считая того, что здесь считается обязательным еще и сделать заказ, несмотря на наличие живой джазовой музыкой - это перебор. К тому же об этой цене посетитель узнает, только получив от официанта счет за свой заказ. "Приятная неожиданность" поджидает его в графе "обслуживание".
Невольно сравнивая увиденное и услышанное с родным питерским, хочу посоветовать московским любителям джаза: приезжайте к нам! Вместе с железнодорожными билетами в оба конца за те же деньги вы сможете послушать не менее хороший концерт в Петербургской Филармонии джазовой музыки или клубе JFC, которые, несомненно, являются более стильными и в целом более джазовыми местами. Хотя московские джазовые деятели при мне подчеркнуто громко говорили о том, что в Питере не осталось джазовых музыкантов - все или в Москве или в Нью-Йорке. 
Могу предположить, что в цены на билеты в московский джазовый клуб включен какой-нибудь новый налог просто за пребывание на московской земле, но даже это вряд ли может служить оправданием хозяевам заведения. А ведь этот клуб был мне рекомендован знающими людьми, как один из самых недорогих вариантов... Так что приглашаю всех в джазовый город Санкт-Петербург. У нас уж точно не хуже, при этом дешевле, да и безопаснее...

Наталья СидельниковаН. Сидельникова, 11.08.2000

Послесловие редактора "Jazz-Квадрата": 
Я прекрасно понимаю, что, публикуя этот материал, рискую навлечь на себя "праведный гнев" организаторов уважаемого московского клуба. Но, господа любители джаза, просто поставьте себя на место автора и скажите, положа руку на сердце: считаете ли вы, что посещение джазового клуба и прослушивание пятидесятиминутного сета одного бэнда (не гастрольной "звезды") без учета съеденного и выпитого в этот вечер должно обходиться дороже, чем поход на джазовый концерт продолжительностью в два-три часа? Я твердо убежден, что нет. Могу также подтвердить слова автора по поводу питерских джаз-клубов: они, во-первых, работают ежедневно (и с весьма разнообразным репертуаром), во-вторых, действительно, очень стильно оформлены, в-третьих, музыка в них звучит почти весь вечер, в-четвертых, в них никто не требует обязательно делать заказ, и, в-пятых, практически всегда туда можно попасть меньше, чем за сто рублей.

Евгений ДолгихЕвгений Долгих

Часть II. Ответ Михаила Грина ("Авантаж"): "Все в Питер! Там дешево и сердито..."

У меня иногда возникает ощущение, что в Санкт-Петербурге, среди множества самых разных, причем часто совершенно замечательных людей, проживает некая категория граждан, которые считают, что самоутверждаться в любви к родному городу можно, только пиная и прикладывая по поводу и без оного так нелюбимую ими Москву и ее жителей. Такие люди всегда любят подчеркивать, что если бы не какая-то крайняя необходимость, они бы в эту так называемую столицу ни ногой... Но уж если они туда попадают, так жди очередных разоблачений на тему, что Москва и столицей-то называется лишь формально, и насколько в Питере все лучше... Описываемый ниже клинический случай из той же серии.
На днях мне в руки попался № 7 (30) минского журнала "Джаз-квадрат", который я всегда довольно внимательно читаю из-за отсутствия другой печатной информации о джазе на русском языке. Автор одного из материалов Н.Сидельникова, скромно именующая себя "обозревателем петербургской джазовой жизни", уже в названии заявляет о своей позиции: "Не ходите дети... слушать джаз в Москве" (Кстати, неплохо бы слово "дети" взять в запятые. Дети - это, видимо, по мысли автора, неразумные любители джаза. Ну, а Москва, судя по всему, приравнивается к Африке, а Африка же, как известно из Чуковского, ужасна - М.Г.). Посетив в августе один из концертов в московском джаз-клубе "Авантаж", "руководителем которого является небезызвестный в Москве джазовый функционер г-н Михаил Грин", "инкогнито из Петербурга" высказывает свое возмущение ценами на билеты, звуком и интерьером заведения. Слава Богу, хоть игра квинтета Головнева журналистке понравилась... Вслед за этим г-жа Сидельникова обращается со следующим призывом к московским любителям джаза: "приезжайте к нам в джазовый город Санкт-Петербург. У нас точно не хуже, при этом дешевле, да и безопаснее" (и почему это в прессе все время называют Питер криминальной столицей России? - М.Г.)... К тому же "несомненно", пишет журналистка, "наши клубы являются более стильными и в целом более джазовыми местами, чем московские". 
Как говорится, "не могу молчать!" и попытаюсь прояснить некоторые вопросы, затронутые в этой заметке. Причем, делаю это исключительно для любителей джаза, а не для г-жи Сидельниковой, т.к. считаю ее случай безнадежным. 
Во-первых, никаким джазовым функционером я не являюсь, т.к. нигде на службе не состою и во всех джазовых проектах участвую как частное лицо. Во-вторых, стоимость билета в наш клуб выведена на основании двух факторов: размера гонораров музыкантов и среднемесячной посещаемости клуба. Поэтому любой непредвзятый человек без труда подсчитает, что 200 рублей за вход в московский джаз-клуб менее выгодно для владельцев столичного заведения, чем 100 и даже 50 рублей в Питере. Ведь "обозреватель петербургской джазовой жизни" г-жа Сидельникова должна была бы знать, что в ее родном городе музыканты получают за выступление в 5-8 раз меньше, чем в Москве. Потому-то и наблюдается миграция питерских джазменов в Москву, готовых ездить в столицу не только на гастроли, но и просто для участия в клубных концертах в составе московских ансамблей. Причем некоторые из них задерживаются в Москве надолго... Что, впрочем, идет только на пользу джазу. В Москве как-то не привыкли делить музыкантов на своих и чужих: важно, чтобы музыкант был хороший, а тогда и работа найдется - как это и происходит с уфимцем Олегом Киреевым, казанцем Евгением Борцом, а также с несколькими замечательными питерскими джазменами (имен которых на всякий случай не называю, чтобы не осложнять им жизнь в родном городе, учитывая болезненную реакцию некоторых петербуржцев на все, связанное с Москвой). Почему-то я не слышал об аналогичных поездках в обратном направлении.
Кстати, вопреки утверждению г-жи Сидельниковой, как правило, в "Авантаже" играют два отделения по 45-50 минут, а если уж бывает мало посетителей, а такое иногда случается, то тогда играется один сет, а за вход берем по 100 рублей. Заказ блюд или напитков в нашем клубе необязателен. А то, что у нас вы услышите прекрасных музыкантов, я вам гарантирую. На том и держимся уже более трех лет.
Мне, как журналисту со стажем, известно, что обычно мои коллеги стремятся устроить скандал на пустом месте, когда не хватает тем и профессионализма. Думается, что публикация г-жи Сидельниковой из той же оперы. А в том, что с профессионализмом у журналистки беда, легко убедиться, прочитав ее статью в том же номере журнала "Джаз-квадрат" о фестивале "Свинг Белой ночи". Можете не сомневаться, питерский патриотизм бьет через край, весь разбор выступлений разных ансамблей заменяется либо ходульными определениями типа "украшают выступление и сильные профессиональные соло мастера альт-саксофона...", либо восторженными всхлипами. А стоит только горе-журналистке сделать шаг в сторону от избитых фраз, как сразу же вылезает ляп: она утверждает, что "обычно репертуар Виктора Епанешникова - современный и даже авангардный джаз". Вот уж удивился наш знаменитый московский барабанщик, когда я ему позвонил и сказал, что журналистка из Питера причисляет его к авангардистам! "Наверное, девушка считает", сказал Виктор, "что все, что не диксиленд - авангард". 
И последнее. В своем комментарии к материалу г-жи Сидельниковой главный редактор "Джаз-квадрата" Евгений Долгих пишет, что заранее подготовился к "праведному гневу" со стороны организаторов "Авантажа". Евгений, Вы были правы. Правда, это не гнев, а скорее недоумение... Ведь от Вашего пожелания снизить цены на вход в московские джаз-клубы всего один шаг до предложения музыкантам играть за копейки (как, впрочем, это с успехом практикуется в Питере) или же вообще бесплатно. Причем ведь речь идет не о каких-то неизвестных лабухах, а о цвете нашего джаза - Данилине, Кузнецове, Ростоцком, Осейчуке, Шилклопере... Тем не менее могу себе представить, как Вы отнеслись бы к предложению сделать "Джаз-квадрат" полноцветным и продавать его при этом по пять рублей! 

Михаил ГринМихаил Грин, арт-директор московского джаз-клуба "Авантаж"

На первую страницу номера