ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #3
"Триумф джаза" - действительно триумф
Игорь Бутман - Билли КобэмБольшой фестиваль "Рождественская карусель", затеянный благотворительным фондом "Триумф" (помните такую российскую премию?), закончился жирной точкой. 27 января в Доме Кинематографистов на Васильевской состоялся даже не концерт, а серьезный фестиваль "Триумф джаза". Название однодневного (одновечернего) фестиваля, явно связанное с названием фонда-мецената, мне показалось рискованным, учитывая сложности существования нашего джаза. Однако риск оказался совершенно оправданным. 
Пол Болленбэк Весьма скромное первоначальное объявление на сервере "Джаз в России" о концерте Пола Болленбэка (гитара, США) и Андрея Кондакова (клавишные, С.-Петербург) с участием оркестра Игоря Бутмана было не совсем точным. На самом деле все наоборот - основой настоящего джазового шоу оказался как раз оркестр Бутмана, а среди гостей были Андрей Кондаков и Пол Болленбэк. Тем не менее об этом знало огромное число людей, и зал, вмещающий полторы тысячи зрителей, оказался переполненным (вашему корреспонденту пришлось стоять полконцерта, впрочем, в компании с Леонидом Винцкевичем, общение с которым смягчило тяготы профессии). Более того, публика мне показалась весьма подготовленной и адекватно реагирующей на происходящее. Причем в ней наблюдались такие любители джаза, как Александр Волошин, Андрей Вознесенский, Гавриил Попов и какие-то олигархи, которых я не имею чести знать в лицо.
Игорь БутманЦарствовал на сцене Игорь Бутман. Он успевал очень добротно играть на саксофонах, с характерным добрым юмором общаться с публикой, дирижировать своим бэндом, внимательно прислушиваться к выступлениям джазовой молодежи, решать неизбежные фестивальные проблемы и бог знает что еще. Видимо, наличие Бутмана и его патронирование подготовки концерта обеспечило высокий профессионализм всего шоу. А ведь именно этим словом хочется обозначить шумное, динамичное и очень разнообразное зрелище в двух больших отделениях. Шоу - в хорошем смысле слова.
Пусть меня простят, но даже изменение в объявленном составе концерта воспринимались в рамках этого же жанра. А изменение было существенным. Пришлось срочно подыскивать замену оказавшемуся в больнице барабанщику оркестра Эдуарду Зизаку. В результате на сцене оказались два новых оркестранта - кроме объявленного Пола Болленбэка, за ударной установкой присутствующие обнаружили Билли Кобэма, который был вызван из своих швейцарских апартаментов на замену Зизаку.
Билли КобэмОдним словом, международная ритм-секция, в которой еще играли Виталий Соломонов и Антон Баронин, обеспечила великолепную основу для бэнда. Ну и бэнд не подкачал. Аккуратно сыгранные тутти, добротные соло Дениса Швытова и Виталия Головнева, оркестровые премьеры, в том числе и пьеса Болленбэка "Open Hand" - показали, что с этим оркестром у нас в стране мало кому удастся конкурировать. Конечно, были и трудности, например, во фразировке солистов в бешеном темпе, предложенном в одной из пьес. Но ведь солисты-то молоды, у них все впереди. Кстати, эти солисты представили и собственный проект малого состава под названием "Пернатый змей". Происхождение названия не ясно, может быть это синтез из "мохнатого шмеля" и "зеленого змия", но музыканты (Денис Швытов - алльт-саксофон, Виталий Головнев - труба, Дмитрий Мосьпан - тенор-саксофон, Яков Окунь - фортепиано, Александр Машин - барабаны и Антон Ревнюк - бас) показали замысловатые аранжировки собственных пьес, которые и постарались сыграть на уровне мэтров. Тем временем мэтры тоже не теряли активности. Например, Алекс Ростоцкий, приглашенный в качестве почетного гостя, тут же создал еще одно супертрио: Алексей Кузнецов - Алекс Ростоцкий - Пол Болленбэк.
Алекс РостоцкийВообще на сцене метаморфозы происходили быстро и неожиданно. Неожиданно появилась Мария Тарасевич, которой бэнд Бутмана старался помочь спеть джазовым образом несколько стандартов. Так же неожиданно бэнд сменился питерским эйсид-джазовым составом "Doo Bop Saund", прозвучавшим весьма крепко и даже оркестрово. 
Андрей Кондаков Неожиданным был и весьма краткий выход на сцену еще одного героя - пианиста Андрея Кондакова. То есть публика не ожидала, что его появление будет столь кратким. Впрочем, это было вполне объяснимо. Андрей в Москве подхватил грипп и разболелся, даже пропустил какое-то клубное выступление. Но здесь, несмотря на болезнь, он создал одну из кульминаций концерта, причем в любимом мною амплуа - пианиста-лирика, композитора, великолепного мелодиста. Он начал с вальса, посвященного Мишелю Петручани (Song For Michel) и покорил зал. Ну а их взаимопонимание с Болленбэком и так хорошо известно, например, по программе "Антропология". У него даже рояль, неважно озвученный в этом концерте, зазвучал как-то более приемлемо. Вообще в этом концерте состоялся необъявленный парад наших пианистов. Набор был весьма недурен: Антон Баронин, Яков Окунь и Андрей Кондаков. Завершил этот парад Сергей Манукян, но это уже были клавишные и совсем другая музыка.
Все составы этого фестиваля выступали кратко, в соответствии со старым принципом - лучше оставить публику голодной, чем перекормить. В результате общая картина вышла яркой, мощной и весьма нескучной.
Яков ОкуньТех, кого на этом концерте не было, могу утешить. В зале было много телевизионных камер, мешающих смотреть на сцену световых приборов, так что через какое-то время все это можно будет увидеть по телевизору, правда - неясно, по какому каналу. Так что надо смотреть все и благодарить судьбу за то, что джазовая жизнь продолжается.
А еще надо благодарить Благотворительный фонд "Триумф" (приезд Билли Кобэма, между прочим), Игоря Бутмана и директора Центрального Дома кинематографистов Юлия Гусмана - последний помог мне пройти в Дом Кино, когда уже не было ни билетов, ни пропусков.

Михаил МитропольскийМихаил Митропольский

На первую страницу номера