502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #4
Нью-Йорк и не только: пунктирный дневник
Пару месяцев назад мы публиковали путевые заметки из США, написанные председателем Московской ассоциации джазовых журналистов Дмитрием Уховым. Те материалы он, помнится, назвал "расплывчатым дневником", поскольку на его записную книжку пролилась какая-то жидкость, снеся часть важной информации. У меня же ситуация иная: я пока не могу делиться подробностями, так как мой собственный визит в США еще только в самом разгаре, пленки не расшифрованы, фотографии не напечатаны и вообще все еще только начинается. Поэтому повествование будет неизбежно пунктирным.

Бывая в Нью-Йорке (что, понятное дело, случается далеко не так часто, как хотелось бы и, более того, как было бы нужно для дела), редактор "Полного джаза" в полной мере понимает сложности Ивана Шокина, постоянного корреспондента нашего журнала в столице мирового джаза. Даже при том, что Иван специализируется главным образом на новой импровизационной музыке, выбор события, на которое стоит сходить, из довольно массивного списка одновременно происходящих в Нью-Йорке концертов превращается в занятие почти мучительное. Так что я в нынешний приезд в Нью-Йорк принял решение почти соломонова величия: не ходить на концерты вообще и сосредоточиться на назначенных заранее встречах и интервью. Не вышло. Природное любопытство (то самое, которое сгубило кошку) победило, и на несколько концертов я все-таки пошел. Поэтому начну с них.
8 февраля ваш редактор побывал в воспетом коллегами новом центре даунтаун-авангарда - "Тонике", на поверку оказавшемся небольшим прямоугольным помещением с темно-красным занавесом-задником; остальные элементы декора подозрительно напоминают "винный зал" советских времен - эдакую стоячку-стекляшку, в которую почему-то вделан типично американский бар. Первое отделение включало выступление живущего в Нью-Йорке саксофониста Ассифа Захара, германского контрабасиста Петера Ковальда и нью-йоркского же (очень музыкального и подвижного) барабанщика Джералда Кливера. Ковальд в Нью-Йорке появляется нечасто, но в авангардном сообществе его знают и любят - музыкант он отменный (что, кстати, доказывает и появившаяся в прошлом году на российском рынке грамзаписи его совместная запись с московскими музыкантами). Его взаимодействие с саксофонистом Захаром напоминало бесконечное перетягивание каната в одну сторону: игра Ковальда уверенна и очень разнообразна, но он очень чутко откликается на мысль партнера, не настаивая на своем. Немецкий ас постоянно меняет ритмические структуры, комбинируя их в непрерывно развертывающемся полиритмическом и даже полигармоническом полотне, легко подкладывающемся под любые эскапады Захара. Этот же последний тянул канат, как мог: раз начав солировать, он останавливался только с очень большим трудом, повторяя все, что ему было сказать, по несколько раз в разных комбинациях. Правда, техника его игры выше всяких похвал, но вот с краткостью (которая, как известно, сестра таланта) - проблема. Впрочем, несколько раз переключившись на бас-кларнет, Захар продемонстрировал куда большую умеренность, которая сильно украсила его игру.
Следующие два сета должны были включать выступления Сильвии Корвузье и Sex Mob Сида Бернстина, но, увы, остаться на них я не мог - меня ждала ночная поездка в Нью-Джерси, где я был гостем джазовой программы "Русско-американского радио". Программа называется "Час с Петровичем", и в ней ее ведущий, хорошо нам знакомый тубист Аркадий Кириченко, предлагает разнообразную джазовую музыку русской аудитории Большого Нью-Йорка. В тот вечер программа полностью была посвящена российскому джазу, который, судя по заинтересованным звонкам в студию, нашел определенный отклик у жителей Нью-Йоркщины.
10 февраля ваш редактор побывал в клубе Village Vanguard, где играли братья Хит - те самые Heath Brothers, что, отыграв по несколько десятилетий в лидирующих составах прошлого столетия, на старости лет вновь объединились (первая версия их совместного проекта существовала четверть века назад) и принялись играть би-боп своей молодости в абсолютно аутентичной и до сих пор весьма впечатляющей версии. Из трех братьев присутствовало два - Джимми и Перси, Алберт "Тути" в это время играл в Бостоне, и вместо него за барабанами был другой музыкант. Однако значимости явления этот факт ничуть не умалил. Достаточно было бы и одного Перси, который на протяжении нескольких десятилетий (правда, с перерывом) был членом одного из величайших камерных джазовых составов в истории - Modern Jazz Quartet. 77-летний басист до сих пор обладает мощным, уверенным звуком и искушенным гармоническим мышлением, которое каждую его басовую партию (не только соло!) превращает в рельефную, выпуклую звуковую скульптуру.
Впрочем, не отставал от старшего брата и саксофонист Джимми, возраст которого (73) в игре почти не чувствовался, зато чувствовались опыт, вкус и безграничная любовь к своей музыке. А некоторые фразы в его игре сделали бы честь любому "молодому льву" нашего времени. Впрочем, не будем забывать, что лучшее вино - это выдержанное вино. Джимми получил свою кличку "Литтл Берд" (за маленький рост и сходство манеры игры с его кумиром Чарли Паркером, который был просто "Берд") еще в 40-е, когда он играл на альте (тенор - его более поздняя привязанность, начавшаяся всего-навсего пятьдесят лет назад).
13 февраля в том же Vanguard началась недельная серия концертов одного из тех музыкантов, что сейчас олицетворяют передний край развития джаза не для редких специалистов, а для довольно широкой публики - трубача Дейва Дугласа. Его контракт с мэйджор-лейблом, активные выступления на ведущих мировых фестивалях, участие в "лучшем малом составе 90-х" - квартете Masada саксофониста Джона Зорна, а главное - его многочисленные и весьма впечатляющие альбомы сделали его имя широко известным. Поэтому, несмотря на поздний час и тот факт, что первый день недельной серии - наверняка не самый сильный, в клубе было довольно много народу, и слушатели встречали каждую композицию весьма тепло. 
Дуглас играл со своим квинтетом (Крис Поттер - саксофоны, Ури Кейн - родес-пиано, Джеймс Джинас - контрабас и Кларенс Пенн - ударные), который со стороны кажется эдакой замкнутой ячейкой, члены которой интересуются только происходящим "внутри" и не обращают особого внимания на то, что "снаружи". Никакого вам сценического шоу, никаких даже сценических костюмов - просто подчеркнуто удобные и вполне затрапезные рубашки и свитера. Холодная (что подчеркивалось ледяным, словно зимний ветер с Гудзона, металлическим звуком аналогового родес-пиано), скупая на эмоции, но богатая мыслью и сложная как по замыслу, так и по исполнению музыка (первая пришедшая в голову аналогия - но очень отдаленная! - это альбом Майлса Дэвиса 1967 г. "Filles de Kilimanjaro"). Очень сложный баланс между композицией и свободой (иногда выливающейся в практически ничем, кроме одного какого-нибудь общего для всей группы оттенка, не связанный поток почти спонтанной импровизации). Это был явно новый, полностью авторский материал, еще не очень отрепетированный, местами сырой и от этого как-то по особому будоражащий. Услышав этот коллектив живьем (после множества слушанных альбомов), я только утвердился в мысли, что сегодняшний авангард закладывает основы завтрашней попсы: еще пару лет назад Дуглас рассматривался как забубенный авангардист, сегодня играет в "Вангарде" под аплодисменты немецких и японских туристов, завтра, глядишь, будет хэдлайнером основных мировых фестивалей, а там уже и живым классиком.
Вот пока все, что удалось посмотреть живьем (но впереди еще довольно много возможностей, включая четырехдневный фестиваль Лайонела Хэмптона в конце месяца). Кроме концертов, как я уже говорил, в основном пришлось заниматься заранее назначенными встречами. Надеюсь, что большая их часть должны вылиться в интересные материалы, которые станут доступны в том числе и читателям "Полного джаза". Пока просматриваются следующие направления: цикл статей о джазовом образовании в США (позади - поездка в Бостон, где благодаря сотрудничеству администраций колледжа Беркли и Консерватории Новой Англии удалось набрать весьма и весьма впечатляющий материал); большой материал о том, что такое джазовое радио (на примере одной из лучших - если не лучшей в США - ньюаркской станции WBGO); интервью с президентом Arkadia Records Бобом Карси; материал о реакции разных слоев джазового сообщества на главное джазовое событие этого сезона в США - десятисерийный телефильм "Джаз"... В общем, даст Бог, нам будет что почитать.
Вторая серия "Пунктирного дневника" должна выйти 7 марта, после чего я примусь за подготовку материалов по перечисленным выше направлениям.

Кирилл МошковКирилл Мошков,
редактор "Полного джаза"

 

Автор выражает глубокую благодарность тем, кто помог и помогает в организации визита в США: Ивану Шокину, Ховарду Мэнделу, Майклу Мордвиноффу (Нью-Йорк), Грею Джонсону (Ньюарк), Юрию Мачкасову, Робу Хэйнзу, Зине Карташевой (Бостон) и другим. 

На первую страницу номера