ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 17
Владимир Петрович Резицкий
25.12.1944 - 25.5.2001
Владимир РезицкийПрожив в джазе долгую жизнь, побывав на десятках джаз-фестивалей, а еще о доброй сотне почитав и послушав, я утверждаю - подобного тому, что в Архангельске устраивал Владимир Резицкий, в мире нет. Просто нет. 
Это был фестиваль искусств, уникальный не только для Севера Земли. Здесь и джаз, и духовная музыка, и соединение музыки с пластикой, с театром, с богатейшим и древнейшим северным фольклором. В орбиту фестиваля попадал широкий спектр творческих занятий - музыкальная, театральная, танцевальная импровизация и композиция, изобразительное искусство, музейное и этнографическое дело, академическая традиция и эксперимент, перформанс, концепт, инсталляции и т.д. и т.п. 
Важнейшей составной частью фестиваля стали паломничества на Соловки - уникальное и священное место для каждого человека, который хочет понять и почувствовать настоящую Россию. Каждый фестиваль включал особый детский праздник, на котором все гости фестиваля делились с мальчишками и девчонками своим талантом, единственным в своем роде. Благодаря фестивалю в Архангельске подросло новое поколение, знающее свои корни и открытое будущему. 
И, наконец, фестиваль в Архангельске стал транзитным: в цепочку с ним расположились аналогичные мероприятия в Вологде и Вильнюсе, в Ярославле, Питере, Москве и даже на Урале и в Сибири. 
Автором, вдохновителем, а часто и главной рабочей силой фестиваля являлся Владимир Резицкий. Его заслуги как артиста-музыканта, композитора, руководителя ансамбля "Архангельск", прославившего свой родной город, отмечены почетным званием Заслуженного артиста России, лауреатскими дипломами и грамотами многих фестивалей, аплодисментами в США, Германии, Японии и других странах. Диски ансамбля продаются во всем мире. 
Резицкий превратил провинциальный любительский смотр коллективов в глобальное культурное событие, включенное Министерством культуры в федеральный список. Резицкий добился своим авторитетом, своим именем, что правительства и культурные центры, государственные и общественные организации Японии, Англии, Германии, США, Швейцарии, Австрии и других стран взяли на себя значительную часть расходов. Потому что знали: он бессребреник, он работает для людей, не оставляя себе ни копейки. Многие выдающиеся артисты выступали у него бесплатно. Он привлекал и внебюджетные источники, а те вешали на него свои долги. 
Я думаю, городские власти лучше кого бы то ни было знали, что благодаря Резицкому город и область получили значительно больше, чем реально потратили. Ведь Резицкий каким-то чудом умудрялся выкрутиться, на чем-то сэкономить, лишь бы архангелогородцы не лишались этого удивительного ежегодного праздника. По его прикидкам он экономил городу и области две третьих фестивального бюджета.
И вдруг поразившая всех весть. Местные власти выставили счет Резицкому, "забыв", сколько он им сберег и сколько дал. Позорное судилище над ним не только напоминало расправы над другими архангельскими мужиками, оно поражало очевидной своей аморальностью. 
И дождались неизбежного. 25 мая, на рассвете, Владимира Резицкого не стало. Сердце. 
Не потому ли наша земля так щедро родит таланты, что люди стараются поскорей свести в нее лучших ее сынов?
Его окружали удивительно красивые люди. Красавица-жена Валентина. Красавцы-дети: Спартачок и Аленка. Верные друзья: театральный режиссер и вожак Виктор Панов, художники, писатели, музыканты, актеры, артисты, краеведы и историки. Талант обаятелен, а у него было столько планов, столько идей, он так вдохновенно о них рассказывал! Наверное, с ним было нелегко, но какое теперь это имеет значение!
Я звонил в Архангельск. Потоком идут телеграммы. Люди осиротели, в трауре. Значит, время уже начало все расставлять по своим местам. Стало известно, что многие прилетят в Архангельск отдать последний долг этому выдающемуся человеку. И мы будем помнить. Помолимся за него. 

28.05.2001

Владимир РезицкийP.S. Даже архангельские старожилы не помнят таких похорон. Резицкого буквально провожал весь город. Панихида в ДК Строителей, где располагался его Арт-Центр, началась в 10 утра, и к запланированному ее окончанию осталась еще масса людей, не успевших подойти к гробу, сказать прощальные слова. Тихо играла музыка - баллады Колтрейна, записи самого Резицкого. Главный режиссер и художественный руководитель знаменитого архангельского театра Виктор Попов в пламенной речи выразил общую мысль, что Резицкого "съели" городские и областные власти. Аплодисментами встретили люди предложения дать Резицкому посмертно звание почетного гражданина города, назвать одну из улиц именем Резицкого, устраивать там шествия оркестров, назвать его именем фестиваль, музыкальную школу, установить памятник...
Последнее время Владимир Резицкий занимался музыкой с детьми, страдающими разного рода тяжелыми недугами и поражениями (вплоть до болезни Дауна) и уже успел добиться первых добрых результатов. Он стал церковным человеком, сблизился с настоятелем Троицкого храма о. Алексием, обсуждал с ним свои планы, они говорили и на мировоззренческие темы. И так случилось, что в Вознесение 24 мая Володя исповедался ему и вышел из храма в десятом часу вечера, спеша успеть домой к началу очередной серии "Джаза" на ОРТ, так как он их все записывал. Но записать не смог. Ему стало плохо, и не успела даже приехать скорая помощь, как его не стало. До полуночи оставалось еще полчаса. Врачи констатировали смерть уже в начале следующих суток. И тут жизнь Володи оказалась на день короче, чем по официальным документам. 25 мая власти должны были "решать вопрос" о его Арт-центре. Сердце Владимира Резицкого не выдержало. 
На похоронах выяснилось, что Владимир Резицкий оставил нам еще одного наследника. Наталья, его жена последние два года, на чьих руках Володя умер, явила всем сюрприз: полуторагодовалого Никиту Резицкого, такого же рыжего, как отец, и очень музыкального мальчугана.

30.05.2001

Алексей БаташевАлексей Баташев

На первую страницу номера