502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.10.2

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #3
Нью-Йорк: игра в "Зорницу"
Тема сегодняшнего рассказа с бессменным главным героем логично продолжает начатый в прошлый раз разговор об импровизации. Несложно догадаться, что я имею в виду наиболее часто попадающего на страницы заметок из Нью-Йорка персонажа - саксофониста и идеолога новой музыки Джона Зорна. Недавно в клуб "Тоник" он пригласил своих друзей-музыкантов для очередного импровизационного хеппининга.
Джон Зорн Вот как все это происходит. Основное правило таких концертов состоит в том, что музыканты не только не репетируют перед выступлением и не планируют, что и как они будут играть, но даже не знают, кому выступать в следующей композиции и с кем придется делить сцену. Ко всему этому стоит добавить, что и сам список участников происходящего никому не известен. Конечно, все это неспроста: такие жесткие, как всегда у Зорна, концептуальные правила вносят в и без того спонтанную импровизацию дополнительную остроту и выпуклость, каждый раз ставя музыкантов в весьма сложную ситуацию, в которой нужно проявить недюжинную изобретательность, находчивость и выдумку.
В первом относительно коротком сете Зорн собрал нетривиальную комбинацию артистов. (В данном контексте я преднамеренно не использую слово "музыкант" - по причине, изложенной чуть ниже.) Расстановка сил была такова: один из новых чрезвычайно прогрессивных проектов даунтаун-сцены города - трио в составе Сильвия Корвузье (препарированный рояль), Сьюзи Ибарра (барабаны и перкуссия), Икуи Мори (powerbook), плюс Дженнифер Чои (скрипка), Тревор Данн (бас-гитара) и сам Зорн (альт-саксофон). Назвать компьютер музыкальным инструментом, а управляющего им человека - музыкантом, я так и не смог решиться. Уникальность этого состава не только в том, что на две трети он состоял из представительниц прекрасного пола (а это в джазе, даже в новом - явление далеко не частое). И не в том, что Тревор Данн, известный широкой публике в основном как участник группы Mr.Bungle - редкий гость на восточном побережье Америки, да и играет он по большей части на контрабасе, а не на басу. Главное - то, что для совместного выступления были приглашены (или случайно оказались в городе) те, кто представляет почти все стили, которыми занимался и занимается Зорн. 
Сильвия Корвузье В самом деле, Сильвия Корвузье играет авангард, Сьюзи Ибарра - фри-джаз, Икуи Мори - электронную музыку, Дженнифер Чои - новую классику, а Тревор Данн - рок. Естественно, четких границ в том, чем занимаются все шестеро - нет, но почувствовать особенности бэкграунда каждого из них было не так уж и сложно. Довольно скоро стало ясно, что наиболее дискомфортно чувствуют себя в этой ситуации Дженнифер Чои и Тревор Данн, (что вполне объяснимо), зато все остальные играли очень уверенно и, я бы даже сказал, с некоторым чувством превосходства. Ну а основой этого сета был навороченный электронно-акустический авангард с непременными скрипами струн внутри рояля, заклеиванием их же скотчем для получения жесткого молоточного звучания и тому подобными выкрутасами.
Джои Барон Все изменил второй сет, когда довлеющий в первой части матриархат был подавлен появлением вечно улыбающегося барабанщика Джои Барона. В первой же импровизации, в которой Зорн приказал ему участвовать (а именно так происходит выбор, кому и с кем играть), неистощимая энергия Барона выплеснулась с такой силой, что не выдержала ударная установка, и от нее отвалилась одна из тарелок. Но этим дело не закончилось. 
Винисиус Кантуария Вскоре после этого в зал в буквальным смысле слова прокрался бразильский гитарист Винисиус Кантуария, которого Зорн чуть ли не силой заставил присоединиться к дуэту Корвузье - Ибарра. Его попытка играть меланхоличную, но ритмичную боса-нову во время разрушительной какофонии звуков, производимых дамами, не вызвала понимания с их стороны. Смущение и робость гитариста были встречены ухмылками и понимающими кивками пианистки и барабанщицы. Однако недолго они радовались. Подоспевший на помощь Барон вскоре не только сокрушил самый большой барабан, но и укрепил позиции мужской части исполнителей, жестоко подавив все попытки их женской части сбить ритм с помощью нечеловеческих шумов ноутбука и срывающихся соло фортепиано.
Сюзи Ибарра Хеппи энд наступил совершенно неожиданно. Худрук вечера решил устранить назревающий конфликт, пригласив на сцену всех сразу. Для этого, правда, пришлось разобрать на две части ударную установку и хитро скоммутировать гитару и бас. Забыв о принципах и логике, Зорн дал отмашку, и все заиграли, кто во что горазд. Рок, джаз, самба, нойз, грув, арт, поп и все, что еще можно придумать, слились в бравурном экстазе, завершившись всеобщим ликованием и на сцене, и в зале. Победила дружба!
В качестве бонуса к рассказу о вечере импровизации п.у. Джона Зорна - небольшой анонс: весной все в том же "Тонике" пройдет мини фестиваль импровизационной музыки, традиционно организованный патриархом авангарда - английским гитаристом Дереком Бейли. Без нашего главного героя на этом фестивале, безусловно, не обойдется. Так что ждите отчета.

Иван ШокинИван Шокин,собственный корреспондент
"Полного джаза" в Нью-Йорке
Downtown Music

На первую страницу номера