502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.10.2

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #3
Одесса начинается в Москве, а заканчивается... в Нью-Орлеане?
Тут недавно главный редактор минского Jazz-Квадрата Евгений Долгих высказался в том смысле, что вот, мол, джаза оказывается слишком много. Все относительно в этом, возможно, самом лучшем из миров, но разговор сейчас - не об относительности, а об абсолютных величинах. Прошедший уик-энд в Москве показал: чем больше джаза - тем лучше. Казалось бы, почти одни и те же лица на двух гала-мероприятиях два дня подряд - презентации будущего одесского "Джаз-карнавала" в Российском фонде культуры и однодневный фестиваль "Триумф джаза" в Доме кино (о нем читателям "Полного джаза" должен рассказать коллега Митропольский). И оба - удались.
Российский фонд культуры, как известно, финансирует "Джазовую провинцию" Леонида Винцкевича и время от времени принимает в своем особняке на Гоголевском бульваре джазменов с соответствующими статусу Фонда рекомендациями. Выступали там и Московское художественное трио, и пианист Борис Прусаков, и конечно, Леонид Винцкевич с Лембитом Саарасалу. 
На этот раз с подачи бывшего одессита Михаила Фрейдлина Фонд решил включиться в проект Одесской мэрии под названием "Джаз-карнавал". Вице-мэр вольного города Черноморска Николай Голан сообщил переполненному салону (примерно 100 сидячих мест, пришло - около двухсот), что 2 сентября прошлого года в Одессе был установлен первый на всем постсоветском пространстве памятник (вроде бы сидячий) как бы джазовому человеку - Леониду Утесову, и "с этого момента все вроде началось". 
Идея - конструктивная, особенно если вспомнить утесовское утверждение о том, что "джаз родился в Одессе" и что в каждой шутке есть доля шутки. А правда - в том, что у Одессы и в самом деле есть что-то (будь это научная статья, я бы написал - типологически) общее с Новым Орлеаном. Тем более, что в качестве советника Фрейдлин избрал правильных людей - с российской стороны все того же Винцкевича, а с украинской - пианиста Юрия Кузнецова, который убеждает организаторов провести часть мероприятий в закрытом помещении. То есть провести - в рамках уличного джазового празднества - еще и джаз-фестиваль с международным участием.
Но, как я понял из разговоров в кулуарах, на это еще нужно искать дополнительные средства.
Из общих слов г-на Пиорунского, заместителя председателя Фонда Никиты Михалкова (который обещал почтить своим присутствием, но, как и предсказывали бывалые культуртрегеры, проигнорировал) можно было понять только, что состоится "Джаз-карнавал" в июне и что конкретной его программы еще нет. Зато сразу же началась как бы шуточная раздача слонов - статуэток, представляющих почему-то не памятник основателю "Теаджаза", а "Золотого Дюка" в уменьшенном размере. Не забыли и председателя Фонда, но кому-то досталось нечто более содержательное - пузатая бутылка тамошнего коньяка.
Леонид ВинцкевичКонцертная программа была грамотно составлена Леонидом Винцкевичем из постоянных участников его "Джазовой провинции" с привлечением лиц, узнаваемых даже неджазовой публикой (среди которой блистал б. министр иностранных дел свободной России - Андрей Козырев) - Игоря Бутмана и Сергея Манукяна.
Постоянная ритм-секция "Джазовой провинции" (сам Винцкевич плюс двое архангелогородцев - басист Николай Клишин и барабанщик Олег Юданов) сыграла с Бутманом "Take the A Train" (мне показалось, что в гармони кто-то что-то напутал) и "Willow Weep For Me", а потом прямо во время исполнения Юданова сменил ...Билли Кобэм. Его вообще-то выписали на другое мероприятие - упомянутый уже "Триумф джаза". Кто такой Билли Кобэм, большинство публики явно не знало, мой конферанс практически не усиливался (звук вообще был хуже некуда) - даже сидевший в первом ряду Аркадий Петров, например, только на следующий день от меня узнал, кто же это был. А вы говорите - джаза слишком много! Я, разумеется, не требую от светской тусовки, чтобы она знала всех джазовых кумиров в лицо - вряд ли на собрании какого-нибудь американского фонда его тоже каждый узнает, но я не почувствовал, чтобы публика (хотя бы та, что вообще могла меня расслышать) откликнулась даже на упоминание Майлза Дэйвиса и "Оркестр Махавишну".
Впрочем, кто надо понял, что "негр - классный": VIP'ы вместе со своим эскортом даже поспешили за кулисы сфотографироваться с заокеанской звездой.
Бутман успел проанонсировать свои концерты, пообещал быть в Одессе и вместе с Кобэмом удалился так же молниеносно, как и появился. 
Естественно, я слегка побаивался, что одессита Кузнецова могут понять не так, как надо. Но забыл, что Юра умеет нравиться любой публике. Он и понравился, сыграв остроумное и - как всегда - в меру театрализованное попурри из баллад и рэгтаймов (были процитированы только что прозвучавшие "A Train" и "Willow"). Если бы Кузнецов жил не в Одессе, а Питере и пару раз сыграл с какой-нибудь культовой рок-группой, его наверняка прочили бы в наследники Курехина.
Далее дуэт Николая (альт-саксофон) и Леонида Винцкевичей представил пару номеров из своей новой программы, довольно смелой по музыкальному языку и с ярко выраженными русскими модализмами.. Если кто не знает - напомню, что Винцкевич-старший появился на советской сцене в середине 70-х, и тогда в нем видели нового Германа Лукьянова. Но после своей этнической целотонки молодой маэстро обязательно играл что-нибудь вроде Misty а-ля Эрролл Гарнер и, как известно, впоследствии пошел - в компании с эстонским саксофонистом Лембитом Саарсалу - именно по "стандартному" пути. Хотя периодически вспоминал авангардные увлечения юности и - как оказалось - ничего из тех лет не забыл. К тому же обычно склонный к contemporary Винцкевич-младший компетентно вступает в творческий диалог с отцом. 
Потом киевский вокальный секстет Mansound сорвал овации "гарних дiвчин" чистыми тенорами и эффектными звукоподражаниями (нет-нет, конечно не только этим, но и адекватной аранжировкой Lullaby of Birdland). Перед перерывом на фуршет был устроен парад-алле - в форме 12-тактного блюза.
В перерыве любителей музыки непринужденно развлекал пианист Алексей Филимонов (1/2 дуэта V & F - с Николаем Винцкевичем). А после перерыва - Сергей Манукян, отлично знающий свое дело. Ему слегка подыгрывал Юрий Кузнецов, выказавший незаурядные познания и в стандартах стиля фьюжн. Может быть, на "Джаз-карнавале" они снова встретятся и тряхнут стариной - теперь мало кто уже помнит, что в начале 90-х Кузнецов и Манукян выступали вместе с серьезной сюитной программой, в которой Манукян играл еще и на ударных. 
Надеюсь, на все найдутся соответствующие средства - нашлись же они на шикарную презентацию эдак на квартал раньше срока. Впрочем, я бы лично устроил ее на пару недель позже, когда в Новом Орлеане, как и во всем западном мире, грядет пора карнавалов, в том числе знаменитый Mardi Gras. Тогда сравнение двух вольных городов было бы уж совсем неотразимым. 

Дмтрий УховДмитрий Ухов

На первую страницу номера