ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 17
"Джазовая Провинция-2001": страницы дневника
Афиша фестиваляВ этом году фестиваль "Джазовая Провинция" проходит с заметным надрывом. Плотная завеса неизвестности скрывала будущее вплоть до самого начала первого "маршрута", который прошел по Воронежу и Липецку и закончился в Курске. По сравнению с прошлогодним аналогом это не впечатляет - но хорошо, хоть так. Этот уникальный фестиваль (в 1999 году - премия Московской ассоциации джазовых журналистов за лучший проект года; 17 российских городов и 600 музыкантов со всего мира в 2000 году) в этот раз вынужден был латать финансовые дыры. Российский фонд культуры, который обеспечивал гонорарную часть фестивальных расходов, сам оказался без бюджета. Журналистка из Штуттгарта, приехавшая делать специальные программы о "Джазовой провинции" для радио, была поражена ситуацией. "Это возможно только в России -осталось меньше недели, но о сроках, программах и пр. ничего не известно". Она приехала к нам под впечатлением от выступления в Штуттгарте проекта "Второе приближение" и полагала, что в России уже Европа...
Леонид и Николай ВинцкевичиЕще более поражает, что все-таки все получается, хотя на арт-директоре фестиваля, пианисте Леониде Винцкевиче лица нет. Когда мы увиделись в Курске, он уже был "готов". И это при том, что заслуженному артисту РФ, ежегодно срывающему овации в Америке пианисту, творцу глубокой музыки надо было только в одном Курске 5 раз в течение трех концертов выходить на сцену и участвовать в создании статуса одного из лучших фестивалей в России. И это удалось!
Но начиналось все с выступлений в Липецке и Воронеже. Опять же Винцкевичи - отец и сын, Давид Голощекин, т.н. англичане и присоединившийся секстет Дайнюса Пулаускаса. В Воронеже было два концерта, полный зал - видимо, на родине знаменитого историка джаза Юрия Верменича изголодались по этой музыке. В Курске изголодались меньше. Я не заметил уличной рекламы, хотя, говорят, была. Да и привычное здание филармонии оказалось чужим. Теперь концерты проходили в Доме Офицеров - просторном и уютном, но не имеющем рояля. Вообще отсутствие рояля постепенно становится традицией наших фестивалей. Однако наш народ закален, и все стенания остаются за кадром. В кадре был праздник. Уровень концертов весьма силен, спектр стилей широк, а атмосфера истинно джазова. Под последней я имею в виду заинтересованность, бурные обсуждения и анализ того, что происходит на сцене.
Давид Голощекин и Леонид ВинцкевичВ первых двух днях курской части "Провинции" разностилье было особенно заметно. Традиционное крыло представляли квартет Давида Голощекина и "волжский дуэт" Газинура Сафиуллова - Сергея Струкова. Давид Семенович - ветеран и российского джаза в целом, и фестиваля в частности, его знают и любят на Руси. Откровенно говоря, многократные переигрывания джазовых стандартов несколько набили оскомину. Для того, чтобы мэйнстрим оставался живой музыкой, нужны яркие личности. Голощекин олицетворяет этот творческий огонь, собственную веру в правое дело, перед которой устоять невозможно, и, наконец виртуозность (особенно на скрипке). А ведь действительно, кто еще так владеет этим инструментом? Одним словом, он со своими партнерами всероссийско-украинского набора (Леонид Винцкевич - клавиши, Виктор Епанешников - ударные, Денис Дудко - контрабас) стал героем фестиваля. Зал стонал, девушки стояли в очереди прямо на сцене во время музыки, чтобы осыпать артиста цветами. Кстати, этот цветочный поток продолжался весь фестиваль, причем, как правило, барышни выходили на сцену в момент затухания звука, т.е. перед очередным соло в той же пьесе. Во время выступления "Второго приближения" Игорь Иванушкин трижды останавливал соло и начинал сначала - не пропадать же добру. Но об этом потом - третий день фестиваля - предмет для следующих заметок.
Газинур Сафиуллов - гитарист из Ульяновска - и Сергей Струков, пианист из Пензы, образовали дуэт, который кратко, но добротно представил собственные версии стандартов. Интересные и активные музыканты (Газинур -организатор проходящей в Ульяновске джазовой линии "Only Trust Your Heart" памяти Уиллиса Коновера) как никто нуждаются в фестивальном общении и новых, необычных впечатлениях, которые здесь воплотились, в основном, в выступлениях литовского секстета Дайнюса Пулаускаса и "Второго приближения". Прямо во время выступления ульяновско-пензенский дуэт был усилен "рабочей" ритм-секцией фестиваля: Николай Клишин - контрабас и Олег Юданов - ударные. Архангельские музыканты каждый год выносят на себе ритмо-гармонические нагрузки большей части фестиваля. На это раз они оказались еще вестниками печали. Именно их первых разыскали в Курске и сообщили о смерти в Архангельске их многолетнего партнера Владимира Резицкого.
Николай ВинцкевичКлишин и Юданов составили квартет и замечательному "семейному" дуэту Винцкевичей - отца и сына (как заметил Коля прямо на сцене, "и святого духа"). Не знаю, как со святостью, но дух творчества явно витал. От тонкого чувственного прочтения баллад до взрывов эмоций в насыщенных эпизодах собственных композиций - дуэт рождал новое качество, в котором раскрылись возможности Николая Винцкевича. Тонкий и знающий музыкант заново открывал возможности альт-саксофона, инструмента, отчасти отходящего на второй план по сравнению со своим более низким собратом.
Эта же ритм-секция была отдана американскому дуэту Майка Эллиса и Барри Уэджла. Живущие в разных концах Соединенных Штатов саксофонист (Нью-Йорк) и гитарист (Денвер) объединились посредством партнера и наставника, сопраниста Стива Лэйси, причем в Париже. Взрывчатая экспрессия Майка и интравертность Барри создали органичный ансамбль, принятый публикой не только от того, что они американцы, но и по существу музыки.
StekpannaТак же тепло и даже рьяно зал принял два одноформатных состава европейского происхождения. Первый, более опытный, назывался английским, хотя в нем участвовали британец, басист Стив Кершау, барабанщик из Швеции Питер Сверд и датский гитарист Мэдс Ольсен. Музыканты явно пришли из рок-музыки, познакомились в Музыкальном институте в Лос-Анджелесе в 1995 году и с тех пор играют на джазовых площадках. Это классное клубное трио с авторским репертуаром. Элементы рок-музыки сказываются и в выборе материала, и в его обработке, а звучание гитары в скофилдовских традициях вызывает восхищение музыкантов, знающих толк в этом деле. Обаятельное ведение программы басистом на английском языке нашло отклик у курян и вызвало соответствующие симпатии. Мне же пришлось заметить со сцены, что англичанами гостей называть совершенно несправедливо, уж лучше по старой российской традиции именовать иностранцев немцами. Хотя название группы пришлось переводить со шведского. Трио "Стекпанна" - означало сковородку для приготовления яичницы. Здесь яиц было три, от куриц разных народов, а результат оказался весьма съедобным.
Das BeuteltierНо были немцы и настоящие. Трио из города-побратима Курска "Das Beuteltier" - название означает что-то из разряда сумчатых (кенгуру). Название появилось из фамилии лидера Доктора Бойтельспахера - гитариста и физика. Это нас сблизило, он тоже оказался Мишей, очень веселым человеком, занимающимся физикой ускорителей (а я - рентгеновской астрофизикой). Как и в моем случае, вокруг него были профессионалы - контрабасист Т.С.Дебус и барабанщик Херинг Церин. Правда, в отличие от меня он играет на гитаре, и здорово. Опять же молодые музыканты пришли в джаз явно из рок-музыки, их выступление тоже носит характер клубного, но в отличие от предыдущих "немцев" их музыка повеселее, с разнообразными аранжировками и ярко выраженной эмоциональностью.
Витас Лабутис и Валериюс РамошкаИз впечатлений первых двух дней трехдневной курской части "Провинции" одно из самых ярких - выступление секстета Дайнюса Пулаускаса. Сам ансамбль образовался в районе 1996 года и заявил о себе на фестивале в Бирштонасе. С 1998 года его стабильный состав включает в себя трубача Валерия Рамошку, саксофониста Витаутаса Лабутиса, двух известных барабанщиков (Линаса Буду и Аркадия Готесмана), басиста Владислава Борковского и лидера, играющего на клавишных инструментах. Изначально состав ориентировался на музыку фьюжн со слабым национальным литовским привкусом. С приходом Лабутиса пришло некоторое джазовое "освобождение". Успех выступлений на множестве европейских фестивалей в последние годы сделал ансамбль очень популярным и в Литве.
Витас ЛабутисЭто вполне заслуженно, поскольку уровень аранжировки, глубокого знания клавишных самого Дайнюса, глубокая и стильная игра Лабутиса, вообще высокий профессионализм всех музыкантов достоин всяческих похвал. Подробно с ними можно познакомиться на страницах журнала "Джаз-квадрат". Первая их программа, прозвучавшая на открытии фестиваля, была добротна, но выдержана в стандарте фьюжн, процветающем уже не одно десятилетие. Мне показалось, что музыкальная масса несколько однородна, весь процесс происходит как бы внутри бэнда. Тогда музыканты предупредили меня, что в третьем концерте фестиваля они покажут нечто совсем иное. И показали...
Но рассказ об этом впереди. Во-первых, у меня кончились фотографии (пленка с третьего концерта еще не проявлена), во-вторых - последний день фестиваля достоин отдельного разговора: в нем блистали три абсолютно разных состава (Давид Голощекин, "Второе приближение" Андрея Разина и секстет Дайнюса Пулаускаса), в-третьих, редактор будет ругать за поздно присланный материал. Так что встретимся через неделю.

Михаил МитропольскийМихаил Митропольский

 

На первую страницу номера