ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #43
Сергей Манукян в Томске
Сергей Маукян (справа)После крутых морозов первой декады месяца 10 декабря в Томске наступило резкое потепление. С этим событием совпало открытие нового долгожданного джазового сезона на пороге нового тысячелетия. Возможно, потепление было связано и с прибытием в наш подмороженный город джазмена "южных кровей"... 
Традиционно - при скоплении джазового и околоджазового народа - все происходило на сцене и в стенах нашего драматического театра, дирекция которого любезно несколько лет подряд поощряет проведение таких мероприятий. Всегда приятно находиться в помещении, наполненном аурой высокого искусства.
Стержнем программы джазового вечера был, конечно же, Сергей Манукян, давний знакомый нашей джазовой публики и один из любимых исполнителей. Сергей бывал в Томске не раз. Принимал участие в ставших уже далеким прошлым международных (в действительности, а не как сейчас - если музыкант, например, из Семипалатинска, так уже и "международный") фестивалях "Джаз на берегу Томи" в начале 90-х годов. Приезжал он к нам и с сольными выступлениями. Один мог держать несколько сотен слушателей в напряжении, "в кайфе" от беспрерывного извержения невероятных музыкальных звуков "Korg'а" или рояля и - своего неподражаемого вокала.
Творческая биография Манукяна складывалась непросто. Как писал о нем десять лет назад известный деятель советско-российского джаза Владимир Фейертаг, "он исколесил страну не менее, чем юный Алеша Пешков (будущий, если кто помнит, пролетарский писатель Максим Горький, случайные немузыкальные фразы которого стали основой жестоких и несправедливых нападок на джаз в нашей идеологии недавнего прошлого -.Р.В.)", пока "искал для себя приемлемую форму существования, когда можно было петь любимую музыку и одновременно кормить семью". С тех пор едва ли можно зафиксировать крупные джазовые "тусовки", проходившие по городам и весям бывшего Союза, где бы не слышали голос Сергея Манукяна. 
И опять же сошлюсь на слова Фейертага: "погруженность в музыку, сценическое обаяние, неиспорченность известностью и исключительная природная музыкальность - вот те основные качества, которые с первой минуты подкупают в Сергее Манукяне". Эта десятилетней давности характеристика, данная Сергею, не потеряла своей точности и сегодня. Добавлю только, что у него еще и необыкновенный дар мгновенного контакта с залом при появлении на сцене. Он ведет себя как истинный джазовый шоумен, рассыпает шутки и анекдоты в перерывах между музыкальными темами - свободно и непринужденно, что явно нравится публике и чего так часто не хватает иным, даже очень творчески интересным музыкантам. 
Обо всех индивидуальных приобретениях Манукяна, человека и музыканта, на страницах "Полного джаза" писал недавно Александр Мездриков. Не смею повторять - желающие прочтут... 
Программа джазового вечера была интересна и разнообразна. Манукян играл, пел и соло, и в дуэте с барабанщиком, и со всей группой музыкантов, которые принимали участие в концерте. 
Сергей отдал дань и великому Сачмо, спев его хит о прекрасном мире вокруг людей, и великой английской четверке, исполнив пару знаменитейших песен из ее репертуара (памятуя, очевидно, что на этих днях исполнилось 20 лет со дня гибели Джона Леннона).
Звучало и вечнозеленое наследие джаза, но в оригинальной и нестандартной аранжировке, лишний раз подтверждая, что из податливой темы, как из глины, настоящий мастер может вылепить узнаваемое и в то же время свое личное видение чужого произведения. В этом - прелесть джазовой музыки, ее полной свободы и бесконечных творческих возможностей для исполнителя-создателя. 
Вместе с Манукяном в этот вечер музицировали известные и много раз упоминавшиеся мною в прежних отчетах наши джазмены зауральского "разлива": новосибирец Игорь Уваров (вибрафон), два томича - заслуженный артист России Виктор Королев (скрипка) и Асхат Сайфуллин (контрабас). 
А вот усилить ритм-группу к нам приехал известный, но давно не бывавший в наших краях новосибирский барабанщик Вячеслав Кокалин. Вячеслав, на моей памяти, играет джаз уже около 20 лет. В начале 80-х руководил джаз-ансамблем, куда входили такие редкие для джаза инструменты, как виолончель (вспоминается только Оскар Петтифорд) и клавинет, а также множество ударных плюс свой звукооператор. Играл Слава и в знаменитом джаз-оркестре Владимира Толкачева "ЕвроСиб Интернешнл" (к "Иванушкам" не имеет никакого отношения).
Томские слушатели, возможно, помнят гастроли в нашем городе камерного хора Новосибирской филармонии с уникальной программой из негритянских спиричуэлс. В аккомпанирующую группу хора тогда вместе с известными джазовыми музыкантами - саксофонистом Анатолием Вапировым, пианистом Игорем Дмитриевым, басистом Иварсом Галениексом - входил и Вячеслав Кокалин. Тот необыкновенный проект имел большой успех, и не только в Томске.
А ныне томские джазфаны смогли сравнить музыкальные и технические возможности Вячеслава с двумя другими часто посещавшими Томск в последнее время барабанщиками - Владимиром Кирпичевым и Сергеем Кушилкиным. Мнения разделились: одним игра Кокалина показалась суховатой, другие очень высоко оценили его "вкусные" соло. Я принадлежу к последним. За спиной у Вячеслава многолетний разностильный опыт игры на ударных, достаточный для неповторимой индивидуальности.
От концерта у меня осталось двойственное впечатление. С одной стороны, полная удовлетворенность от встречи с уникальным музыкантом, достигшим новых высот в исполнительском искусстве. С другой - было грустно, что звезда несколько затмила других участников концерта, и мы услышали не так много их крепких и интересных соло, оцененных по прошлым концертам. И только в нестареющем "Караване", исполненном в конце вечера, каждый музыкант выдал то, на что он был способен...
А внимающая, все понимающая и истосковавшаяся по живому джазу публика как всегда была тепла, добра и бесконечно счастлива. 
Как всегда, всю тяжесть подготовки к концерту вынес на своих одиноких плечах наш Асхат Сайфуллин, до последней минуты боровшийся со всеми организационными и финансовыми преградами. И вышел победителем - очередной проект состоялся.
А на следующий день состоялось открытие томского Джаз-клуба!!! Но это - уже другая история. И поведать ее, дабы не впасть в неизбежный местечковый патриотизм, я попросил моего старого друга и товарища по джазу новосибирца Александра Мездрикова. Надеюсь, его слово будет беспристрастным.

Валерий РыбаковВалерий Рыбаков, Томск

На первую страницу номера