ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #4

Рецензии

* * * * * - шедевр
* * * * - отличная работа
* * * - хорошая работа
* * - хорошо, но скучно
* - не стоит затраченного времени.

Ray Brown - Some Of My Best Fiends Are... The Trumpet Players
Ray Brown
 - 
Some Of My Best Friends Are... The Trumpet Players

Telarc, 2000

62:04

* * * *

У контрабасиста Рэя Брауна, который играл еще с самим Чарли Паркером и в 50-е гг. был некоторое время супругом Эллы Фитцджералд, а потом много лет работал с Оскаром Питерсоном, действительно много друзей, и часть из них - и впрямь трубачи (а в предыдущих сериях "Моих лучших друзей" были пианисты, саксофонисты и певцы). Спектр солистов-трубачей, присоединяемых Брауном к своему трио на этом альбоме, широк: от "молодых львов" - Николаса Пэйтона и Роя Харгроува - через Теренса Бланшарда и австралийца Джеймса Моррисона, представляющих предыдущее поколение (35-40-летних), и до 47-летнего мастера Джона Фэддиса и 80-летнего ветерана Кларка Терри. Однако всех их цементирует индивидуальность самого Брауна, с его тяжелым, смачным звукоизвлечением, остро ощутимым свингом и роскошным чувством стиля. Кстати, это - последняя запись с трио Брауна проработавшего в этом составе пять лет пианиста Джеффа Кизера: запись была сделана в январе-феврале 2000-го (студия "Avatar" в Нью-Йорке и два трека - в O'Henry Studios в Калифорнии), а уже в марте Кизер покинул трио.
Рецензент испытывает слабость к записям, сделанным на "Avatar" (бывшей "Power Station"): это - полностью деревянный объем на плавающем полу, сам по себе звучащий настолько здорово, что при записи полностью акустических (особенно джазовых) составов в этой студии главная задача звукоинженера - не навредить, правильно передать собственное звучание объема павильона. И маститый Майкл Бишоп с этим справляется на сто процентов. Благодаря технологии Direct Stream Digital, которую в течение 2000 года активно начала внедрять Telarc (о ее специфике мы уже неоднократно писали), исходная запись перенесена на CD с очень высокой степенью верности.

Eliades Ochoa - Tribute to the Quarteto Patria
Eliades Ochoa 

Tribute to the Quarteto Patria

Higher Octave, 2000

56:23

* * * * *

Кубинскую музыку в мире знают сейчас в основном по фильму "Buena Vista Social Club", но, даже если бы певец и гитарист Элиадес Очоа и не снимался в нем, его имя и без того гремит по всем латинским странам. Он представляет не танцевальную сальсу, а более традиционный и старомодный "сон" - жанр кубинской традиционной провинциальной (а не гаванской, как сальса) музыки, каноны которого сложились в основном в 20-е годы прошлого века.
Альбом посвящен одному из величайших коллективов стиля сон, "Квартету Родина", который непрерывно работает на сцене с...1939 года! Первый лидер Quarteto Patria, Панчо Кобас ла О, еще жив, но давно уже ушел со сцены, и как раз Очоа и сменил его на посту в 1978 году. 
Роль и Quarteto Patria, и Очоа в кубинской музыке трудно переоценить, однако при всей своей музейности и музыканты, и сама музыка демонстрируют свою несомненную жизнеспособность, более того - жизненную энергию, которой позавидуют многие более современные формы. Без знания реалий сона и его столицы - Сантъяго-де-Куба довольно трудно анализировать тонкости, но и без них ясно, что имеешь дело с подлинным народным искусством, в рамках традиционной формы достигшим высоких степеней мастерства.
Записи, вошедшие в этот альбом, были сделаны в течение последних двух лет в легендарной, построенной еще в 40-е гг. студии кубинской национальной компании грамзаписи Egrem в Сантъяго-де-Куба, а также в мадридской студии Kirios. Звукоинженеры Кларк Джермен и Педро Кастро добились довольно любопытного результата: звуковая картинка альбома ничуть не менее модна и современна, чем в записях Рая Кудера для "Buena Vista Social Club", но при этом высокая достоверность звучания традиционного акустического состава достойна этнографической полевой записи.

Константин ВолковКонстантин Волков

На первую страницу номера