ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #13
Ростовский джаз-фестиваль "Памяти Виктора Кутова" (II)
Итак, за первым днем фестиваля вполне естественно последовали следующие два. В целом каждый концерт укладывался в своеобразную трехчастную форму: по краям биг-бэнды с джаз-традицией, а в середине - самая разнообразнейшая палитра джаз-комбо. 
23-го апреля откровением для меня стали два квартета: студента IV курса Ростовского училища искусств Арташеса Асланяна (класс преподавателя Александра Александровича Усенко - директора РУИ и бессменного с 1992 года руководителя теперь уже свободной команды "Dixie-Friends") и квартет тромбонов (Кирилл Струц, Владимир Попов, Сергей Хребтов, Вячеслав Таранчук - класс ансамбля преподавателя Аркадия Олейникова). Для квартета Асланяна (Овагем Султанян - альт-саксофон, Юрий Подкользин - контрабас, Александр Базуев - ударные) это первый выход "в свет". И, справедливости ради, следует отметить его удачность. Сбалансированное ансамблевое звучание "разбавлялось" убедительными сольными высказываниями участников комбо, вызвав "к жизни" не один всплеск аплодисментов. Кстати, на сегодня Арташес стал дипломантом II степени III Межрегионального джазового смотра-конкурса учащихся музыкальных училищ и лицеев (об это речь еще пойдет), а второкурсник Подкользин отмечен как "самый перспективный контрабасист" (Султанян не был заявлен, ибо уже "получил свое" - II место на IV Всероссийском конкурсе молодых джазовых исполнителей в 2000 году). 
Квартет тромбонов (по специнструменту обучаются у заслуженного артиста России Виктора Бударина) показал мастерство владения малыми формами. Все аранжировки - заслуженного артиста Кубани Виктора Климашевского (заведующий эстрадно-джазовым отделением Сочинского училища искусств), которого с Ростовом связывает дружба еще со времен Кима Назаретова (начало 80-х). Особенно, как мне кажется, удалась композиция "Li'l Darlin" Нила Хефти: четкая фразировка, ясность импровизаций, гибкая динамика. Да и сама форма пьесы (и не только этой!) - настоящая "конфетка", что позволяет сказать хоть несколько слов об авторе. 
Виктор Сергеевич Климашевский начинал в ныне печально известном Грозном сначала как пианист (ДМШ) и теоретик (училище), затем - тромбонист и аранжировщик (консерватория Баку). Параллельно с обучением игре на тромбоне, Виктор брал частные уроки у Вагифа Мустафы-Заде, общение с которым фактически перевернуло всю жизнь будущего аранжировщика. Вот что сам он говорит о своей истории:

- Вообще аранжировкой я занимаюсь с 16 лет, когда была необходимость писать на совершенно различные ансамбли. Когда я услышал свою первую аранжировку "живьем", а не "внутри", то получил громадное удовольствие, что меня и толкнуло на дальнейшие подвиги. Правда, свое основное "аранжировочное образование" я получил в армии. Начальник ансамбля песни и пляски в Баку, где я служил, разрешил мне параллельно учиться в консерватории, но за это он требовал аранжировки. И мне приходилось их писать в громадном количестве. Так у меня и "рука набилась", появились и скорость, и качество. 

Какова судьба твоих аранжировок, где они звучат? 

- Затрудняюсь сказать определенно. Аранжировок очень много, среди них - громадное количество для бэнда. Пару даже писал специально для "Виртуозов Москвы". Есть и авторские композиции. Но тут "сработало" определенное "стремление к трудностям". Появился квартет тромбонов, у которых полностью отсутствует нотный материал. Родилась одна аранжировка, вторая, и я просто "заразился" этим. Мне стало необычайно интересно писать, когда самыми небольшими силами (и техническими, и гармоническими) достигается максимальный результат. 

Кстати, а кто у нас не любит трудности? Мне вообще кажется, что основное течение жизни (в том числе - и джазовой) происходит не "во имя", а "вопреки". Третий день (он же последний) подарил две яркие встречи: с биг-бэндом СКВО п/у Виктора Бударина и ростовско-польским коллективом "Агнуш-бэнд". 
Бударин просто поразил тончайшей нюансировкой в бэндовом массиве и разнообразнейшей динамикой (вплоть до "pp"). Следующий коллектив, вызвавший яркий эмоциональный всплеск - секстет Агнешки Пеньживятор (вокал). В составе Павел Самохин (труба, бывший Ростов-на-Дону), Пшемыслав Погодски (гитара), Куба Кавник (вибрафон), Мартин Путиник (бас-гитара) и Константин Садовский (ударные, Ростов-на-Дону). Вот здесь поразило буквально все. Это самый настоящий "авторский" джаз со своим собственным, ни на что не похожим видением: от "Шехеразады" Римского-Корсакова (трио Самохин-Пеньживятор-Путиник) до "Summertime". А последующий "вечерний джем" в клубе "Лилль" (хозяин - все тот же Константин Садовский) "под управлением" Виталия Хачкинаева и при участии Олега Великанова (аль-саксофон) и Александра Зингера (ударные) не поддается описанию, вновь заставляя забыть "наш великий, могучий и богатый" русский язык. 
Остальные участники фестиваля "Памяти Виктора Кутова" (перечисление их уже давалось) были более традиционны и привычны ростовским джаз-фэнам. 

Ольга КоржоваОльга Коржова
Ростов-на-Дону

На первую страницу номера