ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #43

Рецензии

* * * * * - шедевр
* * * * - отличная работа
* * * - хорошая работа
* * - хорошо, но скучно
* - не стоит затраченного времени.

Manhattan Transfer - The Spirit Of St. Louis
Manhattan Transfer 
-
The Spirit Of St. Louis

Atlantic Records, 2000

46:23

* * *

Очередная "трибьютная" работа: в год мифического столетия Луи Армстронга любимцы поп-аудитории, вокальный квартет Manhattan Transfer не смогли удержаться, чтобы не присоединиться к потоку посвящений покойному Сатчмо. Неожиданно работа оказывается вполне на уровне лучших в своем роде и даже далеко не худшей в дискографии самого ансамбля. Ветераны вокального поп-джаза при продюсерстве Крэга Стрита записали в голливудской студии Sunset Sound Factory весьма модную по продюсерским, аранжировочным и звуковым решениям работу, в которой материал свинговой и досвинговой эры разработан в актуальном ключе нео-свинга. Вот как звучали бы Squrrel Nut Zippers, умей они действительно петь! - такой вывод напрашивается сам собой. Обычная гладкость, даже приглаженность вокальных аранжировок и вокальной манеры Manhattan Transfer временами удачно разбавлена строго дозированными выкриками и детонациями, напоминая их лучшие работы. Что до работы малоизвестных музыкантов из аккомпанирующего ансамбля (лидер - клавишник и аккордеонист Тедди Боровьецки), то они исключительно стильны, точны и ни на секунду не отвлекают внимание от вокала, что, видимо, и требовалось. Как чаще всего бывает у Manhattan Transfer, звуковая картинка насыщена свойственными поп-музыке приемами и электронно-компьютерными эффектами, которые в комплексе не производят, как это бывало в дискографии ансамбля, удручающе чужеродного впечатления, а, напротив, работают на общую идею. Можно предположить достаточно широкий успех этого альбома у неджазовой аудитории.

McCoy Tyner - Jazz Roots
McCoy Tyner 
-
 Jazz Roots (McCoy Tyner Honors 20th Century Piano Players)

Telarc, 2000

58:48

* * *

Новый сольный альбом пианиста Маккоя Тайнера весьма логично ложится в русло его личной эволюции - от участия в самом прогрессивном для своего времени квартете Джона Колтрейна в начале 60-х до по-стариковски консервативного, но безусловно гармонически крепкого и технически добротного мэйнстримового (а особенно - ориентированного на латинскую музыку) музицирования последних двадцати лет. Трудно сказать, подводит ли 62-летний мастер какие-то итоги этим альбомом или просто выполняет заказ лейбла, но он действительно изучает и, преломляя по-своему, демонстрирует соло характерные особенности величайших пианистов ушедшего столетия - причем не только джазовых: наряду с творческими портретами (или музыкальными скетчами), адресованными Дюку Эллингтону, Телониусу Монку, Баду Пауэллу, здесь есть и музыка раннего блюзмена Уильяма Хэнди, и Джорджа Гершвина (в его "Summertime" Тайнер, импровизируя, весьма удачно передает изысканный неимпровизационный стиль Гершвина-пианиста). Среди авторских работ Тайнера здесь есть темы-посвящения тому или иному пианисту, зачастую ранее уже исполнявшиеся Маккоем на его ансамблевых альбомах (посвящения Чику Кориа или Киту Джаррету, например). Плюс единственная не посвященная никому в особенности, но зато самая известная авторская тема Маккоя - "You Taught My Heart To Sing", заставляющая предположить, что ее посредством он и себя причисляет к лучшим пианистам века. Если так - нескромно, но верно.
Технически альбом представляет собой очередной опыт аудиофильного лейбла Telarc в области новой технологии записи - DSD (прямой цифровой поток), в которой звук сэмплируется на однобитные слова на частоте 2.8224 МГц. Утверждается, что при переводе в стандарт музыкального CD по связанной технологии Super Bit Mapping Direct сохраняется значительная часть уникальных частотных и динамических характеристик DSD-записей. На слух рояль Маккоя (студия Ambient Recording, расположенная в северных пригородах Большого Нью-Йорка) и впрямь звучит очень натурально - остро, живо, плотно и совсем не по-цифровому (ближе к звучанию аналоговых несведенных лент, но без характерного "хисса" и без легкой ленточной компрессии).

Константин ВолковКонстантин Волков

На первую страницу номера