ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #3
Джазовая провинция и околоджазовая периферия
Начну с того, чем принято заканчивать: очень уважаемые мною господа! Примите уверения в совершеннейшем к вам почтении. 
Но, как говорится, истина дороже.
Так вот, социология, а вслед за ней - и культурология - различают периферию и провинцию. Суть вкратце такова: на периферии действуют законы центра, естественно, с поправкой на удаленность от метрополии. Провинция создает собственные мифы.
Вот примеры. Сначала - периферия: рубрика рецензий на компакт-диски минского "Jazz-Квадрата"; к ним привлек мое внимание сам главный редактор Евгений Долгих в своем нарочито полемическом (чтобы не сказать - провокационном) утверждении "Слишком много джаза" (см.).
Ну вот наугад: Сергей Козловский (насколько можно понять, специализирующийся на нью-эйдже) рецензирует диск Material "Seven Souls" (c) Triloka Records 1997. Рецензент простодушно утверждает, что для него "Seven Souls" явился продолжением звуковой дорожки "Пятого элемента". И с середины рецензии фактически описывает уже не музыку, а - фильм. И при этом ни слова не говорит о том, что Seven Souls - ремикс одноименного альбома 1989 года (Virgin Records) и что оба проекта продюсировал, конечно же, основатель Material Билл Ласвелл. Соответственно, не упомянут ни один из "ремиксеров", в то время как среди них - очень необычный человек по имени Terre Thaemlitz (поинтересуйтесь, не пожалеете!). Зато итог такой: "Если все-таки зачитывание текста под музыку смутит вас, попробуйте перед прослушиванием "Seven Souls" посмотреть "Пятый элемент".
Ничего себе! Я уже не говорю о том, что "зачитывает текст" не кто иной, как легендарный автор "Голого завтрака" и "Мягкой машины". Ну, скажете вы, не знает человек, кто такой Уильям Берроуз; разве это так страшно? 
А теперь представьте себе, что о фильме "Зеркало" сказано только то, что там за кадром тоже кто-то зачитывает какой-то текст. И для того, чтобы этот фильм оценить, надо почитать что-нибудь про зеркала - "Королевство кривых зеркал", к примеру.
Нет, это не от глупости, а от периферийной (не провинциальной!) - скажем так - "недоинформированности". 
А вот пример провинциализма: аннотации к двум недавно попавшим ко мне дискам новосибирской фирмы компакт-дисков "Ермателль" (продюсер Билли Чен Коу). Автор обеих - Антон Веселов - не чета девственному Козловскому, он, похоже, явно много знает и - главное - чувствует музыку. 
Но, увы, литературным даром не обладает, пишет развязно и претенциозно: Александр Эйдельман наверняка вздрогнет, когда прочтет, как "настроение клавишных настраивает на мысль о том, что..." и т.д. Каждый может ошибиться. Но вот еще: "Даниил Борисович (Крамер - Д.У.) любит посотрясать воздух неугомонной техникой, а еще - сделать джазовому концерту несколько спасительных прививок классического репертуара". По существу - может, и верно, но по форме - издевательство. Как это понимать - "спасительные прививки": что, джаз - без классики не спасется? Или без них не может выжить только "гражданин двух недружных миров - классицизма и джаза - Крамер"? (Еще одна цитата в целости и сохранности). То, что классика и классицизм - термины не взаимозаменяемые, мне кажется, Веселов знает. Но чего не скажешь ради красного словца! 
Еще абзац: "Портрет жены художника, писанный осторожной пастелью в предыдущих пяти пьесах (среди романтического обожания которых самая лучшая - волнение "Sea Journey"), вдруг оставлен из-за появления живой плоти". Пардон, но что имеется в виду? Я, например, сразу вижу, как "плоть жены" манит пианиста-портретиста (?) из-за кулис, и тот, прервав "рояльные движения в полкасания" (цитата, конечно), бросается к ней в объятья.
Вот эта манерность, цветистость стиля - один из главных признаков провинциализма. К тому же в метрополии вряд ли назовут Мариса Янсонса - "Маресом Янсеном", а барабанщика Paul Motian'а - "Мотяном". Это Алексей Баташев лет десять назад в аннотации к какой-то лицензии фирмы "Мелодия" так написал фамилию джазмена армянского происхождения. А зря! Правильно, конечно же, Моушен или Моушн - иначе откуда взялась бы игра слов в названии его диска "Poetry in Motian"? 
А как вам это понравится: "мягкий саунд ECM-овского страйд-пиано"? Ну ладно, для кого-то саунд ЕСМ - может, и мягкий, но откуда страйд-пиано? Или "Крамер - европеец, о любви он приучен говорить вполголоса". Эффектно, да? Но кто тогда, скажите мне, автор "Облака в штанах" и поэмы "Про это"? Азиат?
Ну да ладно, а вот когда хорошо известного в России и заграницей грузинского дирижера Джансуга Кахидзе какая-то барышня в рецензии на диск все той же ЕСМ превращает, кажется, в...китайца "Ян Сунга". При этом автор музыки, которой Кахидзе дирижирует, 65-летний Гия Канчели, ровесник, друг и конгениальный соратник Шнитке и Губайдулиной, покровительственно назван "талантливым композитором". Не верите? Посмотрите №1-2 "Джаз-квадрата" за 2000-й год, и тогда еще раз поговорим на тему о периферии и провинции.

Дмтрий УховДмитрий Ухов

На первую страницу номера