502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #7
"Джаз" Кена Бернса - в России

Проект "Открытые небеса 2001 - Культура для нового тысячелетия" представляет на телеканале ОРТ европейскую премьеру документального сериала Кена Бернса 

"Джаз"

Режиссер и продюсер Кен Бэрнс
12 серий по 58 мин.
Производство: "Флорентайн-филмз", Би-Би-Си, Пи-Би-Эс
Премьера: телеканал ОРТ, 19 апреля, 23.30; последующие эфиры - каждый четверг в то же время на протяжении 12 недель.

Кен БернсПервая полномасштабная история джаза - искусства, ставшего символом двадцатого века, сериал "Джаз" снимался шесть лет, он обошелся в 13 миллионов долларов (самый дорогой документальный фильм в истории). Великолепные, часто уникальные записи звезд мировой величины - Билли Холидей, Эллы Фитцжеральд, Луи Армстронга, оркестров Дюка Эллингтона и Гленна Миллера. Глубокое исследование корней и эволюции жанра. Хроника, воспоминания современников, свидетельства ныне живущих корифеев этого жанра - Дейва Брубека, Уинтона Марсалиса, Рея Чарльза... 
Предыдущие сериалы продюсера и режиссера Кена Бэрнса - "Гражданская война", "Дикий Запад", "Бейсбол" и др. - побили все рекорды зрительской популярности не только в США, но и во всем мире. 
Джаз - не просто музыкальное направление, пусть и очень масштабное. История джаза - это история двадцатого века и самых острых его вопросов: о равенстве людей, о расовой и национальной дискриминации, о соотношении искусства и коммерции, о таланте и профессионализме... Джаз не только обозначал эти проблемы, он решал их - порой мучительно, но искренне и бескомпромиссно. Джаз искал и находил новый, свободный язык, созвучный новой эпохе, способный раскрепостить людей не только в музыке. Вокруг джаза кипели страсти, бушевали скандалы, ломали копья политики - но джаз и сам был политическим движением и затронул жизни всех людей в этом веке - даже очень далеких от музыки. 
Фильм интересен и поклонникам джаза, и широкой публике, переживающей очередную "волну" увлечения джазом.

Содержание сериала:

1 серия. "Приворотное зелье" (Зарождение джаза - 1917 г.)
(19 апреля, 23.30)

История джаза начинается в 90-ые годы девятнадцатого века в Новом Орлеане, где, казалось, сам воздух наполнен музыкой марширующих оркестров, креольскими мелодиями, ариями итальянских опер... Из этого сочного многообразия родились синкопированные ритмы рэгтайма, щемящие звуки блюза - все то, что совсем скоро, на заре нового века, назовут словом "джаз". Пока мало кто слышал эту музыку, ее играют только чернокожие музыканты, и лишь в заведениях района красных фонарей, Сторивилля. Но в 1917 году Сторивилль закрывают, музыканты уезжают искать счастья в Чикаго, а оркестр под названием "Ориджинал Диксиленд Джаз Бэнд" записывает несколько пьес, мгновенно ставших хитами. "Джазовая лихорадка" охватывает Америку. Наступает двадцатый век, и вместе с ним - эпоха джаза.

2 серия. "Дар" (1917-1924 гг.)
(26 апреля, 23.30)

Начинаются "бурные двадцатые" - сухой закон и подпольные забегаловки, вольные нравы и быстрые ритмы - десятилетие, вошедшее в историю как "век джаза". У джаза отныне две Мекки, два полюса, две великих столицы: Чикаго и Нью-Йорк. Здесь живут и творят два гиганта: Луи Армстронг и Дюк Эллингтон. Пластинки с записями джаза Пола Уайтмана расходятся миллионными тиражами. В танцзалах, где играет оркестр чернокожего Флетчера Хендерсона, яблоку негде упасть. Однако попасть туда могут только белые посетители... В 1924 году Хендерсон приглашает в Нью-Йорк Луи Армстронга и весь мир узнает, что такое свинг.

3 серия. "Мы говорим на этом языке" (1924-1929)
(3 мая, 23.30)

В Америке - бурный рост фондового рынка. Джаз звучит повсюду. На авансцену выходят исполнители-виртуозы: Бикс Байдербек, юный Бенни Гудмен. На песнях "королевы блюза" Бесси Смит возникает новая, негритянская индустрия звукозаписи. И без того огромная популярность клуба "Коттон" в Гарлеме становится просто невероятной, когда в нем начинает выступать Дюк Эллингтон. Сам Эллингтон, чью музыку радио принесло в каждый дом, - отныне национальный кумир. В это же время Луи Армстронг, его неподражаемые соло, импровизации, пение скат и непревзойденный шедевр - "Вест Энд Блюз" - открывают новую страницу в истории джаза.

4 серия. "Великий утешитель" (1929-1934)
(10 мая, 23.30)

Во времена Великой депрессии джаз - единственная отдушина для подавленной и растерянной Америки. Луи Армстронг совершает переворот в самом понятии популярной музыки и становится первой звездой американской эстрады. Лучшие танцзалы Гарлема покорены новым танцем "линди-хоп" в исполнении оркестра Чика Вебба. Музыка Дюка Эллингтона перешагнула жанровые рамки и достигла таких высот, что критика объявляет Эллингтона новым Стравинским. Турне Бенни Гудмена ознаменовано блестящим выступлением в Лос-Анджелесе. Звуки его биг-бэнда свели с ума сотни людей, пришедших в зал "Паломар". Теперь они не просто танцуют ночи напролет - они свингуют, ведь наступает Эра свинга. 

5 серия. "Свинг: чистое наслаждение" (1935-1937)
(17 мая, 23.30)

Отныне у джаза новое имя - свинг. Под музыку своих кумиров - Томми Дорси, Джимми Лансфорда, Бенни Гудмена и Гленна Миллера - молодежь отплясывает джиттербаг, этот рок-н-ролл 30-х. Билли Холидей, самая талантливая - и трагичная - певица века делает первые шаги в джазе. А в Чикаго, выступая плечом к плечу на одной сцене, Бенни Гудмен и Тедди Вилсон совершают революцию и доказывают, что джаз не признает расовой дискриминации. Бенни Гудмен и Чик Вебб сражаются в знаменитой "Музыкальной битве века" 11 мая 1937 года. Четыре тысячи танцоров, до отказа наполнившие гарлемский танцзал "Савой", становятся очевидцами грандиозной дуэли двух гигантов, после которой Гудмена стали именовать "королем свинга".

6 серия. "Свинг: навстречу радости" (1937-1941)
(24 мая, 23.30)

Великая депрессия продолжается, а джаз переживает свой расцвет. Все сходят с ума от саксофона, и Америка рукоплещет саксофонистам Лестеру Янгу и Колмену Хокинсу. На джазовой сцене появляется все больше женщин, но зачастую они сталкиваются с непониманием и дискриминацией со стороны критики и коллег. Но именно в это время Элла Фитцджеральд становится во главе оркестра, заменив умершего Чика Вебба, и начинает головокружительную сольную карьеру. Джаз признан национальным достоянием: впервые в истории он звучит в святая святых Америки - Карнеги-холле. 

7 серия. "В ритме перемен" (1940-1942)
(31 мая, 23.30)

Вторая мировая война докатилась и до Америки. Джаз, это дитя борделей, еще недавно бывший изгоем, вдруг оказывается важным стратегическим оружием. Боевой дух солдат поднимают музыка Гленна Миллера и сестер Эндрюс, оркестранты вступают в действующую армию или записывают "диски во имя Победы". Но пока вся Америка марширует под звуки "Американского патруля", в Гарлеме трубач Диззи Гиллеспи и саксофонист Чарли Паркер начинают играть в совершенно новой манере: быстро, нервно, порой хаотично. 

8 серия. "Бросившие вызов" (1943-1945)
(7 июня, 23.30)

Европа охвачена войной. Запрещенный фашистами, джаз становится музыкой Сопротивления. Парадокс заключается в том, что те самые ценности, за которые джаз воюет в Европе, повсеместно попираются у него на родине, в Америке. Дюк Эллингтон пишет симфоническую сюиту о жизни чернокожей Америки "Черный, коричневый, бежевый". Благодаря Луи Джордану становится популярной музыка, которую вскоре назовут "ритм-энд-блюз", а Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи открывают новое направление джаза - би-боп. Когда о них узнает широкая публика, джаз навсегда станет другим. 

9 серия. "Риск" (1945-1949)
(14 июня, 23.30)

Наступает эпоха "холодной войны". Она отражается в джазе рваными, ломаными ритмами и диссонирующими мелодиями "би-бопа" и - бешеным, самоубийственным темпом жизни самой яркой его звезды, Чарли Паркера. Импровизации на грани фола, жизнь на грани риска, наркотики, толпы фанатов и последователей... Но у молодежи появляются новые кумиры - поп-музыка и Фрэнк Синатра. Луи Армстронг создает оркестр "Все звезды" - с белыми музыкантами, и в 1949 году его концерты в Новом Орлеане запрещают расисты. В то же время продюсер Норман Гранц требует равного отношения ко всем музыкантам. Гастроли его "Филармоник групп" продемонстрировали всей Америке не только блестящий джаз, но и шаткость расовых барьеров.

10 серия. "Неотразимый" (1949-1960)
(21 июня, 23.30)

Целое поколение музыкантов словно решило доказать себе и публике, что даже гениального Чарли Паркера можно и нужно превзойти. Яркая и эксцентричная индивидуальность Телониуса Монка реализуется в совершенно особой музыке, не похожей ни на одну другую. Благодаря Джону Льюису и его утонченному, элегантному "Модерн джаз квартету" би-боп выходит на качественно иной уровень. В Калифорнии появился густой и сочный "кул джаз", а Дейв Брубек создает из смеси джаза и классической музыки первый джазовый альбом-блокбастер "Тайм-Аут". В 34 года Чарли Паркер умирает от сверхдозы героина. Его соратник Майлз Дэвис выходит за рамки созданного им самим саунда и ведет джаз к новым горизонтам.

11 серия. "Приключение" (1956-1960)
(28 июня, 23.30)

Послевоенное процветание продолжается, но налицо и огромные перемены: телевидение, бегство из городов в пригороды, конфликт "отцов и детей". Появление молодых талантливых музыкантов дает импульс новым направлениям в музыке. В 1956 г. во всех хит-парадах царит Элвис Пресли, но в это же время записи Дюка Эллингтона расходятся рекордными тиражами. На авансцену выходят джазовая дива Сара Воун, гений саксофона Сонни Роллинс и ярчайшая звезда эпохи - Майлз Дэвис. Его талант приносит джазу миллионы новых поклонников и образ "крутого парня", новый тип звезды. С началом "тревожных шестидесятых" приходит вольный, как птица, авангардный джаз Джона Колтрейна и Орнетта Коулмэна. Это - освоение и завоевание новых территорий и это... уже совсем другая музыка. Впервые за всю историю существования джаза музыканты задаются вопросом: то, что мы играем, это еще джаз - или?..

12 серия. "Полночный шедевр" (1960 - наши дни)
(5 июля, 23.30)

Шестидесятые. Джаз переживает тяжелые времена. Умами молодежи владеет рок-музыка. Многие джазмены - как, например, блестящий саксофонист Декстер Гордон - уезжают в Европу. Другие - гитарист Чарльз Мингус, саксофонист Арчи Шепп и "авангардист" Джон Колтрейн - ищут место себе и своей музыке в изменившейся реальности. Майлз Дэвис продолжает свои эксперименты со звуком, и из соединения джаза и рока рождается "фьюжн" - новый, ставший фантастически популярным, саунд. В 1976 году вместе с триумфальным возвращением из Европы Декстера Гордона возвращается и джаз. На сцену выходит новое поколение джазменов, символом которого стал трубач Уинтон Марсалис: классическое музыкальное образование, умение импровизировать "по науке" и играть что угодно и как угодно. Свой столетний юбилей джаз встречает на новых высотах популярности.

На первую страницу номера