ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
        ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница
Выпуск # 24 (126) - 23 августа 2001 г.
Оглавление выпуска:
Слово
к читателям
Кирилл МошковИнтересно, чем питаются комары, когда в лесу нет туристов? Джазовые журналисты в Москве настолько привыкли к изобилию джазовых мероприятий, что теперь, когда все неожиданно кончилось (пусть и ненадолго) и наступило л е т о - в прежнем, "дореволюционном" смысле этого слова, - недовольно ворчат. Да и не только журналисты: вероятно, избалованная гастролями и фестивалями жаркого лета 2001 г. московская публика тоже чувствует смутную досаду. Ну да ничего. Это ненадолго. В конце концов, в Париже тоже пора отпусков и большинство клубов закрыто (свидетельствует пианист Андрей Кондаков, который в последние недели был как раз в Париже. В Москве к середине сентября все опять должно завертеться. Впрочем, ничего и не прекращается - см. ниже...
Как это было
в Москве
Сцена в "Эрмитаже"Главное событие истекших дней - конечно, IV фестиваль "Джаз в саду Эрмитаж". Это тот редкий случай, та хорошо угаданная экологическая ниша, где невозможно удовлетворить всех, но невозможно и проиграть (при наличии у организаторов рук и головы) - потому что в большом городе, где много людей умственного и приближенных к нему видов труда, которые располагают некотором запасом денег, свободным временем, склонностью проводить его культурно, престижно (для своей социальной группы) и желательно на травке в присутствии источников пива и шашлыков, джазовый фестиваль под открытым небом есть среда почти идеальная. В четвертый раз организаторам неприлично повезло с погодой, программа была построена с минимумом провалов (хотя и открытий было не так чтобы уж), так что успех было легко предсказать. Более того, был поставлен рекорд посещаемости - менее, конечно, впечатляющий, чем у рок-аудитории с их "Нашествием", собравшим больше 70 000 человек, но для нашего субтильного и хорошо запрятанного жанра просто небывалый: в один день (из трех) - три тысячи проданных билетов (учитывая, что пенсионеров, журналистов и часть других нелюбителей платить пускали за бесплатно); учитывая тех, кто все же умудрялся, невзирая на отнесение забора за сто с лишним метров, все-таки слушать музыку снаружи (например, с крыши рядом расположенного театра), присутствовало, вероятно, тысячи четыре. Для крохотного пятачка внутри старого квартала в центре Москвы это совсем немало.
Впрочем, перейдем собственно к фестивалю: два контрастирующих по впечатлениям, но в чем-то неуловимо сходящихся репортажа - один от нашего обозревателя Михаила Митропольского, другой от председателя Московской ассоциации джазовых журналистов Дмитрия Ухова...>>>>

В те же дни (17-19 августа) в "Ле Клубе" играл один из самых именитых саксофонистов мира - Джонни Гриффин. Его явно не хватало на фестивале, но увы, чем малочисленнее музыкальное сообщество, тем больше в нем ссор и дрязг, так что из-за крупной несостыковки (подробности неизвестны) организаторов "Эрмитажа" и инициаторов приезда Гриффина ветеран на фестиваль не попал, развлекая ту публику, которая в состоянии платить умопомрачительные для большинства посетителей "Эрмитажа" цены за вход в "Ле Клуб"...>>>>

Торстен Брадлер (Volkswagen) и Алекс Ростоцкий22 августа в Музее А.С.Пушкина (том самом, где проводятся "Джазовые среды с Даниилом Крамером") прошла презентация арт-фестиваля "Volkswagen Ритм & драйв". Фестиваль будет иметь место в павильоне "Фольксвагена" на московском автосалоне в "Экспоцентре" 23-29 августа.
О презентации рассказывает корреспондент "Ленты.RU" Михаил Визель:
"Показать, какой он ритмичный и драйвовый, Volkswagen пригласил известнейших российских джазменов, от адептов классического свинга до неистовых авангардистов. 
В фестивале участвуют биг-бэнд Игоря Бутмана, "Джаз-Бас театр" Алекса Ростоцкого (с участием американского пианиста Марка Массея), "Три О" Сергея Летова, Сергей Манукян, трио Владимира Данилина и квартет Анны Бутурлиной. 
Кроме того, в фестивале участвует академический "Москва-квартет", два диджея, специализирующихся на этно-диско, а также два нетрадиционных театра: танцевальная труппа "Крупа" Театра Клоунады и Челябинский театр современного танца. 
Участие театральных трупп арт-директор фестиваля Алекс Ростоцкий прямо объяснил проснувшимся у него недавно интересом к модерн-дансу. 
Поскольку "Ритм & драйв" заявлен не как музыкальный, а как арт-фестиваль, в нем также принимают участие испанский художник Фернандо Химено Перес, этно-авангардный модельер Ольга Шеховцова и фотограф Игорь Лысенко. 
Кроме того, в рамках фестиваля кинокомпанией "Мастер-Фильм" будут представлены мультфильмы молодых российских аниматоров. 
На вопрос вашего корреспондента, прочему проиллюстрировать идею ритма и драйва Volkswagen решил именно с помощью джаза, представитель немецкого концерна в России Торстен Брадлер ответил, что, во-первых, джаз - это золотая середина между симфоническим или рок-концертом, требующим большого зала, и камерной художественной выставкой, требующей полной сосредоточенности. Во-вторых же, джаз привлекателен тем, что соединяет в себе множество разных стилей."

(Полностью материал опубликован на "Ленте.RU")
Ансамбль Алекса Ростоцкого на презентацииСтоит добавить, что пулеметно короткая пресс-конференция была дополнена добротным концертом, в котором приняли участие многие из тех, кто будет играть на автосалоне. Пока журналисты сметали бесплатные закуски и упорно давились за подарками от Volkswagen (пакетик с маечкой, ручкой и новым альбомом Алекса Ростоцкого, о котором см. в следующем материале) - музыканты играли, и играли хорошо. Самое удивительное, что из очереди за халявой раздавались даже аплодисменты. Это не может не радовать.

Пришло время поговорить еще об одно группе событий уходящего лета - о выпуске джазовых CD за летние месяцы 2001 г. Количество их не поражает воображение, но среди них есть интереснейшие работы...>>>>

Как это было
в Нью-Йорке
Первая часть сегодняшней нашей "американской" рубрики вновь связана с Нью-Йорком только постольку, поскольку часть персонажей этого материала имеет непосредственное отношение к нью-йоркской сцене и работает на ее дальнейшее процветание (если так можно назвать современное состояние джазовой сцены вообще). Мы возвращаемся к теме джазового образования в США, начатой нами в апреле этого года двумя материалами о самом известном в мире американском джазовом учебном заведении, бостонском колледже Беркли (Berklee School of Music) - в выпусках #10-2001 и #12-2001. Сегодня обзор системы джазового образования в США продолжается рассказом о своего рода "идейном антиподе" Беркли - находящейся всего в паре кварталов от него Консерватории Новой Англии...>>>>

Еще один материал - печальный. В Нью-Йорке умер один из ветеранов и активных энтузиастов московской джазовой сцены, саксофонист Виктор Алексеев...>>>>

Москва - это вам
еще не все
Дэн МореттиНовости из Ярославля: в октябре в ярославском Джазовом центре открывается 3-й концертный сезон. Но перед его открытием, в конце августа, у нас появляется пока еще не традиция (но надеемся, что она станет таковой), а пока что тенденция проведения мастер-классов (вы помните, что в прошлом августе в роли "делящихся опытом" были музыканты бостонского "Either/Orchestra" - см. репорта).
В этот раз у нас в гостях 25-28 августа будет тенор-саксофонист из Бостона Дэн Моретти, преподаватель музыкального колледжа Беркли. Многие его хорошо помнят по выступлению в марте на концерте фестиваля "Джаз над Волгой-01". Расписание музыкальных мероприятий в Ярославле, связанных с его приездом - на странице нашего Центра. Ждем в гости и вас.

Игорь ГавриловИскренне ваш 
Игорь Гаврилов

 

А в это время за бугром...
Луис Армстронг1-15 октября состоится Интернет-аукцион "Сотбис", в ходе которого должна быть продана труба (точнее, корнет), принадлежавшая Луи Армстронгу. Этот инструмент экспонировался в музее штата Луизиана с конца 70-х по середину 1990-х. Затем ее забрал оттуда владелец, некто Джордж Финола. Он скончался в декабре 2000 г., и теперь его имущество распродается. Аукционная фирма "Сотбис" планирует продать инструмент не менее чем за 100 тысяч долларов.
История корнета такова: это тот самый инструмент, на котором юный Армстронг учился играть в начале 1914 г., находясь под арестом в "Доме цветных бродяг" в Нью-Орлеане (легенда гласит, что он попал туда за попытку устроить новогодний салют из пистолета). Инструмент принадлежал работавшему в приюте "музыкальному инструктору" Питеру Дэвису, который и научил Армстронга основам игры. Покойный Джордж Финола выкупил инструмент в начале 1960-х гг. у семьи Дэвиса, который к тому времени уже умер.

В составе группы лейблов RCA Victor Group (входящих в концерт BMG) вновь заработал легендарный джазовый лейбл 30-х - Bluebird Jazz. Это одно из первых мероприятий на новом посту назначенного в июле исполнительным вице-президентом и главным менеджером корпорации Дэвида Вейнера. 
Лейбл Bluebird Jazz был создан в 1933 г. и выпускал записи таких музыкантов, как Гленн Миллер, Фэтс Уоллер и Арти Шоу. В конце 40-х гг. прошлого века лейбл был поглощен RCA Victor. В новой версии лейбла он также будет выпускать и современные записи: уже известно о выходе на нем альбомов трубачей Тома Харрелла и Дейва Дугласа, идет речь и о новых контрактах.
Под лейблом Bluebird Jazz в течение этой осени выйдут три бокс-сета: "Artie Shaw: Anthology", "Glenn Miller: Complete Army Air Force Band Recordings" и "Louis Armstrong: Complete RCA Victor Recordings". 
В рамках "коллекционных серий "нового-старого лейбла будут выпускаться классические альбомы из каталогов других поглощенных RCA лейблов - RCA Victor, Flying Dutchman, Novus и др. Планируется выпуск записей Бинга Кросби, Розмэри Клуни, Коулмена Хокинса, Кармен Макрэй, Чарлза Мингуса и др.
Среди других объявленных направлений - выпуск "свингбуков" (записи определенного биг-бэнда, играющего музыку определенного композитора) и альбомов "для случайного покупателя" (призванных популяризовать джаз среди более широкой аудитории).

Игорь ГригорьевКалифорнийско-японский авангардный лейбл III Records сообщил, что одним из номинантов на премию ASCAPlu$, ежегодно присуждаемую Американским обществом композиторов, авторов и издателей (ASCAP) тем авторам, которые активно работают, находясь вне поля зрения массовых СМИ, стал живущий в Лос-Анджелесе русский гитарист Игорь Григорьев, в 80-е - начале 90-х бывший лидером активно работавших в Москве новоджазовых ("Крыша") и авант-роковых ("Асфальт") проектов, записи которых выходили на "Мелодии", Leo Records и т.п. Ученик легендарного московского джазового преподавателя Михаила Есакова, Григорьев (в США он работает просто под именем Игорь, без фамилии) выпустил на III Records (лейбл базируется одновременно в Пасадене и Токио) уже шесть альбомов.

Новые альбомы
В продаже 
с 21 августа
  • Baraka Orchestra: Five Worlds, Baraka Foundation 31 
  • Basie, Count: Count Basie, Vol. 1, Platinum Disc 1819 
  • Basie, Count: Count Basie, Vol. 2, Platinum Disc 1820 
  • Basie, Count: Count Basie, Vol. 1 & 2, Platinum Disc 1821 
  • Beatle Jazz: Another Bite of the Apple, Zebra 44411 
  • Cole, Nat King: Nat King Cole, Vol. 2, Platinum Disc 1966 
  • Cole, Nat King: Nat King Cole, Vol. 3: Rare Recordings, Platinum Disc 1967 
  • Cole, Nat King: Nat King Cole, Vol.1, Platinum Disc 1965 
  • Cole, Nat King: Nat King Cole, Vol.1 & 2, Platinum Disc 1968 
  • Coltrane, John: Standards, Uptown/Universal 549914 
  • Danish Radio Jazz Orchestra: Voice of Silence: Homage to Louisiana, Stunt 104 
  • Davis, Miles: Live at the Fillmore East, March 7, 1970: It's Abo - переиздание, Sony 85191 
  • Dorsey, Jimmy: Jimmy Dorsey, Platinum Disc 1858 
  • Dorsey, Tommy: Tommy Dorsey, Platinum Disc 1855 
  • Dorsey, Tommy: Dorsey Brothers, Platinum Disc 1857 
  • Douglas, Dave: Witness, RCA 63763 
  • Duran, Becca: If You Could See Me Now, Merrimack 11017 
  • Eastman, Madeline: Bare: Collection of Ballads, Mad Kat 1007 
  • Elias, Eliane: Impulsive! - переиздание, Stunt 10010 
  • Ellington, Duke: Duke Ellington, Vol. 1, Platinum Disc 1822 
  • Ellington, Duke: Duke Ellington, Vol. 2, Platinum Disc 1823 
  • Ellington, Duke: Historically Speaking: The Duke, Rhino 74315 
  • Ellington, Duke: Duke Ellington, Vol. 1 & 2, Platinum Disc 1824 
  • Elliot, Richard: Crush, Uptown/Universal 549774 
  • Faitelson, Dalia: Global Sound-Diamond, Stunt 19908 
  • Fitzgerald, Ella: Ella Fitzgerald, Platinum Disc 1851 
  • Haden, Charlie: In Montreal, ECM 543813 
  • Hilton, Lisa: Cocktails at Eight, Orchard 801289 
  • Holiday, Billie: Billie Holiday, Vol. 1: The Best, Platinum Disc 1607 
  • Holiday, Billie: Billie Holiday, Vol. 2, Platinum Disc 1608 
  • Holiday, Billie: Billie Holiday, Vol. 1 & 2, Platinum Disc 1609 
  • Holland, Dave [Bass]: Not for Nothing, ECM 014004 
  • Ingham, Keith: Volume 3, Jump 1213 
  • Larken, John: Listen to the Scatman, Stunt 106 
  • Lloyd, Charles: Hyperion with Higgins, ECM 014000 
  • M., Eddie: Eddie M., Gold Circle 50006 
  • Miller, Glenn: Glenn Miller, Vol. 3, Platinum Disc 2257 
  • Miller, Glenn: Glenn Miller, Vol. 2, Platinum Disc 2245 
  • Miller, Glenn: Glenn Miller, Vol. 1, Platinum Disc 2244 
  • Miller, Glenn: Glenn Miller,Vol. 1, Platinum Disc 1870 
  • Minafra, Pino: Canto Libero, Victo 77 
  • Parker, Charlie: Jumpin' at the Roost: 1948-1949, Cleopatra 1140 
  • Parker, Maceo: Doing Their Own Thing - переиздание, Varese 061137 
  • Parker, Leon: Simple Life, Label M. 5730 
  • Ponty, Jean Luc: Life Enigma, Jlp Productions 1 
  • Prehn, Tom: Tom Prehn Quartet 1967, Atavistic 221 
  • Pressley, Julian: Steppin' Out, Stunt 4953 
  • Quintero, Juan Carlos: Los Musicos, Discipline 103 
  • Ra, Sun: Nuclear War 1982, Atavistic 222 
  • Sheldon, Jack: Jack Sheldon and His All-Stars, GNP Crescendo 2276 
  • SOS: Groove Machine, Loose Leaf 9817 
  • Thomas, Jay: Song for Rita, Merrimack 11011 
  • Thomas, Jay: Live at Tula's, Vol. 2, Merrimack 11016 
  • Tobo, Edwin: Live at Embarcadero Cove, Mindseed 2001 
  • Torme, Mel: At the Crescendo - переиздание, Rhino 74314 
  • Tuck & Patti: As Time Goes By, Windham Hill 11609 
  • Ulrik, Hans: Shortcuts-Jazzpar Combo 1999, Stunt 10003 
  • Various Artists: Live at the Baked Potato, Vol. 2, Tone Center 4018 
  • Various Artists: Classic Jazz, Sony 53375 
  • Various Artists: Smooth Jazz, Sony 53489 
  • Various Artists: Smooth Jazz, Sony 53490 
  • Various Artists: 12 Jazz Visits in Copenhagen, Vol. 1, Stunt 19704 
  • Various Artists: Max Jazz Holiday, Max Jazz 301 
  • Various Artists: Classic Jazz, Sony 53374 
  • Various Artists: Smooth Jazz, Manteca 204 
  • Vaughan, Sarah: Sarah Vaughan, Platinum Disc 1874 
  • Wilson, Lesette: Livin' in the Zone, N2K 4222
Радио


В ближайших выпусках программ Дмитрия Ухова:

"Джаз около полуночи" ("Радио-1", 68.3 УКВ, 23.30 24.00):
  • Четверг, 23.08: Yosuke Yamashita -"Dazzling Days" (1993) и "Resonant memories" (2001).
  • Вторник, 25.08: Jazz In Paris - позавчера... и сегодня (Kenny Clarke - Andre Hodeir, Paris Combo, Daniel Mille).
  • Четверг, 27.08: новинки уходящего лета - The Word (feat. John Medeski), Jazz Madoline Project, Mose Allison.

Дмитрий Ухов напоминает также о новостной рубрике в программе "Радио России" "Без политики" (по субботам 18.10-19.00) и просит присылать ему соответствующую информацию. Если она будет получена на предшествующей неделе, то прозвучит бесплатно со ссылкой на отправителя.

В ближайших выпусках программ Михаила Митропольского:

"Бесконечное приближение", "Радио России", суббота, 23.10: 

  • 25.08 - Вокруг прелюдии I: Лейтмотив Chorale Prelude Wachtet Auf! Баха: Ellington, Sims, R.Carter, World Saxophone Quartet, Разин
  • 01.09 - Гитара I: Jimi Hendrix, Rabi Abou-Khalil, Joe Pass, Andres Segovia, John Scofield и др.
  • 08.09 - McLaughlin II: 70-е годы от Дейвиса до Махавишну.

"Соло для джаза", радио "Говорит Москва", пятница, 23.00: 

  • 23.08 - месяц Джона Колтрейна (к 75-летию): от Дейвиса до Дейвиса (50-е годы)
  • 31.08 - Clifford Jordan (60 лет); месяц Джона Колтрейна (к 75-летию): The Avant-Garde & My Favorite Things
  • 07.09 - месяц Джона Колтрейна (к 75-летию): 60-е годы до A Love Supreme

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

© "Полный джаз", 1998-2001
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на перевод материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако просит во всех случаях сохранять авторство и ссылаться на источник. Мы были бы также очень признательны за сообщение о перепечатке.

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Дмитрий Ухов,
Михаил Митропольский,
Михаил Визель,
Константин Волков,
Игорь Гаврилов,
Олег Степурко,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
Down Beat,
Associated Press,
AMG

Фото:
Павел Корбут,
Кирилл Мошков,
фотослужба NEC,
Уильям Готтлиб,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков