ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #5
"Мастер-класс" Даниила Крамера в Томске
Вечер, 5 февраля 2001 года. На улице - надоевший мороз за сорок, а дома - тепло и уютно. Но надо ехать в театр. Сегодня стараниями нашего джазового энтузиаста Асхата Сайфуллина и спонсоров в городе должен состояться первый в этом тысячелетии джазовый концерт. У меня было сомнение в наполняемости зала, так как, во-первых, на улице - мороз, во-вторых, параллельно в большой концертный зал, что напротив театра, тонкой струйкой стекался народ на даваемую заезжими питерцами рок-оперу "Юнона и Авось", и, наконец, в-третьих - имя приглашенного московского джазового гостя было не на слуху у томичей, хотя он и бывал здесь, правда, очень давно и камерно. 
Но... к началу концерта, вопреки моим сомнениям, театр был забит до отказа. Пришли и стар, и млад. Без опоздания на сцену вышла местная дикси-группа под руководством Игоря Новицкого, сыгравшая "для затравки" пару традиционных вещей.
Затем неизменно обаятельная Марина Сайфуллина под гром аплодисментов объявила заслуженного артиста России Даниила Крамера. Незамедлительно на сцену выпорхнул маэстро и, мягко раскланявшись, присел к роялю. Полились звуки, которые сложно отнести к какому-то определенному стилю, направлению, школе и т.д. В них присутствовало все и все сразу. Если бы не упругий ритм в левой руке и знакомые темы, можно было бы, прикрыв глаза, почувствовать себя на концерте классической музыки: настолько правая рука умело вплетала в музыкальный разговор с левой обороты языка классической музыки. И все было в меру, удачно и логично. Конечно, описывать игру мастера словами - бездарное и безнадежное дело, особенно, когда чувствуешь за спиной всезнающее и всевидящее око известного на сервере "санитара леса".
Три первых номера, сыгранных музыкантом соло, слушатели внимали, затаив дыхание. Никто не кашлянул, а ведь на дворе - разгар зимы. Очевидно, любители джаза - самый здоровый народ! Конечно, между пьесами были дружные и мощные овации, но без свиста. Слушатели испытали настоящий шок от такой подачи джаза. "Странный блюз", "Не шепчи" Бенни Голсона, "Medley"(где прозвучали и классические темы джаза "Любимый мой" Гершвина и "Дым лезет в глаза" Керна) надолго запомнятся находившимся в зале. Для присутствовавшей на концерте молодежи музучилища и колледжа культуры выступление маэстро стало настоящим мастер-классом, что подметила и ведущая вечера. Музыкант, имея за плечами практику собственного музицирования на многих концертных площадках мира и колоссальный опыт мастеров мирового джазового фортепьяно, показал все возможности этого инструмента, который может звучать и как целый оркестр, а не только как составная часть ритм-группы (что было изначально предначертано роялю в джазе). 
Затем к Даниилу присоединились члены нашего "Горячего сибирского джаза": заслуженный артист России Виктор Королев (скрипка), Асхат Сайфуллин(контрабас) и уже известный томичам новосибирский барабанщик Вячеслав Кокалин. Почему-то не может Томск вырастить своего "ударника". Как говорил Аркадий Райкин, у нас есть, конечно, кое-что (кое-кто), но ... не то! Вот и приходится "занимать" у соседей. 
Вся тройка музыкантов очень удачно вписалась в действо Даниила Крамера и с полной отдачей отыграла все намеченные пьесы. Чувствовалось, что музыканты очень довольны и бесконечно рады совместному музицированию с выдающимся современником. Наконец-то и Асхат несколько раз продемонстрировал отличные соло на своем "бегемоте". Все-таки, как много времени отнимают у него организационные вопросы и заботы по продвижению очередного джазового проекта в жизнь, и как мало остается на занятие музыкой!
Хороши были и соло скрипки Виктора Королева. Хотя иногда Виктор производил впечатление внутренней скованности: то будто не знает, как вступить, то - чем закончить. Но это - мое субъективное мнение. Настоящих джазовых скрипачей в мире-то не так уж много, а в России - и подавно. Может быть, одна такая российская скрипка и залетит к нам в марте, профессионально оценит игру Виктора. 
Горячие восторги любителей джаза достались и Вячеславу Кокалину. Особенно после его длинного, но очень техничного и великолепного соло в последнем номере вечера, когда квартет отвел душу в "Святом Томасе" Сонни Роллинса.
Во втором отделении концерта Даниил предпринял несколько - порой рискованных - экспериментов, привлекая разные составы из местных музыкантов для совместного выступления практически без репетиций. 
После перерыва вместе с Крамером вышла дикси-группа и попыталась воспроизвести один из моих любимых с детства шедевров хард-бопа - "Moanin'". Наши ребята были сосредоточенны и, конечно, очень старались. Особенно Игорь Новицкий на теноре, за что получил восторженное одобрение зрителей. Про себя я отметил, что наверняка абсолютное большинство любителей джаза в зале едва ли слышала подлинник Бенни Голсона. А вот севший за барабаны местный мультиинструменталист и певец Владимир Писанко вообще ушел от первоисточника и этим развалил всю ритмическую основу пьесы. Но зато ребята поиграли со звездой и могут вписать это в свои творческие биографии. 
Много было замечательной музыки в этот вечер. Оригинально прозвучала "Леди, будьте добры" в исполнении Крамера, Королева и Олега Качанко (гитара). Очень нежно, лирично, с каким-то благоговением перед автором, прозвучала "How Insensitive" Антонио Карлоса Жобима в интерпретации основного квартета и Владимира Писанко - уже в качестве певца. 
И на всем протяжении этого прекрасного вечера джаза связующим и спасительным звеном был, конечно, маэстро Даниил Крамер, который легко и с неизменной обезоруживающей улыбкой цементировал всю программу в единый музыкальный блок. Зрители были потрясены и жалели только об одном - что все хорошее быстро заканчивается. Но, как заметил наш московский гость, зритель после концерта должен оставаться немножечко голодным для усиления предвкушения и ожидания новой встречи с прекрасным.
Воплощению в реальность очередного проекта, кроме Асхата, способствовали наши бескорыстные спонсоры. Это - крупнейшая за Уралом авиакомпания "Сибирь", взявшая на себя расходы по доставке в оба конца нашего знаменитого гостя. Внесли вклад в проведение вечера акционерное общество "Востокгазпром", давние и надежные партнеры по таким мероприятиям, банк "Движение", руководство драматического театра. Нашлись спонсоры и для обеспечения присутствия на вечере учащейся молодёжи наших культурно-просветительских заведений. Информационную поддержку, как всегда, оказали агентство "Тройка", газета "Томский Вестник". Я думаю, в такой компании и следующее, намеченное на средину марта, джазовое мероприятие пройдет столь же успешно на радость всем любителям джаза областного центра.

Валерий РыбаковВалерий Рыбаков, Томск

На первую страницу номера