ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #3

Алекс Ростоцкий

"Я - солист, и мне должны аккомпанировать!"
Фрагменты из интервью Алекса Ростоцкого радиопрограмме Афанасия Терентьева "Джазовый проект" (радио "Элис", Ярославль, 16 ноября 1998 г.)
Страница программы "Джазовый проект" с транскриптами предыдущих выпусков, в том числе и об отечественных джазовых музыкантах - http://www.uniyar.ac.ru/~dimak/jproekt.htm

Та музыка, которую Вы сегодня играете - это не джаз в традиционном его понимании, скорее, - это современная камерная музыка. Как бы Вы сами определили тот стиль, то направление, в котором Вы сейчас работаете?

Это, на мой взгляд, - традиция мировой музыки, когда музыка вбирает в себя все, что человек, который ее пишет знает. Я учился когда-то много лет классике, я люблю классику и пытаюсь что-то делать с ней. Я джазовый музыкант, и соответственно, я не должен очень сильно выходить за рамки джаза: я люблю ритм, свинг, это джазовое состояние, когда все как бы немножко колышется от ритма. Те пьесы, которые я играю, Вы, пожалуй, очень точно определили как современную камерную музыку для пятиструнного баса, и в этом смысле эта музыка оригинальна. Я полностью согласен с таким определением.
Я постоянно продолжаю поиск: мне нравится играть не только соло, но еще и в различных малых камерных формах. Сейчас мы записали пластинку с Алексеем Кузнецовым и Владимиром Данилиным. Первая ее часть записана вообще без барабанов. Во второй - Родес-пиано, барабаны и аккордеон дают совершенно потрясающее соединение акустического звука аккордеона и электрического, мягкого звука Родеса. В ближайшем будущем я хочу записать пластинку своей восточной музыки, которую играл на московском фестивале с Юрием Парфеновым, веду переговоры о пластинке баллад, которые соберу со всех своих пластинок. На этом диске будут одни только баллады: дуэты, соло, с камерным оркестром сыгранные какие-то вещи, но только одни баллады.

Ваш звук не есть традиционный звук джазового баса, он скорее ближе к саунду джаз-роковой гитары, вам чужд "вкрадчивый шелест баса"?

Просто мне захотелось проявиться как первый голос. На обычном басу первый голос в группе инструментов сыграть тяжело, а на моем специфическом я могу играть первые голоса. Например, сегодня на концерте это было хорошо слышно. Когда мы играли аккордами: первый голос был у меня, второй у тенора, третий у тромбона.
Мне очень нравится аккомпанировать, я всю жизнь это делал, и вдруг я попадаю в совершенно другое состояние: я - солист, и мне должны аккомпанировать. Я постоянно работаю над тембрами, потому что я - компьютерный человек, я сочиняю и музыку для компьютеров, и для рекламы, и для радио. Я даже радиоведущим работал полгода и вел программу "Песни Луны" о музыке немецкой компании ЕСМ.

Пару слов о Вашем достаточно необычном инструменте?

Я играю на трех очень оригинальных инструментах, изготовленных специально для меня. Первый - безладовый бас "Ледюк", французской компании, который мне привезли ровно 17 лет назад, и с тех пор я с ним не расстаюсь ни на секунду, Более того, я за эти годы его очень сильно модернизировал - выкинул из него всю электронику. Второй мой бас сделан выдающимся русским мастером Валерием Гуляевым. Третий - полуакустический - американской компанией "Черни" тоже специально для меня. У него удлиненный гриф и выдолбленная дека, а звук такой, что при очень хорошей аппаратуре создается впечатление игры на нижних нотах рояля.

Почему, когда все это начиналось, Вы выбрали именно бас, а не, скажем, традиционно лидирующие в джазе "дудки"?

Бас - это основа вертикали. Самая нижняя нота - бас, и именно на ней строится вся гармоническая, мелодическая вертикаль. Мне захотелось управлять вертикалью. Чем изощренней басист играет басовую линию, тем музыка всего ансамбля может быть оригинальнее, изощреннее.

Какую последнюю пластинку Вы купили?

Пластинку своего любимого пианиста, которого зовут Пол Блей. Эта пластинка довольно оригинальна, и записана она компанией ЕСМ. На ней все музыканты играют соло, потом дуэтом друг с другом и в заключение одну вещь все вместе трио. Я люблю именно такую музыку, которая не похожа ни на что.

И в заключение интервью - несколько несерьезных вопросов. Первый - если бы вы не стали музыкантом, то стали бы .. кем?

Подводником.

Каковы Вы в пьяном виде?

Не пью.

Что у Вас в карманах?

Деньги (смеется)

Вы помните первую джазовую вечеринку, на которой побывали?

Помню. Это было сто лет назад в Пущино. Там был какой-то фестиваль безумных музыкантов, и они очень сильно дули в саксофоны, мне очень сильно не понравилось.

С кем Вы последний раз подрались?

Вообще никогда не дрался.

Ваше самое ценное приобретение?

"Мерседес-Бенц 190".

На что вы обычно жалуетесь в гостиницах?

На отсутствие горячей воды

Можете прочитать строчку из стихотворения?

Хм.. сейчас прочту.. (смеется). Задумался.

Вы любите техно?

Нет.

Пять слов, которые наиболее точно Вас характеризуют?

Маленький толстый еврей без очков, живущий в Упорном переулке.

Какую музыку Вы заказали бы на свои похороны?

Что-нибудь с пластинки Майлза Дэвиса с оркестром Гила Эванса.

Беседовал Афанасий Терентьев

На первую страницу номера