502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.10.2

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #7
Выдь на Волгу: там джаз раздается
Логотип фестиваляПятидневный фестиваль "Джаз над Волгой" отметил 20-летие знаменитого в стране фестиваля, сопровождаясь лозунгами "Jazz!", "Много!", "Хорошо!". Именно эти слова были напечатаны на афишах и буклетах фестиваля, причем последние были выполнены в виде квадрата, имеющего размер стороны 12 см, в чем по замыслу устроителей заложен особый джазовый смысл. Такого же размера и формы оказалась первая латунная "звезда", заложенная в "аллее героев ярославского джаза", по которой можно прогуляться на третьем этаже Джазового центра. Именно форма этой звезды, торжественно открытой в первый день фестиваля, смутила человека, имя которого было выбито в вечной латуни - Владимира Борисовича Фейертага. Он мрачно шутил, но мрачность ему не шла и легко и естественно переходила в обаяние, юмор и глубокие знания предмета, который он в течение пяти дней представлял весьма подкованной в джазе ярославской публике.
Надо заметить, что в расчете на тысячу жителей в Ярославле куда больше любителей джаза, чем, например, в Москве. Может быть, это заслуга бессменного "джазового президента" Игоря Гаврилова, а может - близость великой русской реки сказывается. Но так или иначе, 16 концертных мероприятий фестиваля, включавших сами концерты, выступления в "Центре детей и юношества", выезды в Ростов Великий и ночные джемы, плавно переходящие в тяжелое утро, измотали всех. Так что, когда ваш корреспондент заявился в город в последний день фестиваля, он застал поле многодневной битвы, полное едва живых, но вполне бодрых организаторов и гостей.
О происшедшем накануне я постарался узнать у В.Б.Фейертага (далее "ВБ") и теперь пересказываю его впечатления.
При том, что в СНГ проходит немало джазовых фестивалей, ярославский "Джаз над Волгой" вполне можно считать рудиментом, одним из последних динозавров советской джазовой эпохи. Все это - в хорошем смысле слова. Для реализации грандиозных замыслов Ярославского джаз-клуба и Джазового центра используются старые механизмы вовлечения в престижное мероприятие городских властей, крупных промышленных предприятий, вовсю - межпарламентские связи и старая добрая система городов-побратимов, среди которых немецкий Кассель и американский Берлингтон, шт. Вермонт. К этим же пережиткам прошлых времен относятся и атмосфера дружеской тусовки в течение всего фестивального времени, джазового общения, для которого, быть может, важнее сам факт фестиваля, нежели его музыкальные достижения. В этом же ряду всемерная забота о музыкантах - невидимая инфраструктура, обеспечивающая питание, комфорт, транспорт и пр. Приятно, черт побери. Над всем царит "отец" фестиваля Игорь Гаврилов (так он обозначен в буклете) и свита очаровательных членш оргкомитета, успевающих все.
Фестивальный джем в городском джазовом центреНо самое главное - это возможность выступить всем музыкантам города. И пусть это не всегда выступление в основных концертах - для этого есть ночные джемы, которые, по словам ВБ, вполне равноценны большинству концертов. Кстати, он же разделил большинство фестивалей на два типа: 
1. Собрание вполне "сделанных" коллективов со своей оригинальной программой, и 
2.Разъездные формирования или учебные составы, играющие западные стандарты, часто снятые у великих мира сего. 
В репертуаре таких групп может быть вполне современная музыка, композиции Уэйна Шортера или Кенни Гарретта, но в соло угадывается не всегда свой почерк, и музыкальное разнообразие невелико. По наблюдениям ВБ, так нередко поступают американцы, иной раз - известные и чаще всего - на выезде. 
Ярославский "Джаз над Волгой" относится ко второй группе. И в нем были представлены музыканты в диапазоне от любителя до звезды. Как раз так был устроен первый концерт, который открывал биг-бэнд Валерия Павлушова. Его главное достоинство - долголетие, 35 лет оркестр под маркой "Автодизеля" кует кадры, выковав в том числе и "американца" Александра Сипягина. И дай Бог им всем здоровья. По нарастающей концерта выступил квинтет Евгения Малышева - Владимира Воробьева, включающий известного московской публике тромбониста Владимира Воробьева, который, получив московское образование, все-таки вернулся в Ярославль. Заключал концерт "Фонограф-джаз-квартет" Сергея Жилина, оказавшийся той самой звездой, которую так ждал зал. И дождался - вся неуемная жилинская энергетика обрушилась на аудиторию, поставила ее на уши, а заодно проверила на прочность сценический инструмент. Об инструменте разговор особый. Этот фестиваль отличался еще и тем, что на сцене Городского концертного зала не оказалось рояля. Даже скромного пианино, и того не было. "Roland" ярославского ветерана Вадима Майнугина не выдержал напора московской звезды, и всем последующим пианистам пришлось играть на более скромном "Ensoniq"е.
Второй концерт фестиваля тоже представил широкий спектр музыки и возможности ее реализации. Квартет ярославского колтрейниста Алексея Терентьева мог бы показаться в более выгодном свете, если бы лидер имел окружение посильнее. Выше всяких похвал оказался архангельский состав "Just Friends" с лидером-пианистом Валентином Зеленовым. Ярославскими выступлениями архангелогородцев (правда, других - ред.)осенью прошлого года уже восхищался "Полный джаз" в лице своего главного редактора. В этот же вечер любители свинга могли получить (и, видимо, получили) удовольствие от молодежного оркестра Wigan Youth Jazz Orchestra из Великобритании. Бэнд, несмотря на молодость участников, оказался весьма сыгранным, культурным, играющим чисто и вместе. Имея при этом двух-трех солистов, он смог показать прекрасную программу в духе Каунта Бейси. Наверняка его достоинства определяются еще и научными интересами шефа - Яна Даррингтона. Предмет его исследований - эволюция дизайна мундштука трубы и отношения между дизайном инструментов и музыкой ХХ века. Однако.
Третий день был отмечен выступлением питерского коллектива Doo Bop Sound - фанковый состав, отличающийся профессионализмом и ставший звездой этого концерта. Было отмечено удовлетворение, которое испытывает ВБ от классной игры музыкантов, находящихся совсем рядом с acid. Это здорово, поскольку связь поколений, слава богу, не прерывается. Зато удовлетворение от московского "Эстампа" с духовиком Романом Нетесовым, но без вокалистки Юлии Величко было не столь полным. В четвертом концерте ВБ отметил, как весьма интересное, трио СКС, названное так в честь участников - гитариста Вячеслава Смирнова, барабанщика Владимира Смирнова и опытного контрабасиста Владимира Кокуева. И если это трио звучало весьма органично, то в комбо "Прогрессив" была отмечена значительная разница между уровнем блестящего тромбониста Николая Сизова и ритм-секцией. 
Дженни Джонсон и ее ансамбль В этом концерте были представлены и братья по джазу из Берлингтона в лице Дженни Джонсон и ее группы. Говорят, американцы были очень смешные - такая городская самодеятельность, но не без музыкальности и артистизма. Это нашло отражение и в буклете группы, где сказано, что музыканты исполнят "Блюз Святого Луиса (St. Louis Blues) и Юноша и Природа (Nature Boy)", что "Дженни психотерапевт-консультант", а член группы "Глендон Инглус, акустическая басс-гитара, также играет на трубе и трампете".
Выйдя на сцену на пятый день фестиваля, ВБ объявил, что развлекательная часть фестиваля закончилась, и надо приготовиться к концептуальным программам. Отчасти это предупреждение оправдалось. Перед переполненным залом (стояли даже в проходах) появился международный состав: пианистка и композитор Урзель Шлихт, родом из Германии, но живущая подолгу в Нью-Йорке, темнокожий барабанщик Рон Браун и универсальный ярославский состав "Плюс Один" Вадима Майнугина, специализирующийся на таких прибавлениях в семействе. Кстати, семейственность в нем действительно наблюдается в лице саксофониста Станислава Майнугина - медика, как и его отец. 
Урзель Шлихт и Андрей Волкович Басист Андрей Волкович предупредил, что сейчас такое начнется - сплошные диссонансы. Но ничего страшного не случилось. Авторская программа немки оказалась вполне доступной, ударник поддерживал качественный ритм, Урзель вела программу и в финале одарила Джазовый центр собственной книгой "Женщины в джазе". По этому поводу ВБ заметил, что теперь нуждается в исследовании роль мужчин там же, на что я заметил, что для начала подошла бы книга "Негры в джазе". Все развеселились и тем самым подготовились к самому забавному выступлению на фестивале - дуэту итальянского гитариста Энцо Рокко и ярославского мультиинструменталиста Владимира Попова. 
Энцо Рокко и Владимир Попов Рокко скорее актер, чем гитарист. Он разыгрывал презабавные сцены, комментировал происходящее на простом английском языке, баловался. Аудитория отвечала ему взаимностью. Единственное осталось непонятным - его умение играть на гитаре, хотя в контексте выступления это не так уж и важно. Важно то, что Владимир Попов при помощи ударных, тубы и прочих инструментов сделал все для того, чтобы эффект выступления был максимальным. 
Последовавшее за ними выступление "Второго приближения" в составе Андрея Разина, Татьяны Комовой и Игоря Иванушкина резко контрастировало с предыдущим дуэтом и, пожалуй, наиболее полно отвечало предупреждению Владимира Борисовича. Три музыканта только что совершили марш-бросок из Шуттгарта, где выступали с программой, посвященной Андрею Тарковскому и участвовали в презентации нового CD "Ex tempore", записанного с Майком Эллисом и выпущенного немецкой фирмой NRW. 
"Второе приближение" Надо отдать должное залу - преимущественно молодежная аудитория моментально переключилась на концептуальную музыку и реагировала не просто адекватно, а с удивительным пониманием. 50-минутная программа прошла на едином дыхании, а аплодисменты было непросто унять. Многие подходившие после концерта люди начинали со слов "за все эти пять дней такого сильного впечатления мы не испытали...". Ах, если бы еще был рояль! Вообще по реакции ветеранов этого фестиваля стало ясно, что наиболее отвечающими профессиональному уровню оказались именно два последних выступления - завершал концерт известный саксофонист из Бостона Дэн Моретти, выступавший с опытным ярославским квартетом гитариста Юрия Тихомирова. 
Дэн Моретти Моретти преподает в Беркли, где они и встретились с Юрием два года назад. Это их выступление было ориентировано на гостя с его направленной на современный мейнстрим, но не замыкающейся в нем игрой. Ансамбль отличился качественным взаимопониманием и достойно завершил джазовый марафон.
Перед отбытием многолетнего ведущего ярославских фестивалей Владимира Борисовича Фейертага в родной город на Неве я обратился к нему за резюме. Хороший старый добрый фестиваль, отчасти для самоудовлетворения, но в огромной степени для города, в котором джазовая жизнь действительно очень насыщенна - сказал мэтр. Результатом этого является и исключительная доброжелательность публики и атмосфера настоящего фестиваля.
Юрий ТихомировНу что ж, Фейертагу виднее. Невероятное количество фестивалей провел этот человек, огромное число музыкантов обязано ему своим появлением на разных сценах. Совершенно заслужен первый латунный квадрат с его именем, заложенный в полу Ярославского Джазового центра. В конце концов, это был первый город после Питера, где Владимир Борисович в те давние времена получил свою гастрольную ставку. Город, в котором почти ничего не изменилось. В хорошем смысле слова.

Михаил МитропольскийМихаил Митропольский

На первую страницу номера