ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
        ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 22
"Джем-Престижу" три года
Пятого июля нижегородский джазовый клуб "Джем-Престиж" отмечал трехлетие своего существования. Чувствуется, бытие нижегородского джаз-клуба вполне сравнимо с плаванием среди рифов или айсбергов ("живы - и слава Богу!" - отмахивается от вопросов руководство клуба). Тем не менее возможные проблемы и трудности для нас, слушателей и поклонников, оказались надежно скрыты за ежевечерними концертами, и три джазовых года пролетели совсем незаметно. А собственно праздник трехлетия, проходивший под знаком мэйнстрима и тотальной импровизации, удался на славу! 
Мы спустились в сводчатый зальчик в половине седьмого. Праздник уже шел полным ходом: за клавишами сидел Илья Ефимов и пела Лена Моисеева, буквально пару недель назад получившая диплом об окончании эстрадного отделения НМУ. Нам удалось застать только последнюю композицию, "Sultan Failed", и головокружительные пассажи (двойные кварты клавишных и вокала), эффектно пролетавшие в безумном темпе, заставили сожалеть об опоздании. К счастью, ближе к полуночи они вновь выходили на сцену.
Молодых сменил контрабасист Константин Суслов (часом позже названный москвичами "самым джазовым человеком в Нижнем Новгороде") и его "К" в составе: Дмитрий Суслов (саксофон), Евгений Брахман (клавишные) и Леонид Бронштейн (ударные - блестящий ансамблист, о котором Дмитрий Суслов сказал буквально следующее: "когда я играю с Леней, у меня словно вырастают крылья"). Тут мы сразу скажем, что солисты, Женя Брахман и Дима Суслов, играют также в составе квартета "Конси", и их тандем дает нечто необъяснимое и неповторимое обоим коллективам, но, как ни странно, скорее в плане содержания и структуры, из чем из области саунда. Блестящая техника клавишника-виртуоза, четкая и по-питерсоновски "масштабная" в сочетании с тембровыми и мелодическими поисками саксофониста - это, скорее "мысль и форма" обоих коллективов. Специфику собственно звучания "К" составляют, конечно, мягкий и объемный контрабасовый саунд вкупе с корректными (ничего лишнего, каждый звук - на своем месте) ударными.
Итак, словно в шахматах, сменились две фигуры (басист Дмитрий Калинин, ударник ), и "К" превратился в "Конси". Их джаз был чуть жестче (с "рок-акцентом"), чуть динамичнее. Вы даже не представляете, как залихватски они исполнили "Sweet Georgia Brown"! Популярная "вечнозеленая" тема, заигранная до невозможности, словно ожила под пальцами молодых музыкантов. Большая импровизация клавишных, построенная на так называемых "золотых секвенциях" (грубо говоря, своеобразных "смещениях" импровизационных кирпичиков) и последовавшая за ней "перекличка" с саксофонистом вызвала шквал аплодисментов уже порядком разошедшегося зала, настроившегося на позитивное восприятие джаза. 
Затем диспозиция вновь переменилась. В глубине сцены встал в обнимку с контрабасом Константин Суслов, мультиинструменталист-самоучка Леонид Бронштейн (фактом своего музыкального бытия подтверждающий тезис "джазу не научишь") взял в руки губную гармонику, а за барабаны сел директор "Джема", Владимир Комаров. К публике вышла певица Людмила Соколова с самыми-самыми джазовыми шлягерами (например, "Summertime"). Также в ее исполнении прозвучал армстронговский хит "What A Wonderful World"; на эту популярную тему, неизменно вызывающую у слушателей ностальгию, а у музыкантов - зуд в пальцах, все участники импровизированного джема "высказывались" долго, с удовольствием и со вкусом. Последовавший за тем хит из репертуара Уитни Хьюстон (тот самый, из "Телохранителя"), исполненный очень качественно и близко к оригиналу, сместил музыкальные события из области джаза в сторону попсы, напомнив одновременно о том, что соул и джаз - явления, в принципе родственные. 
После блестящего, с заметным акцентом фанки, выступления московского трио "Эстамп" (в программе - популярные композиции Гровера Вашингтона) началась полная импровизация. Как это обычно бывает, на сцену выходили все желающие из числа присутствовавших в зале музыкантов и "делали джаз". Сейшн продолжался до половины пятого утра...
На следующий вечер музыканты "Эстампа" представили сольную программу, но публика (очевидно, приходившая в себя "после вчерашнего") была немногочисленной, да и не слишком внимательной, поэтому выступление москвичей слушалось, скорее, этаким джазовым постскриптумом.

Мария Пантелеева,
"Нижегородские новости"

На первую страницу номера