502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.10.2

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 2
Встреча с Владимиром Толкачевым
И вновь в Томске звучал джаз, теперь уже в Большом концертном зале при немалом собрании любителей 16 января этого года. Сцену занимал один из старейших полупрофессиональных коллективов Томска - оркестр "ТГУ-62" (аббревиатура связана с местом - Томский государственный университет - и годом создания оркестра). Но не наши ребята были главными. Гвоздем вечера был Владимир Толкачев, новосибирский альт-саксофонист, один из лучших исполнителей на этом инструменте в России, композитор, аранжировщик, лауреат многих отечественных и зарубежных джазовых фестивалей.
Владимир Толкачев (родился 17.06.51 в г. Серове Свердловской области) окончил музыкальную школу, а затем училище по классу народных инструментов. Джаз играет с 1968 года. Играл с различными свердловскими группами и музыкантами. В 1976 году переехал в Новосибирск, получил высшее музыкальное образование в Новосибирской государственной консерватории по классу духовых инструментов и композиции. Сейчас здесь же ведет класс саксофона. Кумиры Толкачева, естественно - саксофонисты, но самых разных направлений: от Коулмэна Хокинса, Лестера Янга, Чарли Паркера до Арчи Шеппа, Мэриона Брауна и Альберта Айлера. Особое влияние на его творчество оказал Владимир Чекасин, с которым Толкачев многократно музицировал и записывался.
Первый прорыв на широкую публику Владимир сделал еще на знаменитом фестивале "Новосибирск-77", участвуя в "Музыкальном Импровизационном Трио" (Беличенко, Толкачев, Панасенко), выступление которого было оценено Ефимом Барбаном, как "смелая попытка выйти за пределы стандартного джазового мышления". С приходом композитора-пианиста Юрия Юкечева трио стало квартетом "Хомо Либер", а через некоторое время квартет сократился до дуэта Юкечев-Толкачев, но известность их от этого не уменьшилась. Наоборот, "Хомо Либер" стал первым сибирским ансамблем нового джаза, вошедшим в антологию советского авангарда, выпущенную в Англии на CD фирмой Leo Records. Последние годы Толкачев стал отходить от малых концертных форм, отдавая все свое время, внимание и силы теперешнему любимому дитяти - биг-бэнду при Новосибирской государственной консерватории, созданному в 1985 году из ее студентов и преподавателей. В 1996 году на новосибирском лейбле "Ермателль" выходил CD "Школьная тетрадь" с записями оркестра разных лет.
Владимира Толкачева можно назвать тем редким джазовым исполнителем, который одинаково свободно чувствует себя в любой стилевой манере и ансамблях музыкантов диаметрально противоположного направления - от ярко выраженного авангарда и свободного джаза к возвращению в звучание классического джаза (участие его в сборной команде "Золотые годы джаза"). Все это, безусловно, накладывает свой отпечаток на общий саунд его биг-бэнда, хотя воспитывать большой оркестр в сегодняшних экономических условиях развала культуры может только настоящий лидер и подвижник своего дела.
Но вернемся к нашему вечеру, программа которого с некоторой долей высокопарности была названа "Его Величество Джаз". "ТГУ-62" (четыре трубы, три тромбона, пять саксофонов и ритм) исполнил несколько номеров, "приятных во всех отношениях", из репертуара танцевальных оркестров 50-х годов ("Цветущий май", "Маленький цветок" и пр.). Дирижировал его бессменный руководитель Аркадий Ратнер, ныне возглавляющий городскую культуру. Сразу же вспоминается каламбур советских времен Алексея Баташева: на западе джаз-оркестрами руководили трубачи, кларнетисты, барабанщики; у нас - Министерство культуры. Правда, в Томске - лучший вариант. Оркестр вовсю старался безошибочно и технически совершенно имитировать джазовые стандарты, хотя публика откликалась только на узнаваемость тем.
Но вот впереди оркестра встал Толкачев со своим инструментом, и все звучание приобрело другие цвета. Музыкант сумел заставить оркестр подтянуться к своему уровню. Несколько пьес, в том числе из репертуара оркестра Каунта Бэйси, при блестящем соло альт-саксофона прозвучали просто превосходно и "на ура" у публики. При исполнении старого джазового хита "Blue Moon"(к Борису Моисееву не имеет отношения) лидер заставил солировать почти каждого музыканта оркестра, да еще и в форме "зова-ответа" подключил к скэту всех присутствующих в зале, к полному удовольствию последних.
Завершился очередной праздник джаза под бурю аплодисментов знаменитым "двухнотным" "Си Джем Блюзом" с напористым соло Толкачева (уже на тенор-саксофоне); правда, мне показалось, соло было сильно подснято у Пола Гонзалвеса, но это можно было и не замечать.
Хорошо, что случаются такие вечера, когда представляется возможность сотрудничества музыкантов различных стилей джаза и различных географических точек. Происходит своеобразный "мастер-класс". И пусть кто-то играет лучше или хуже, итоговая сумма музыкальной информации и художественный багаж для каждого участника этих встреч будут всегда значительными.
Расставаясь с публикой, Владимир Толкачев выразил надежду, что при благоприятных обстоятельствах вернется в наш город уже со своим новосибирским бэндом.

Валерий Рыбаков, Томск

На первую страницу номера