ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #12

Рецензии

* * * * * - шедевр
* * * * - отличная работа
* * * - хорошая работа
* * - хорошо, но скучно
* - не стоит затраченного времени.


Keely Smith
-
"Keely Sings Sinatra"

Concord Records, 2001

69:08

* * * * *

На имидж Кили Смит навсегда наложил несмываемый отпечаток период ее совместной работы с хриплым и стильным Луисом Примой, который в 50-е был не только музыкальным партнером ее, но и мужем. Тогда они вместе записали столько хитов, что ее совместная работа (уже без супружества) с Фрэнком Синатрой в 60-е (вместе они перепели для грамзаписи массу классических бродвейских мюзиклов), не говоря уж о ее сольной работе (практически не прекращавшейся четыре десятилетия), всегда была в тени ее ранних успехов. А зря: она- первоклассная вокалистка. Не то чтобы уж совсем джазовая, но в ее музыкальном языке, несомненно бродвейском, лексикон джаза занимает главное место.
Когда Фрэнк Синатра был еще жив, Кили сделала эту запись - восемнадцать классических хитов из репертуара Голубоглазого, сыгранных голливудским биг-бэндом Фрэнки Кэппа и спетых ей самой с удивительным вкусом и тактом. Классический бэндовый звук, одновременно заостренный и многоплановый (одна из лучших оркестровых студий Голливуда - Capital Studios A, звукорежиссер Чарли Пааккари).Ни секунды Кили не копирует Синатру, но тень его незримо присутствует и в саунде оркестра (не имитирующего оригиналы: все аранжировки новые - а создающего их обобщенный образ), и даже в ее вокале. Еще раз подчеркну: вкус и такт. И высокие исполнительские качества самой певицы (а ведь, когда делалась эта запись, она приближалась к 65-летнему юбилею!).
Запись не была выпущена вовремя: Синатра, успевший послушать ее и одобрить, умер. Кили, по ее собственным словам, не хотела попасть в неизбежно хлынувшую волну "трибьютов" и - хотя бы косвенно - воспользоваться смертью старого друга для раскрутки своего альбома. И вот, по прошествии времени, этот маленький шедевр вышел - цельный, сам будто мюзикл (предваряемый и заключаемый стильными вставками в исполнении Фрэнка Синатры-младшего). Убедительное доказательство того, что ни старые солдаты не умирают, ни подлинная классика не устаревает.


Johnny Winter
-
"Deluxe Edition"

Alligator Records, 2001

63:11

* * * * *

Роскошная серия "Высококлассный изданий" одного из самых значимых лейблов в истории блюза - Alligator - пополнилась достойным сборником одного из самых значимых белых блюзменов. Даже очень белых - гитарист и вокалист Джонни Уинтер, как известно, альбинос. Треки из трех его альбомов середины 80-х годов, вышедших на "Аллигаторе" и знаменовавших тогда его возвращение к корневым формам электрического чикагского блюза после десятилетия работы в стадионном блюз-роке, дополнены двумя треками тех же лет, не вошедших в оригинальные альбомы и даже не сводившихся тогда. При этом в одном из этих бонусов на клавишах играет не кто иной, как Мак Ребеннэк, то есть сам Доктор Джон, а в другом на гармонике - еще одна блюзовая легенда, Джеймс Коттон.
Уинтер записал не так много: героин сопровождал его долгие годы, то и дело вынуждая покидать музыку, иногда надолго. Однако три его "аллигаторовских" альбома 80-х - бриллианты его дискографии, и сделанная с них выборка представляет его весьма достойно, если не исчерпывающе. Главный герой альбома - даже не голос Уинтера, а его яростная гитара: по напору, технической свободе и выразительности игры он знает мало равных, и в этом жанре из белых музыкантов выше его стоит разве что покойный Стиви Рэй Воэн (да и из черных немногие дотягивают до его уровня).


"Ken Burns Jazz: Louis Armstrong"

Columbia/Legacy - Verve, 2001

78:19

* * * * *

Можно по-разному оценивать телесериал Кена Бернса "Джаз". Впрочем, у нас есть теперь шанс ознакомиться с его русской версией. Но, независимо от претензий к уровню глубины информации, содержащейся в сериале, его главный плюс - то, что он создан и прошел при очень мощной финансовой поддержке, с широкой PR-кампанией, и тем самым безусловно способствовал резкому, скачкообразному росту интереса к джазу - в первую очередь в США, где "классическая музыка Америки" принадлежит к числу наименее популярных и знакомых слушателю жанров. Во всяком случае, с выхода сериала в эфир США продажи джаза на CD выросли вдвое.
Выход сериала сопровождался выходом колоссального количества сопроводительной продукции - видеокассет, плакатов, книги подарочного формата, пятидискового бокс-сета (уже достигшего в США платинового объема продаж) со всей музыкой, прозвучавшей в сериале (даже той, что промелькнула десятисекундными фрагментами) и, наконец, серией из 22 сборников лучших джазовых музыкантов - от Сидни Беше и Флетчера Хендерсона до Орнетта Коулмена и Хэрби Хэнкока. Правда, в полном соответствии со взглядами идеолога сериала - проповедника черного превосходства Стэнли Кроуча - в число лучших вошли только два белых (Бенни Гудмен и Дейв Брубек), но это детали. Все сборники отлично представляют полную историю творчества каждого из "великих". 
Вот и CD, представляющий Луиса Армстронга, включает действительно превосходные треки - от первой записи юного Сатчмо в ансамбле Кинга Оливера 1923 года, через записи собственных "Горячих пятерок" и "Семерок" Луи второй половины 20-х, к биг-бэндовым номерам 30-х и поп-хитам 40-60-х (увенчанным, естественно, "What A Wonderful World" в записи 67-го). Нашлось место и дуэту с Эллой Фицджералд (выбор не совсем очевидный - "A Fine Romance"), и уникальной записи с вокальным квартетом Mills Brothers. В общем, в полном соответствии с идеей всего цикла, этот сборник - "Определяющий" (The Definitive). И, хоть серийный дизайн совсем непритязателен - иметь надо. Это как БВЛ для книголюба.

Константин ВолковКонстантин Волков

 

На первую страницу номера