ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
        ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 27
Три дня в Рюдме
(заметки с Конференции по интуитивной музыке, Дания, 17-19.08.2001)
Усастники конференцииПредыстория. Об этой конференции я узнал где-то в мае - копаясь в недрах Интернета, обнаружил ссылку на известном музыкальном сайте www.gaudeamus.nl и очень заинтересовался этим событием. Долго обдумывал: поехать или нет? Решающим фактором стало упоминание о Хансе Шюттлере - фри-джазовом пианисте из Гамбурга, с которым мы вместе музицировали на филармоническом концерте в 1993 году; оказывается, он почтил своим присутствием и эту акцию. В конце концов, заручившись финансовой поддержкой Европейского культурного фонда, беру билет и лечу в Копенгаген!
В огромном аэропорту Каструп меня встречает Карл Бергстрем-Нильсен -композитор, валторнист, профессор Аалборгского университета, один из основателей датской Ассоциации интуитивной музыки. По дороге в Копенгаген узнаю массу нового о музыкальной жизни в Дании: три союза композиторов, мощное джазовое объединение, музыкальное издательское агентство - все это находится в одном здании, все организации активно сотрудничают друг с другом. Датская Конференция по интуитивной музыке (Denmark's Intuitive Music Conference - сокращенно DIMC) основана двумя энтузиастами авангарда, композиторами и музыкотерапевтами Хенриком Расмуссеном и Карлом Бергстрем-Нильсеном. В этом году она проводится седьмой раз. Состав, пожалуй, самый интернациональный за всю историю DIMC - помимо датских музыкантов, приглашены импровизаторы из Южной Кореи, США и Германии. Тема конференции этого года - импровизация и композиция, графическая нотация импровизации. О стиле - молчок: для импровизационной музыки пригодны любые способы самовыражения - и музыкальные, и не очень.
Конференция. Она проходит по традиции в три дня, в живописном местечке Рюдме на острове Фюн - как раз там, где родился Ганс-Христиан Андерсен. Проведя два часа в комфортабельном поезде, прибываем на место проведения конференции. И тут понимаю, что пространных докладов, пиджаков и галстуков не будет, все стереотипы, связанные с нашим пониманием слова "конференция" исчезают сами собой. Вместо всего этого - локальная музыкантская тусовка человек на десять, с ночевкой в спальниках, совместной готовкой еды и - самое главное - с непрерывным музицированием в промежутках между едой и сном.
Музицирование на DIMC - не просто free jam (хотя начали мы именно с этого - в качестве знакомства). В основном импровизаторы следуют логике графически нотированных композиций, которые предлагают сами участники конференции. Причем подходы к нотации различны. Так, к примеру, запись композиции "Famcy Dancer" бруклинского саксофониста Блэйза Сивулы (Blaise Siwula) обходится без единого нотного знака - просто на бумаге выписана в столбик последовательность действий музыкантов (состав, разумеется, любой). Структура - близкая к рондо: соло перемежаются рефреном, состоящем из подражаний звукам струящегося песка, хрусту древесной коры, тихим разговорам.
Примерно то же в композиции Хенрика Расмуссена "Soundparticles", но с одним отличием: предписания импровизаторы выполняют не в строгом порядке, а случайным образом - куда упал взгляд, то и играешь. Сочетания получаются неожиданные, но в целом это все же ближе к свободному музицированию. Зато следующую пьесу Расмуссена ("Канон Улитка" - музыканты делятся на четыре группы и последовательно движутся по схеме-спирали, одна группа за другой) полностью мы сыграть так и не смогли, продвинувшись лишь на пятую позицию (а всего их 18!). Наверное, для таких пьес необходимы репетиции.
Удивительная графика корейской вокалистки Ге-Сук Йо (Ge-Suk Yeo) никого не оставила равнодушным. "Я просто зарисовываю свои впечатления о музыке, которую слышу внутри" - признается она, раздавая нам черно-белые ноты-картины, в которых линии и пятна соседствуют с иероглифами. Ге-Сук - обладатель необычного голоса: классическое сопрано в верхнем регистре и почти горловой нижний (певица получила образование как академическая вокалистка, но затем решила, что в авангарде больше возможностей для творчества). У нас с ней отыскался общий знакомый - гамбургский тромбонист Хайнц-Эрих Гедеке, в свое время много выступавший в России; он же не так давно записал компакт-диск в дуэте с Ге-Сук. 
Композиция лидера конференции Карла Бергстрем-Нильсена "Opportunities" исполнялась дважды - в ходе самой конференции и в концерте в Копенгагене. Исполнителям даны четыре возможности - играть глиссандо, арпеджио по трезвучиям, быстрые пассажи и короткие "точки", но стараться при этом переходить от одного блока к другому коллективно. Интересно, что в обоих случаях пьеса завершилась одновременно всеми нами - знать, взаимопонимание достигнуто!
Каждый вечер - обсуждение итогов дня, дискуссии, разговоры. В последний день обсуждаем значение графической нотации, потом строим планы на будущее. Все хотят, чтобы конференция не канула в Лету - "надо издавать диски", "нужно привлечь масс-медиа к освещению события", "может быть, организовать совместно с учеными что-то вроде конгресса...". Да, страна другая, а проблемы у некоммерческого искусства все те же...
Роман Столяр играет на конференцииКонцерт. Для него арендовали маленькое кафе в фойе копенгагенского театра "Foyerscenen". Сначала играем соло. Открываю я пьесой "Медитация" для блокфлейты с фонограммой; затем играет Блэйз - очень виртуозно, сочетая ломаные линии со щелчками - саксофоновым pizzicato. Потом соло Карла; он использует все свои возможности - от валторны до вокала. Следом играем дуэты - мы с Блэйзом, Карл с немецким вибрафонистом Франком Хислером (очень остроумно!), Блэйз и Ге-Сук. Потом - "Opportunities". И, наконец, все впятером (а нас участвовало лишь пятеро) - играем финальную пьесу-tutti. Немногочисленная публика довольна, музыканты - не меньше.
После конференции. Авангард есть авангард, и давать эстетическую оценку происшедшему в Рюдме непросто и, наверно, не нужно. Собственный опыт подсказывает, что такую музыку часто более интересно играть, чем слушать. Тем не менее, во многих музыкальных учебных заведениях Европы свободная импровизация входит в список обязательных для всех инструменталистов предметов. Что до термина "интуитивная музыка" - так он введен еще Штокхаузеном в середине 60-х, а это как раз расцвет фри-джаза в Америке! Вот и еще одна наглядная демонстрация близости джаза и европейского авангарда. А что касается того, как бы это воспринималось у нас в России... надо бы попробовать. Why not?

P.S. При случае, загляните на сайты музыкантов - участников конференции:
Blaise Siwula
Ge-Suk Yeo
Carl Bergstroem-Nielsen

На фото - участники конференции:
Верхний ряд: Франк Хислер, Генриетта Эрребо, Блэйз Сивула, Роман Столяр, Йохан Тофт.
Нижний ряд: Карл Бергстрем-Нильсен, Хелен Йерг (с дочерью), Хенрик Расмуссен, Ге-Сук Йо.

Роман СтолярРоман Столяр
Новосибирск

На первую страницу номера