ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница
Выпуск # 4 (106) - 14 февраля 2001 г.
Оглавление выпуска:
Слово
к читателям
Кирилл МошковПрежде всего напомню, что "Полный джаз" в феврале выходит не по обычному расписанию, поскольку редактор журнала находится в командировке в США. Следующий номер мы планируем выпустить только 7 марта, после чего еженедельный ритм выхода "Полного джаза" должен восстановиться.
Конечно, полноценный большой номер "удаленно" сделать не получается, но перерыв в выпуске журнала на месяц - тоже неправильное решение. Поэтому сегодня мы выпускаем этот несколько сокращенный вариант "Полного джаза", который должен скрасить наше ожидание возвращения к привычной еженедельности.
Теперь же - к делу.
Как это было 
в Москве
Новости из Москвы сегодня печальные: 11 февраля скончался барабанщик Юрий Ветхов. Его памяти - некролог Алексея Баташева.

Умер джазовый барабанщик Юрий Ветхов. В воскресенье, 11 февраля 2001 года, днем. Дома. Внезапно. 
Никто не ожидал. Я видел его несколько дней назад, он пришел в один из московских джаз-клубов. Поздоровались, обнялись. Здоровый мужик. Ничто не предвещало беды. Он был с дочерью Анной, она моя любимая журналистка и музыкальный критик, они смеялись, нам было хорошо.
Сегодня утром (12 февраля) я узнал, что его не стало.
Когда-то, лет тридцать тому, он появился в Москве вместе со своими казанскими земляками - Леней Янковым, Валей Сухим. На него нельзя было не обратить внимание. Природная музыкальность, реактивность, ритмическая динамичность. Что-то было в нем непохожее на московских барабанщиков, свежее, современное. Его сразу же стали приглашать к себе - Лукьянов, Пищиков... Период его расцвета пришелся на годы, когда выпустить пластинку было очень непросто, такой шанс выпал питерцам Гольштейну и Носову, те в ту пору жили в Москве и пригласили для записи Ветхова, и четыре пьесы на этом диске - единственное, что, слава Богу, выпало Юре оставить для истории отечественного джаза. Он вписался в суматошную, сумбурную джазовую жизнь столицы, появлялся то в одном ансамбле, то в другом, в последние годы, как многие, выезжал вахтовым методом на Запад и, как те же многие, не имея никаких гарантий, никакой уверенности в завтрашнем дне... И этот кряжистый, ширококостный, добрый, улыбчивый, легкий человек, казавшийся таким надежным, таким крепким, упал и больше не открыл глаз.
Помолимся за него.

Алексей БаташевАлексей Баташев

Как это было 
в Нью-Йорке
У нас, как известно, есть собственный корреспондент в столице мирового джаза - Иван Шокин. Однако сегодня из Нью-Йорка пишет не он, а находящийся в той же географической точке редактор "Полного джаза"...>>>>
Москва - это вам
еще не все
Сегодня мы продолжаем публикацию серии статей о джазовом образовании в Ростове-на-Дону, начатый статьей нашего корреспонтента в столице Южной России Ольги Коржовой в #2 за текущий год. На очереди - рассказ о "единственной в мире" Детской джазовой школе им. Кима Назаретова...>>>>
Джазология

От редакции. Эта рубрика была в минувшем году создана в "полном джазе" по инициативе и при непосредственном авторском участии патриарха отечественного джазознания Леонида Борисовича Переверзева. Сегодня сам Леонид Борисович рассказывает о новом тексте, который он решил ввести в отечественный джазологический оборот.

Стоит ли уделять внимание корням?

В прошлом веке (Выпуск #16, "Провокативное джазоведение") у меня уже был случай отметить: занудный и давным-давно набивший всем оскомину вопрос о том, что же такое джаз и на каком основании мы с одинаковой уверенностью относим к нему как дискиленд со свингом, так и New Thing, New Wave, Free Jazz и прочий авангард, подчас оказывается совсем не отвлеченно-академическим.
Удовлетворительный ответ до сих пор не найден, однако единичные упрямцы продолжают поиск, - на первый взгляд, почти безнадежный. Тем, в ком надежда вопреки всему еще теплится, - настоятельно рекомендую публикуемую в этом выпуске статью Владимира Коровкина "КОРНИ БЛЮЗА. Опыт исследования афро-американского фольклора".
Аннотировать ее не буду. Попробую оправдать в глазах тех, кто недоумевает: почему и чем столь далекая и совсем уж допотопная архаика (добро бы "Блюзовые корни джазовой традиции", а то ведь нет - корни самого блюза!) может привлечь и заинтересовать нынешний контингент любителей сегодняшнего джаза?

Сперва один показательный факт. Популярная "Джазофрения" на 5-м ТВ канале, отнюдь не греша консервативностью и ученой тяжеловесностью, дает в своих передачах и "классику", и современные, иногда и дерзко "экспериментальные" джазовые или пара-джазовые номера. Характерно, что под занавес она нередко демонстрирует тридцати-, а то и пятидесятилетней давности съемки самых что ни на есть grassroot'ных, down-to-earth'ных и backwater'ных блюзменов из непроходимой глухомани Крайнего Юга (кстати, преспокойно чередовавших с подозрительно похожими на рок-н-ролл блюзами баллады и спиричуэлс без малейшего исполнительски-стилистического между ними зазора). 
И самое замечательное: молодой голос за кадром представляет их вовсе не в историко-архивно-музейно-этнографическом ключе. Чувствуется, что и для него, и для его постоянной аудитории воспроизведение этих оптически затертых и фонографически заезженных черно-белых 16-ти миллиметровых кино-фрагментов всякий раз становится почти (впрочем, почему "почти"?) микро-мистическим событием: прямо перед нами заново рождается звучание, которое мы, любители джаза всех поколений, воспринимаем как наше родное и корневое, независимо от того, как мы оцениваем его художественно, социо-культурно, с точки зрения моды и как-либо еще. 

Ведь родное - вовсе не объект незаинтересованного эстетического любования. Наше отношение к нему не идеально-заоблачно, а по земному конкретно, хотя и амбивалентно. Оно может варьировать от самоотверженного обожания и готовности отдать за него жизнь до крайнего отвращения и желания бежать от него куда глаза глядят, но и в последнем случае мысль об окончательном разрыве и расставании с ним внушает нам безотчетный тоскливый страх (бывает, правда, как говаривал некогда Вяч.И.Иванов, что мы вольно или невольно отродняемся - всегда с печальным для нас итогом).
Так же и корни (если видеть в них не избитый оборот речи, а органическую действительность) - отнюдь не прошлое, а такое же актуальное настоящее, как и все прочее из них вырастающее и ими питаемое: ствол, ветви, листья, цветы и плоды.
Джаз, коренящийся в блюзе, роднит любящих его - тут мало кто будет спорить (Верменич всерьез пишет о том в "Моих друзьях - джазфэнах"; Игорь Гаврилов полушутя, но совершенно искренне адресуется иногда в своих циркулярных электронных посланиях из Ярославля к "Братьям и сестрам во джазе").
Ярый приверженец диксиленда и фанатичный авангардист при всей антагонистичности своих вкусовых установок и оценок в одном все-таки согласны: оба признают блюз наиболее репрезентативным начатком и неотчуждаемым компонентом джазовой традиции. 
Блюзовые корни, уходящие в невероятную глубину, похоже, каким-то парадоксальным образом имплантировались, угнездились и пустили ростки не в одних лишь афро-американцах. Ни с того, ни с сего они вдруг оказываются (как бы абсурдно-фантастично это не звучало) и нашими корнями, питающими в нас способность находить в джазе нечто родное и явно большее, нежели очередную разновидность чисто музыкального искусства. 
Боюсь, мы еще очень мало осознаем и понимаем, что именно с нами при этом происходит, и что могло бы произойти, будь у нас хоть немного больше осознания и понимания данного обстоятельства. Статья "КОРНИ БЛЮЗА..." намечает кое-какие новые направления поисков, дающих шанс немножечко приблизиться к такому пониманию.

Леонид ПереверзевЛ.Б.Переверзев,
14 января 2001

 

После столь впечатляющего вступления позвольте ознакомить вас и с самим текстом - работой Владимира Коровкина "Корни блюза"...>>>>

А в это время за бугром...
Джей Джей Джонсон4 февраля не стало одного из лучших тромбонистов в истории джаза. 77-летний Джей Джей Джонсон покончил жизнь самоубийством в собственном доме в Индианаполисе. В последнее время он страдал раком простаты, что и послужило причиной рокового выстрела.
Похороны великого тромбониста состоялись 10 февраля.
19 февраля в нью-йоркском клубе Birdland пройдет концерт памяти Джей Джей Джонсона, в котором примут участие Слайд Хэмптон, Бенни Пауэлл, Валерий Пономарев и др.
Джонсон родился в Индианаполисе 22 января 1924 года. Музыке он начал обучаться сравнительно поздно, в 11 лет, и только три года спустя переключился с фортепиано на тромбон. Уехав в начале 40-х в Нью-Йорк, он уже в 1942 г. достиг определенной известности с оркестром Бенни Картера, а с 1946 г. считался уже звездой и создателем нового стиля скоростной высокоэнергетичной игры на тромбоне. Он записывался и выступал с Чарли Паркером, Диззи Гиллеспи, Милтом Джексоном, Иллинойсом Джекетом, Сонни Роллинзом, а в 1949 г. принял участие в записи легендарного альбома Майлса Дэвиса "Birth of the Cool". Отойдя затем на некоторое время от музыки, он вернулся на сцену в 60-е, посвятив себя в основном сочинению и записи музыки для кино. После почти двух десятилетий в Голливуде Джонсон в 80-е вернулся в родной Индианаполис, где регулярно выступал. Под своим именем более или менее регулярно он стал вновь записываться только в 90-е годы. Последний его альбом, "Heroes", вышел в 1999 г.
В "Полном джазе" два года назад публиковалось интервью Джей Джей Джонсона, которое позволяет понять, как он жил в последние годы.
Рецензии

Сегодня мы рецензируем две серьезные и крупные работы: радио одной из них один из ведущих контрабасистов джазовой истории собрал своих любимых трубачей, во второй же один из крупнейших мастеров кубинской музыки чествует уникальный состав, существующий уже шестьдесят лет...>>>>

Новые альбомы
Новые альбомы
(в продаже с 13 февраля)
  • Absolute Ensemble: Absolution - Enja 9394 
  • Acid Jazz 2001: Acid Jazz 2001 - Acid Jazz 129 
  • Afro Latino: Afro Latino - Acid Jazz 132 
  • Almeida, Laurindo: Jazz from A to B - Unique Jazz 1049 
  • Anderson, Ivie: All God's Chillun - Hep 1069 
  • Anthony, Ray: At the Hollywood Palladium - Collector's Choice Music 1000 
  • Ballads in Blue: Ballads in Blue - Enja 9350 
  • Ballin' the Jack: Big Head - Knitting Factory 289 
  • Basse, David: Strike When Your Iron Is Hot - City Light Records 2 
  • Bodlovich, Jason: Moment's Notice - Wolfetones 103 
  • Boutte, John: At the Foot of Canal Street - Valley 15138 
  • Bradley, Will: It's Square But It Rocks - Hep 1071 
  • Braith, George: Complete Blue Note Sessions - Blue Note 24558 
  • Brehmer, Hans: When God Was a Boy - Pony Boy 50123 
  • Brooks, Cecil III: Live at Sweet Basil - Savant 2034 
  • Brown, Jeri: Image in the Mirror - Justin Time 151 
  • Carroll, Baikida: Marionettes on a High Wire - Omnitone 12101 
  • Carter, Ron: When Skies Are Grey - Blue Note 30754 
  • Changuito: Syncopation - M.E.L.T. 2000 2095 
  • Cole, Nat King: Jazz at the Philharmonic- Jasmine 2569 
  • Davis, Miles: In Paris - Arpeggio Jazz 5 
  • Ervin, Booker: Structurally Sound - переиздание, Blue Note 27545 
  • Freeman, George: At Long Last George - Savant 2035 
  • Gardony, Laszlo: Behind Open Doors - Sunnyside 1093 
  • Gayle, Charles: Jazz Solo Piano - Knitting Factory 288 
  • Go Harlem: New York Columbia Recordings, Vol. 1 - Frog 38 
  • Gray, Jerry: Standard Transcriptions - South Side Phunk 4138 
  • Green, Grant: First Session - Blue Note 27548 
  • Hampton, Lionel: Lionel Hampton Story - Proper 1012 
  • Harris, Bill: Live at Birdland 1952 - Baldwin Street Music 501 
  • Hawkins, Coleman: Bebop Years - Proper 1014 
  • Herman, Woody: Woody Herman Story - Proper 1015 
  • Hill, Andrew: Lift Every Voice - переиздание, Blue Note 27546 
  • Howard, Eddy: Eddy Howard at the Aragon Ballroom - переиздание, Collector's Choice Music 1004 
  • James, Bob: Dancing on the Water - Warner Brothers 47842 
  • Jarrett, Edmonia: Legal At Any Age - переиздание, Pony Boy 50122 
  • Kelly, Julie: Into the Light - Chase Music 8061 
  • Kenton, Stan: Designs on Standards - Jasmine 368 
  • Langford, Frances: I'm in the Mood for Love - переиздание, Collector's Choice Music 1006 
  • Lee Press-On & The Nails: Playing Dirty - 1904 
  • Loeb, Chuck: In a Heartbeat - Shanachie 5078 
  • Masters of Classic Jazz: The Box [10 Cd Box Set] - ASV/Living Era 4139 
  • Masters, Joe: Jazz on a Summer Night - Pony Boy 50124 
  • McNeely, Jim: Group Therapy - Omnitone 15101 
  • Mobley, Hank: Straight No Filter - переиздание, Blue Note 27549 
  • Modern Jazz Orchestra: Modern Jazz Orchestra - VSOP 104 
  • Nakasian, Stephanie: Invitation to an Escapade - Chase Music 8060 
  • Navarro, Fats: Fats Navarro Story - Proper 1011 
  • New Testament of Funk, Vol. 3 - Acid Jazz 119 
  • Norvo, Red: Nuances by Norvo - Hep 1072 
  • Pepper, Art: Meets the Rhythm Section - переиздание, Analogue Productions 10 
  • Pepper, Art: Plus Eleven - переиздание, Analogue Productions 17 
  • Pepper, Art: Smack Up - переиздание, Analogue Productions 12 
  • Piccilo, Greg: Homage Amit - Doog Music 7 
  • Reeves, Dianne: Calling: Celebrating Sarah Vaughn - Blue Note 27694 
  • Shearing, George: George Meets the Lion: The Original Quintet & Solo - Jasmine 363 
  • Smooth Jazz Saxuality: Smooth Jazz Saxuality - Shanachie 5079 
  • Sound of the Fabulous Forties: Sound of the Fabulous Forties - Jasmine 382 
  • Stackpole: Stackpole - First World 108 
  • This Is Jazz Classics: This Is Jazz Classics - Big Eye 4019 
  • Tribute to Kenny G: Tribute to Kenny G - Big Eye 4016 
  • Venuti, Joe: Joe Venuti: Vol. 1 & 2-The 1920's & 1930's Sides - JSP 3402 
  • Weems, Ted: From Saturday Night 'Til Monday Morning - Jasmine 2574 
  • Wilkerson, Don: Complete Blue Note Sessions - Blue Note 24555 
Радио
В ближайших выпусках программы Михаила Бутова "Джазовый лексикон" ("Христианский церковно-общественный канал", СВ 1116 КНz):
После великого молчания передача моя на некоторое время еще возродилась. Частота прежняя: 1116 KHz. Время: четверг, 19:30 (формат теперь получасовой). Ближайшие выпуски:
  • 15 февраля - джазовые дуэты (Нильс Педерсен - Джо Пасс, Джо Ловано сам с собою, Джон Зорн - Фред Фрит, Джордж Кэйблс - Бобби Хатчерсон, Ал ДиМеола - Пако де Люсиа)
  • 22 февраля - джазовые музыканты в не-джазовых проектах (Кенни Уиллер у Давида Сильвиана, Стефан Граппелли у Пола Саймона,  Фарао Сандерс у Яна Вообла и пр.)

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

© "Полный джаз", 1998-2001
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на перевод материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако просит во всех случаях сохранять авторство и ссылаться на источник. Мы были бы также очень признательны за сообщение о перепечатке.

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Леонид Переверзев,
Алексей Баташев
Ольга Коржова,
Константин Волков,
Владимир Коровкин,
Михаил Бутов,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
Rolling Stone,
Associated Press
,
AMG

Фото:
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков