502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #1
Как "Арсенал" посетил Ростов-папу
(взгляд со сцены)
Алексей Козлов и "Арсенал"17 декабря в зале Ростовской филармонии состоялся концерт ансамбля "Арсенал". Произошло это впервые за одиннадцать лет после долгой разлуки. А до этого Ростов был для меня одним из первых городов, куда приехал "Арсенал", став официально признанным филармоническим коллективом в 1976 году. С первой встречи с ростовской публикой стало ясно, что этот город, известный своими джазовыми традициями, полюбил и джаз-рок. А в первый приезд мы исполняли и фрагменты рок-оперы "Jеsus Christ Supеrstar", и песни групп "Chicago" и "Blood, Swеat & Tеars" и, конечно, свою инструментальную музыку. С тех пор мы бывали в Ростове почти каждый год. И вот после 1990 года настал вынужденный перерыв. Я за последние три года несколько раз приезжал туда, но с другими программами. Сперва с Вячеславом Горским и Сергеем Манукяном, затем - с "АРС Нова" - трио. А весной этого года я выступал в Ростове как солист в концерте с местным симфоническим оркестром, исполняя музыку Габриэля Форе, Сергея Рахманинова, Дюка Эллингтона.
И вот наконец-то поступило предложение приехать с "Арсеналом". Чтобы не ставить концерт в зависимость от нелетной погоды, решили ехать поездом. Прибыли незадолго до начала концерта, но настроить аппаратуру все-таки успели. В процессе настройки возникла конфликтная ситуация, которая стала уже традиционной, и поэтому я хотел бы остановиться на ней особо. Когда приезжаешь в город на концерт, то там заранее знают все необходимые требования к аппаратуре, через которую должен звучать "Арсенал". Озвучить нас неизмеримо сложнее, чем джазовый коллектив. Музыка фанки-фьюжн требует современной многофункциональной аппаратуры. Звук должен соответствовать стилю. Раньше в советские филармонические времена мы возили все с собой - пять тонн звукового и светового оборудования и одиннадцать человек технического персонала. Сейчас гастролеры заказывают все это на месте, и мы не исключение. Но здесь всегда есть риск, что по приезде на сцене окажется совсем не то, о чем договорились по телефону и при помощи точных списков, так называемых "райдеров", отправляемых по факсу или электронной почте. То есть, формально весь набор есть, но качество оказывается совсем не того уровня, на который рассчитываешь.
Поэтому, когда по приезде мы появляемся в зале, чтобы начать настраивать аппаратуру, всегда немного страшно. А вдруг что-то не то? Ведь играть на плохом звуке очень тяжело. К тому же публика ведь не отделяет качество исполнения от качества звука. Неприятные эмоции зрителя оборачиваются против музыкантов, про владельцев аппаратуры и звукорежиссера никто не вспоминает. В данном случае в Ростове оказался далеко не лучший набор техники - любительский пульт, устаревшие модели микрофонов, басовый комбик ресторанного типа. Но мы справились с этим и отстроили звук так, что публика ничего не заметила, и концерт прошел блестяще.
Конфликт возник тогда, когда я заметил, что в зале уже стоят несколько телевизионных камер, готовых снимать концерт. Мне стало не по себе, в который раз. Подобное произошло не так давно в Севастополе. Когда ко мне подошла милая, интеллигентная женщина, редактор программы, собиравшейся показывать отснятый материал по местному ТВ, я вновь вынужден был сказать, что мы снимать концерт не разрешаем. И вновь меня поразило полное непонимание ситуации работниками средств массовой информации. Мой отказ сниматься вызвал по меньшей мере удивление. Дело в том, что по старой памяти, телевидение считает, что оно делает большое одолжение, снимая артистов. И поэтому привозит технику на место действия, даже не согласовывая заранее факт своего появления. Да, появление на телеэкране - это мощная реклама для любого коллектива или персоны. Но оно может стать и мощной антирекламой, если эта съемка сделана некачественно. А в случае с таким непростым подходом к звуку, как наш коллектив, нельзя использовать обычный пульт, стоящий в зале и брать с него звуковой сигнал в виде простой "суммы", то есть уже смикшированным окончательно, без возможности что-либо исправить. 
Обычно, если артисты и телекомпания заранее договариваются о съемке "живого" концерта и подписывают контракт, в котором, помимо финансовых условий, оговариваются все шаги по технике записи, а главное - по процедуре дальнейшего редактирования материала при участии исполнителей, то одним из важнейших пунктов там является визирование окончательного результата участниками концерта. Без их разрешения ничего и нигде показывать нельзя, иначе вступает в силу закон охраны авторских прав, который, слава Богу, в России теперь худо-бедно действует.
Когда ансамбль соглашается на съемку концерта, то при этом должна использоваться специальная многоканальная запись звука, независимая от пульта, на котором работает звукорежиссер концерта. У него на пульте картинка совсем иная, чем слышит зритель в зале. В частности, он делает уровень звука микрофонов, стоящих на барабанах, меньше, чем уровень сигнала электронных инструментов, поскольку барабаны инструмент громкий и слышны в зале даже без микрофонов. Вот и получается, что, если записывать звук с пульта, то барабанов на записи будет не хватать. А если выстроить картинку на запись, игнорируя зрителей, то в зале ничего кроме барабанов не будет слышно.
Но если параллельно установлена параллельная звукозаписывающая система, где каждый инструмент пишется отдельно, и после концерта можно в спокойной обстановке все смикшировать, то есть привести в необходимое соответствие, то тогда и получается настоящее звучание, которое мы встречаем на "фирменных" видеофильмах. Однажды нас сняла вот так одна телекомпания и, не согласовав с нами, изготовила видеофильм, который гулял некоторое время по российской провинции, по коммерческим телеканалам. Я случайно узнал об этом лишь тогда, когда мне позвонили мои знакомые их Курска, Сочи и еще откуда-то. Я прекрасно понимаю, что у бедных энтузиастов культурных программ различных телестудий просто нет требуемых возможностей, ни финансовых, ни технических. Но, при всем желании помочь им в их благородном деле, я не могу ставить под угрозу авторитет коллектива в случае, если отснятый материал окажется некачественным по звуку, свету, да и по исполнению. Ведь и у нас самих на концертах бывают ошибки, которые зритель в зале и не заметит. А вот на записи от них уже не скроешься.
Для нас концерт, который снимается, является большим испытанием. Когда знаешь, что каждый звук фиксируется, то начинаешь играть собраннее, суше, осторожнее. А это заметно влияет на эмоциональное содержание концерта. Зритель это чувствует и его реакция отражается на нашем состоянии. Поэтому концерты, на которых ведется съемка и запись, я считаю потерянными для публики, более сухими.
По этим причинам я однозначно отказываю тем, кто, не предупредив заранее, приехал снимать концерт, да еще и выступает с претензиями и упреками. Хотя положительные примеры уже были. Скажем, мое выступление в апреле со струнным "Twins" квартетом и с пианистом Дмитрием Илугдиным в Большом зале Московской консерватории. Там мы все заранее согласовали с представителем телекомпании Андреем Пряхиным, я отсмотрел снятый материал, сделала свои поправки, и передача "Новая классика" пошла в эфир на канале "Культура". Точно так же мы договорились с украинской телекомпанией, снимавшей выступление этого же коллектива в зале Киевской филармонии 10 сентября на фестивале "Славянский базар". Жаль, что его не увидят россияне. Правда, должен оговориться, что здесь случай гораздо более простой, чем с "Арсеналом", поскольку этот проект чисто акустический, то есть записывается сверху общими чувствительными микрофонами, что не требует никакого микширования. Таким образом, наш концерт в Ростове не был записан. Так что мы, ни за что не волнуясь, с удовольствием сыграли нашу программу перед благодарной, тонко чувствующей аудиторией. Надеюсь, впредь наши встречи будут происходить чаще. Таким образом, в течение одной недели мы посетили оба легендарных города - Одессу-маму и Ростов-папу.

Алексей КозловАлексей Козлов

Еще с одним репортажем с концерта "Арсенала" в Ростове-на-Дону можно ознакомиться в местном интернет-издании "Прайм-тайм-афиша". 

На первую страницу номера