ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #14
"Второе приближение" в Киеве: российский джаз прокладывает дорогу на Украину
"Второе приближение" в КиевеПервые гастроли московского проекта "Второе приближение" в Киеве прошли скромно, но достаточно выразительно.
Концерт джазовых музыкантов (в Киев приехало основное ядро коллектива - лидер и пианист Андрей Разин, вокалистка Татьяна Комова и контрабасист Игорь Иванушкин) проходил 29 апреля в зале культовой галереи "Лавра", известной своими многочисленными экспериментальными театральными акциями, а также выставками художественного авангарда. 
Кстати, в двух шагах от галереи располагается церковь, где захоронены останки основателя города Москвы, великого киевского князя Юрия Долгорукого (!) Так что кратковременное появление Андрея Разина и Татьяны Комовой на своей "исторической родине" (Андрей родом из Киева, Татьяна - из Днепропетровска - ред.) можно считать актом закономерным и в некоторым смысле патриотическим. 
О своеобразии проекта "Второе приближение" и музыкантах, принимающих в нем участие, рассказывал его продюсер, известный "джазовый вед" Михаил Митропольский. На пресс-конференции он затронул вопросы состояния джаза, его места и значения в современном культурном пространстве. Кроме того, г-н Митропольский устроил мини-презентацию организованного им же самим в московской звукоиздательской компании компании "Landy Star" лейбла "Jazzland/Русская серия" с демонстрацией наиболее интересных джазовых релизов, в том числе и "Второго приближения" (некоторые из альбомов можно было приобрести сразу же после концерта).
Киевская концертная программа включала в себя композиции, ставшие уже своеобразной классикой для коллектива - "Регтайм", "Пьеро", "Квинты", "Lady be good", а так же свежие, еще редко исполняющиеся опусы - "Три настроения", "Интро", "Антракт". Впрочем, все рассуждения относительно старого и нового репертуара ансамбля рассеиваются с наступлением момента музицирования.
Буквально с первых звуков импровизаторы ненавязчиво вводят слушателей в особый зыбкий мир ощущений и ассоциаций, как бы призывая всех стать свидетелями таинственного процесса создания нового. При этом все ранее услышанное знакомое получает тут же на сцене второе рождение.
Так неприметный интервал квинты " рассматривается" музыкантами в процессе импровизации в различных историко-культурных ракурсах и сразу становится необычайно привлекательным для слушательского уха (композиция Андрея Разина "Квинты"). То слышны отголоски грузинского многоголосия (параллельные квинтовые ходы голоса и контрабаса), то появляются узнаваемые признаки стиля Белы Бартока (сухой скорый шаг фортепиано и контрабаса). Все это происходит на фоне характерного новоджазового звукоизвлечения - шумовые эффекты фортепиано, перкуссивное шуршание контрабаса, звукоподражательная манера пения . 
Пришедшие из "разных музык" Разин, Комова и Иванушкин сумели обновить свой предыдущий стилистический опыт и направить его в русло экспериментальных поисков, подчинить его современным творческим идеям.
Не нарушая законов функционирования "новорожденного организма", музыканты свободно изъясняются в привычной, свойственной каждому из них манере.
На протяжении всего выступления Разин строго следил за музыкальной структурой в целом, регулировал иногда случающиеся смысловые длинноты и немедленно реагировал, включая смену фактуры или изменяя общую ритмическую пульсацию. Его композиторское мышление отразилось на построении формы музицирования, которая, как правило, представляла собой два этапа: экспозицию тематического материала (или его нахождение в процессе импровизации), а затем его развитие. В "Пьеро" (пьесе, посвященной памяти Мишеля Петруччиани) Андрей показал себя как знаток романтического фортепианного стиля, его игра поражала тонким проникновенным лиризмом.
Татьяна КомоваДля Татьяны Комовой родной стихией оказалась фольклорная тема (конечно, вписанная в контекст исканий коллектива).В пьесе "Танец" певица превратилась просто в колдунью, которая своими "вокальными заклинаниями" (голосовая скороговорка) уводила слушателей в отдаленные времена языческих обрядов. Татьяна не только сумела погрузиться в определенное "медитативное" состояние (продемонстрировав феноменальное мастерство владения голосом), но и сумела вовлечь в него всех присутствующих в зале.
Игорь Иванушкин - прежде всего джазовый музыкант, поэтому вполне оправдан его повышенный интерес к ритмической стороне, который порой перерастал в откровенную перкуссию. В "Иванушкин-буги", "Lady be good" музыкант просто завораживал своим супер-драйвом.
Все трое, каждый по- своему, "играли" с залом и сразу же установили с ним устойчивый контакт. В результате все были довольны, всем дали возможность высказаться.
Музыка в исполнении музыкантов "Второго приближения" органично вписывалась в украинскую, по-весеннему настроенную природу. Неповторимые ароматы киевских каштанов, трепет зеленых листьев, осторожное журчание дождя, многоголосные пассажи птиц выгодно подчеркивали живое дыхание исполняемых произведений. 
Визит "Второго приближения" в Киев носил важный характер для развития российско-украинских отношений в области джазовой музыки. Данная акция была первой в планируемом цикле, организуемом Дирекцией международных фестивалей в Киеве "Джаз центр" (Генеральный директор Петр Полтарев).
Г-н Митропольский от имени лейбла "Jazzland " объявил о достижении широкомасштабного договора между его лейблом и "Джаз центром", цель которого - обмен джазовыми проектами, совместные акции, распространение джазовых CD и многое другое.
От имени дирекции "Джаз центр" Петр Полтарев выразил полное удовлетворение достигнутым соглашением и подчеркнул его крайнюю необходимость в свете развивающихся культурных контактов между двумя странами.
О пребывании "Второго приближения" в Киеве снимается видеофильм, который в ближайшее время выйдет на телевизионные экраны Украины и - в дальнейшем - России.

Елена СупрунЕлена Супрун, Киев

На первую страницу номера