ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница
Выпуск # 2 (104) - 17 января 2001 г.
Оглавление выпуска:
Слово
к читателям
Кирилл МошковТак исторически складывается, что вторая половина зимы - занятое время у редакции "Полного джаза". Отечественные джазовые журналисты, увы, не могут так легко и много ездить по миру, как это делают сравнительно более обеспеченные западные коллеги (особенно, ежели они имеют американский паспорт, позволяющий полмира проехать без всяких виз). Поэтому каждый из нас, кому повезет ухватить шанс съездить куда-то, шанс этот использует на полную катушку - из одной недолгой поездки выжимается не одна статья, как это делают "они", а добрых два десятка, да еще во много изданий сразу. Сегодня мы публикуем финальный материал из американского урожая Дмитрия Ухова - а он из США вернулся в ноябре. Как видим, материала хватило надолго. Вот и мне, редактору "Полного джаза", в самое ближайшее время предстоят две поездки, которые, я надеюсь, тоже дадут журналу богатый урожай. 
Во французском городе Канн 21-25 января в очередной раз пройдет гигантская международная ярмарка грамзаписи и музыкальной индустрии - MIDEM, на которой будут широко представлены джазовые лейблы и джазовые артисты. Кстати, судя по всему, ваш покорный слуга будет там единственным представителем российских средств массовой информации - сопоставимо с журналистским десантом таких могучих держав, как Сингапур или Эстония. В связи с этим следующий (3-й в этом году и 105-й вообще) номер "Полного джаза" выйдет не 24, а только 31 января.
Затем я планирую в очередной раз отправиться на родину джаза - как и Дмитрий Ухов, по довольно сложному маршруту, который должен включать Нью-Йорк, Бостон, Портленд, Сиэтл и знакомый нам по двум прошедшим годам городок Москоу, штат Айдахо, где пройдет XXXIII международный фестиваль Лайонела Хэмптона. В этом году организаторы фестиваля, помимо значительного числа собственно американских джазовых звезд, вновь пригласили российских и экс-советских артистов, которые за последние одиннадцать лет (многие вначале - благодаря Алексею Баташеву, способствовавшему когда-то превращению этого фестиваля в международный) не раз там выступали: валторниста Аркадия Шилклопера, саксофониста Игоря Бутмана, пианиста Леонида Винцкевича и его эстонского партнера, саксофониста Лембита Саарсалу. Кроме того, на фестивале впервые за всю его историю выступит самый известный в мире джазмен русского происхождения - трубач Валерий Пономарев (экс-"Jazz Messengers" Арта Блэйки). Такой вот получается "русский десант" в Айдахо. 
Весьма возможно, что за эту поездку - а она продлится четыре недели - мне удастся дистанционно выпустить 4-й (106) номер журнала - под это зарезервирована среда, 14 февраля. Однако, может, и не удастся. В таком случае он выйдет только 7 марта, после чего еженедельный порядок выхода "Полного джаза" должен восстановиться.
Так что давайте пока приступим к делу.
Как это было 
в Нью-Йорке
Наш собственный корреспондент в Нью-Йорке Иван Шокин, неутомимый исследователь переднего края развития современной импровизационной музыки, пристрастно выбирает объекты своих исследований. Естественно, он не смог пройти мимо квартета, декларирующего свою 100% импровизационную природу и при этом состоящего из крупнейших звезд даунтаун-музыки...>>>>

Сегодня в этой рубрике мы также завершаем публикацию "Расплывчатого дневника джазового критика" - заметок председателя Московской ассоциации джазовых журналистов Дмитрия Ухова о поездке в США. В сегодняшней порции - о кооперации и конкуренции, джем-бэндах, слайд-трубах и бывших наших...>>>>

Говорите, 
вас слушают
Сегодня мы слушаем не интервью - реплику (такое в этой рубрике, как мы знаем, случается). Шеф-редактор минского журнала "Джаз-квадрат" Евгений Долгих затрагивает в своей реплике животрепещущую проблему, с которой наверняка сталкивается множество любителей джаза, и не только в России...>>>>
Москва - это вам
еще не все
Сергей Гилев14 января умер Сергей Гилев, барабанщик, контрабасист, публицист, в прошлом - активист бывшего Ташкентского джаз-клуба (существовавшего с 1976 г.), знакомивший с этой непростой музыкой аудиторию ташкентской столицы. 
Автошарж Сергея Гилева (2000) В 1972 году, задолго до того, как ЦК узбекского комсомола создал джазовую секцию при студии "Ильхом" (джаз-клуб), Гилев создал первую в Узбекистане джаз-рок-группу "Интер", игравшую музыку на основе узбекского фольклора, но - в манере "Blood, Sweat and Tears" (кстати, трубачом в этой группе был молодой Юрий Парфенов, ныне - признанный мастер российского джазового "ориентализма"). 
Осталась выходившая еще в 80-е гг. на "Мелодии" пластинка Ташкентского джаз-клуба (где Гилев играл на барабанах), остались статьи Сергея. Последний раз для российской публики Гилев выступал на фестивале "Джаз у старой крепости" в Новокузнецке в апреле прошлого года...

20-21 января в Набережных Челнах отмечается десятилетие местного джаз-клуба. В двухдневном фестивале примут участие самарский пианист Григорий Файн, его московский коллега Михаил Окунь и другие музыканты.

Следующий материал - из Ростова-на-Дону. Наш корреспондент в столице Южной России Ольга Коржова рассказывает о том, как в Ростове обстоит дело с детским джазовым образованием...>>>>

Что намечается:
московские анонсы
Георгий Гаранян28 января в Большом зале Московской консерватории пройдет очередной концерт абонемента Георгия Гараняна, в котором примет участие руководимый самим Георгием Арамовичем Краснодарский муниципальный биг-бэнд. Концерт будет посвящен памяти Гленна Миллера и, по словам Гараняна, отличаться будет тем, что оркестр будет играть без звукоусиления вообще. Дело в том, что БЗК - очень капризный с точки зрения акустики зал, и большинство попыток использовать в нем средства усиления звука обычно оборачиваются эстетическим кошмаром. В данном же случае сам материал апеллирует к стилистике 30-40-х, когда усиление использовалось очень скромно (тогда усиливался голос вокалиста и - не через общую акустическую систему, а только через штатные инструментальные усилители - контрабас и гитара). В концерте примет участие специальный гость - живущий в Канаде кларнетист Юлий Милкис.

26 января в Музее музыкальной культуры им. Глинки состоится очередной концерт цикла "Инструменты оживают в руках музыкантов", который проводится там при участии салона "Аккорд" и под художественным руководством гитариста Алексея Кузнецова. Специальный гость - самарский пианист Григорий Файн.

1 февраля в клубе "Форте" выступит трио пианиста Одиссея Богусевича.

Мнение

Продолжая начатую в прошлом номере дискуссию по поводу опубликованного нами материала Михаила Митропольского о фестивале "Джазовые голоса-2000" и разосланного затем организатором фестиваля "Открытого письма", сегодня на страницах "Полного джаза" выступает, так сказать, иностранный член Московской ассоциации джазовых журналистов - главный редактор журнала "Jazz-квадрат" Евгений Долгих, который в силу своей "иностранности" не мог присутствовать на специальном заседании Московской ассоциации джазовых журналистов...>>>>

Откликнулся на публикацию прошлого номера и один из ее главных "фигурантов" - организатор того самого фестиваля "Джазовые голоса" Александр Эйдельман, который посчитал необходимым оценить результаты обсуждения...>>>>

Санитар Леса

В нашем журнале всего две рубрики, более или менее постоянно связанных с двумя только именами - нью-йоркская (нашего собкора Ивана Шокина) и эта, которой у нас занимается председатель Московской ассоциации джазовых журналистов Дмитрий Ухов. Она была создана и существует для того, чтобы разбирать некоторые перлы и ляпы, допускаемые по джазовым поводам прессой - как джазовой, так и неджазовой, и вообще коллегами из разных СМИ. Сегодня на зуб нашему "санитару" попал солидный том - "Современный словарь справочник по искусству", одной своей толщиной заставлявший предположить, что в нем найдется что-то и о нашей отрасли музыкального искусства. Нашлось. Но что?..>>>>

А в это время за бугром...
Макс Роуч10 января исполнилось 77 лет великому джазовому барабанщику Максу Роучу. Нью-йоркская радиостанция WKCR, принадлежащая Колумбийскому университету, посвятила этому событию 24-часовую специальную программу, продолжавшуюся с полуночи до полуночи 10 января и включавшую массу записей, сделанных с участием Макса Роуча за все пять с половиной десятилетий его карьеры.
Роуч был одним из главных новаторов первой волны би-бопа 40-х; именно его считают ответственным за создание нового для тех времен стиля игры на ударных, когда основной ритм с хай-хэта и басового барабана сместился в правую руку барабанщика, на райд-тарелку, что позволило музыкантам использовать остальные части ударной установки для нерегулярных, более свободных, чем раньше, ритмических фигур (так называемого "бомбометания").
Макс Роуч участвовал в эпохальных записях лучших составов с участием пионеров би-бопа во главе с саксофонистом Чарли Паркером. Он также (вместе с басистом Чарлзом Мингусом) основал лейбл Debut, который впервые выпустил запись легендарного концерта в торонтском Масси-Холле (где играли Паркер, Диззи Гиллеспи, Бад Пауэлл и сами Мингус и Роуч). Этот концерт специалисты и поклонники нередко называли "лучшим концертом за всю историю джаза".
В 1949 г. Роуч участвовал в другой исторической записи - записи вышедшего тогда в форме двух пластинок, а в 1954 - в форме LP альбома трубача Майлса Дэвиса "Birth Of The Cool", в те же годы участвовал в квинтете рано погибшего легендарного трубача Клиффорда Брауна. Он продолжал активно выступать и записываться вплоть до конца 90-х с самыми разными составами, включая струнные оркестры, ансамбли ударных инструментов, собственные квартеты и "двойные квартеты", причем очень много работал в авангардных направлениях и в области слияния джаза и академической музыки. Немаловажную роль в его жизни, начиная с 50-х гг., сыграло его активное участие в Движении за гражданские права афро-американского населения, в рамках которого он проявлял и музыкальную активность - так, в 1961-м он записал получившую широкий резонанс сюиту "We Insist: Freedom Now". 

Вечером 8 января американская телесеть PBS начала трансляцию 19-часового документального сериала режиссера Кена Бернса "Джаз". Мы подробно писали об этом проекте в #29 за прошлый год. Большая часть обозревателей джазовой прессы США сходятся в том, что, как предыдущим проектам Бернса - фильмам "Баскетбол" и "Гражданская война" - удалось привлечь массовое внимание, соответственно, к баскетболу и к истории США и даже вызвать некоторую моду на эти темы, так и джазовую индустрию, по всей видимости, после премьеры "Джаза" (эфир продлится до 31 января) ждет некоторое оживление. Во всяком случае, ожидается резкий подъем цифр продаж коллекции сборников лучших записей выдающихся джазменов под общим названием "Ken Burns Jazz", выходящих в настоящее время на лейблах Columbia/Legacy и Verve.
Кстати, сборники сборниками, но у Бернса есть и собственные вкусы в джазе: в мартовском номере журнала American Heritage Magazine, который поступит в продажу 23 января, режиссер делится с читателями сведениями о том, какие десять джазовых записей он считает величайшими за всю историю жанра:
1. Star Dust, Louis Armstrong, 1931
2. St. Louis Blues, Louis Armstrong, 1929
3. The Mooche, Duke Ellington, 1928
4. Hotter Than 'Ell, Fletcher Henderson, 1934
5. Begin the Beguine, Artie Shaw, 1938
6. Cotton Tail, Duke Ellington, 1940
7. Jumpin' at the Woodside, Count Basie, 1938
8. Solitude, Billie Holiday, 1941
9. Groovin' High, Charlie Parker and Dizzy Gillespie, 1945
10. So What, Miles Davis, 1959
Не так плохо; но заметно, что история джаза для Бернса закончилась довольно давно.

15 января были опубликованы результаты социологического опроса, проведенного среди взрослого населения США (было опрошено 1202 респондента) известной социологической службой Zogby. В ходе опроса задавался единственный вопрос: "каков ваш любимый жанр музыки?". В среднем 22% респондентов выбрали малопонятную нашим соотечественикам кантри-музыку, на один процент меньше - рок, 13% - классику (то есть академическую музыку), по десять процентов- поп и ритм-н-блюз (не будем забывать, что в современном понимании "ритм-н-блюз" ближе к понятию соул-музыки, то есть поп-музыки темнокожего населения), 8% - джаз и два процента - рэп. Ох, провести бы такой опрос в России! Интересно, насколько бы процент любителей джаза отличался от полученных в США 8% (которые, если экстраполировать их на двести двадцать миллионов взрослого населения США, составляют вполне приличную армию примерно в семнадцать миллионов человек). 

Новые альбомы
Новые альбомы
(в продаже с 16 января)
  • Arkadia Jazz: The Stars of Jazz, Vol. 1 - Arkadia Jazz 70051 
  • Arkadia Jazz: The Stars of Jazz, Vol. 2 - Arkadia Jazz 70052 
  • Benson, George: Breezin' - переиздание, Rhino 76713 
  • Bernsen, Randy: Live at Tavern 213 - Orchard 7924 
  • Brown, Les: Bandland/Revolution in Sound - Collectables 6668 
  • Cash, Vernon: Jazzy Touch - Orchard 7928 
  • Ellington, Duke: All Star Road Band, Vol. 2 - переиздание, Collectables 6657 
  • Ellington, Duke: All Star Road Band, Vol. 1 - переиздание, Collectables 6656 
  • Fireside Jazz: Fireside Jazz - Rhino 76696 
  • Frisell, Bill: Blues Dream - Elektra/Asylum 79615 
  • Hello Beautiful: Hello Beautiful - Swing Time 2009 
  • Helm, Mark: Everything's O.K. - Not Lame 61 
  • It Takes a Village: It Takes a Village - Lightyear 54424 
  • Jazz on the Latin Side All-Stars, Vol. 2: Jazz on the Latin Side All-Stars, Vol. 2 - Cubop 30 
  • Jones, Isham: Plays His Own Composition - Swing Time 2011 
  • Lewis, John: Evolution II - Atlantic 83313 
  • Miller, Ray: Roaring 20s - Swing Time 2008 
  • Mingus, Charles: Modern Jazz Symposium of Music and Poetry - переиздание, Rhino 76678 
  • Pollack, Ben: Volume 3 - Jazz Oracle 8017 
  • Shipp, Matthew: Matthew Shipp's New Orbit - Thirsty Ear 57095 
  • Shirley, Don: Don Shirley Plays Birdland Lullabies/Don Shirley P - Collectables 2790 
  • Smith, Lonnie Liston: Dreams of Tomorrow/Silhouettes - Collectables 6659 
  • Smith, Lonnie Liston: Rejuvenation/Make Someone Happy - Collectables 6660 
  • Vee-Jay: The Very Best of Jazz, Vol. 1 - Collectables 7260 
  • Vee-Jay: The Very Best of Jazz, Vol. 2 - Collectables 7261 
  • Vee-Jay: The Very Best of Jazz, Vol. 3 - Collectables 7262 
  • Vee-Jay: The Very Best of Jazz, Vol. 4 - Collectables 7263 
  • Vee-Jay: The Very Best of Jazz, Vol. 5 - Collectables 7264 
  • Vinson, Eddie "Cleanhead": Clean Head's Back in Town - переиздание, Rhino 76679 
  • Washington, Grover Jr: Love Songs - Rhino 76693 
Новые альбомы
(в продаже с 23 января)
  • Adderley, Cannonball: Jazz Workshop Revisited - Blue Note 29441 
  • Armstrong, Louis: Pete Fountain Presents the Best of Dixieland - Polygram 549363 
  • Baker, Chet: Quartet Live, Vol. 2 - Blue Note 27693 
  • Benson, George: Witchcraft - переиздание, 70491 
  • Blue, T.K.: Eyes of the Elders - Arkadia Jazz 70352 
  • Cole, Nat King: Songs from Stage and Screen - Capitol 30303 
  • Cole, Nat King: King Swings - Capitol 30302 
  • Coltrane, John: Coltrane for Lovers - Polygram 549361 
  • Count Basic: Kruder & Dorfmeister Remixes - Shadow 96 
  • Cypriano, Nohelani: Around Again - переиздание, Cord International 5000 
  • Divas of R&B: Divas of R&B - 70489 
  • Fountain, Pete: Pete Fountain Presents the Best of Dixieland - Polygram 549365 
  • Four Eighty East: Nocturnal - Higher Octave 50588 
  • Garfinkle, Todd: Further Attempts - M.A. Recordings 6 
  • Goodwin's Big Phat Band: Swingin' for the Fences - 82002 
  • Gota: Day & Night - Instinct 550 
  • Gray, Jerry: Standard Transcriptions - South Side Phunk 4138 
  • Hirt, Al: Pete Fountain Presents the Best of Dixieland - Polygram 549362 
  • Hurst, Robert III: One for Namesake - переиздание, DIW 617 
  • It's About Love: It's About Love - Arkadia Jazz 70055 
  • Jazz Greats: Legends of Jazz, Vol. 1 - 70492 
  • Keezer, Geoff: World Music - переиздание, DIW 609 
  • Kenton, Stan: Easy Go: The 1950-1952 Jazz Band - Blue Note 24553 
  • Konitz, Lee: Some New Stuff - DIW 939 
  • Masters of Classic Jazz: The Box: Masters of Classic Jazz: The Box [10 Cd Box Set] - ASV/Living Era 4139 
  • New Young Lions of Jazz - Arkadia Jazz 70053 
  • Night Grooves: Night Grooves - Narada 50472 
  • Pete Fountain Presents the Best of Dixieland - Polygram 549364 
  • Rich, Buddy: Keep the Customer Satisfied - переиздание, Blue Note 23999 
  • Riff Raff: Riff Raff - 70488 
  • Savage, Bryan: Rush Hour - Higher Octave 50385 
  • Stern, Suzi: Inside Stories - E Squared 570007 
  • Stockhausen, Markus: Karta - ECM 543035 
  • Yoshida, Masahiro: Uno - DIW 600
Радио
В ближайших выпусках программ Дмитрия Ухова:
  • "Джаз около полуночи" ("Радио-1", 68.3 УКВ, 23.30 24.00):
    Четверг, 18 января: юбилеи января 2001
    Вторник, 23 января - наши в международном масштабе: Григорий Файн трио "Waltz for You", Игорь Григорьев "Ira & Igor"

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

© "Полный джаз", 1998-2001
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на перевод материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако просит во всех случаях сохранять авторство и ссылаться на источник. Мы были бы также очень признательны за сообщение о перепечатке.

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Дмитрий Ухов
Иван Шокин,
Ольга Коржова,
Евгений Долгих,
Александр Эйдельман,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
DownBeat
JazzE.com

AMG

Фото:
Алексей Лузик,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков