ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 28
Боб Карси, Arkadia Records: "Лучшая музыка приходит не из США"
Пластинки нью-йоркского джазового лейбла Arkadia Records четыре раза номинировались на "Грэмми" - кажется, больше, чем продукция любого другого независимого лейбла. Причем последние три номинации были в текущем году, и все три - в категории "Лучшее джазовое инструментальное соло": это трек "My Favorite Things" в исполнении саксофониста Дейва Либмана с альбома "Arkadia Jazz All-Stars: Thank You, John! (Tribute to John Coltrane)", трек "Body & Soul" с альбома саксофониста Бенни Голсона "Tenor Legacy" и трек в исполнении трубача Рэнди Бреккера с альбома "Gerry Mulligan All-Star Tribute Band: Thank You, Gerry (Tribute to Gerry Mulligan)".
Мы беседуем с президентом "Аркадии" Бобом Карси в нью-йоркском офисе его фирмы (Arkadia - только один из лейблов компании, которая называется V.I.E.W. и включает также одноименный видеолейбл и еще один CD-лейбл - Postcards). Офис расположен в старом пыльном здании в районе 20-х улиц на Манхэттене, и по обстановке можно понять, что фирма работает давно - везде кипы пресс-релизов за пару десятков лет, горы виниловых пластинок и видеокассет формата VHS. Собственно, много лет фирма Боба Карси только видео и занималась...


Боб, получается, что Arkadia - лейбл довольно новый, хотя сама компания существует давно. И тем не менее продукция лейбла быстро получила широкое признание в музыкальной индустрии, вплоть до номинаций на Grammy.

- Да. Мы еще очень молодой лейбл, ведь наши первые релизы вышли в июне 1997 года. И нам очень приятно, что индустрия сразу признала нас, и в течение последних двух лет мы получили четыре номинации "Грэмми" - и это при довольно скромном общем количестве релизов: наш каталог состоит менее чем из сорока наименований.

Что должен сделать молодой лейбл, чтобы получить номинацию на "Грэмми"?

- Ну, прежде всего быть уверенным, что ваши артисты могут записать музыку наивысшего качества - такого, чтобы она сразу была отмечена теми вашими коллегами, которые голосуют в комитете Академии искусства грамзаписи за те записи, которые войдут в список номинантов. Это должно касаться и того, насколько развита концепция альбома, и того, как играют музыканты, и того, как альбома записан, сведен, каков его дизайн и т.п. Далее - очень важно, чтобы запись заметили, чтобы люди узнали, что такой альбом существует. Это - самое сложное. Вот почем у нас есть программа "постоянной раскрутки" (continual promotion) - продвижения наших артистов и альбомов в прессе, на радио, раскрутки их гастролей, так что аудитория постоянно в курсе того, что происходит. Есть масса очень достойных альбомов, за которые никто никогда не голосует на Grammy - просто потому, что никто их не слышал.

В чем заключается программа "постоянной раскрутки"?

- В нашей работе с артистами есть определенная формула. Работа над альбомом начинается с шестимесячного периода маркетинга. Альбомы даже пакуются не так, как у других лейблов - буклеты наших CD разворачиваются в мини-постер и всегда содержат очень подробные, содержательные статьи, написанные известными критиками и журналистами (Нэт Хентофф, Ховард Мэндел, Стэнли Крауч и другие люди, которые признаны в музыкальной индустрии как специалисты высочайшего уровня). Кроме того, в буклете всегда есть комментарии самих музыкантов относительно того, что они хотели сказать своей музыкой, их рекомендации слушателям, на что именно они должны обратить внимание при слушании той ил иной композиции. Далее мы готовим по каждому альбому сопроводительные листы (release sheets), которые рассылаются по всей инфраструктуре музыкальной индустрии - музыкальным магазинам, дистрибьюторам, оптовикам. Каждый готовящийся релиз обязательно проходит программу представления прессе - причем по каждому альбому отдельно отрабатываются телевидение, газеты (у которых срок подготовки материалов невелик) и журналы, особенно джазовые и вообще музыкальные, которым нужно предоставлять готовящийся релиз заранее, месяца за три. Отдельно идет работа с радиостанциями: у нас есть специальный отдел, который работает только с радиостанциями. Работники этого отдела по списку радиостанций рассылают им пробные копии альбома (review copies), созваниваются с каждой станцией, с каждым музыкальным директором, всячески стараются, чтобы альбом (или хотя бы один-два трека с него) попал в репертуар станции и, следовательно, звучал в эфире, чтобы люди узнавали о его выходе. Отдельно у нас существует программа прямой рекламы: основываясь на данных о каждом конкретном региональном рынке, об аудитории каждого конкретного журнала, мы размещаем в тех или иных изданиях рекламные блоки в поддержку своих альбомов или гастролей наших артистов. И еще одно направление - я думаю, не менее важное - это дать возможность артистам выйти к людям и играть, чтобы люди слышали их музыку. То есть организация концертов и турне в поддержку альбома.
Самое главное - все это делается скоординированно, по единому плану и начинается за шесть месяцев до поступления альбома в продажу, так что срабатывает примерно в одно время, в тот момент, когда альбом выходит. Согласитесь, странно ожидать большого резонанса от выхода альбома, если вы рассылаете его на рецензии тогда, когда он уже поступил в магазины - а значит, рецензии публикуются через год после его выхода! 
Очень важно, чтобы все отрабатывалось в комплексе, сфокусированно. Ну, например, есть еще один важный момент - работа с розничными продавцами. Так вот эта работа, например, просто должна быть увязана с работой с радиостанциями. А ведь работа с розничными продавцами - это отдельное направление: мы добиваемся того, чтобы записи наших артистов находились в станциях прослушивания в магазинах, чтобы в магазинах присутствовали наши плакаты и другая рекламная продукция по нашим альбомам - вплоть до того, чтобы наши артисты приходили в те или иные крупные магазины подписывать диски или даже выступать! Да, мы время от времени устраиваем такие выступления наших артистов в магазинах, как правило - сопряженные с выпуском их альбомов.
Таким образом, артисты и их альбомы становятся известны всем сегментам музыкальной индустрии, публика и индустрия получают исчерпывающую информацию о них, и артистам становится легче подняться на следующий уровень известности. Отсюда - и возможность в конечном счете получить номинацию на "Грэмми", как высший знак признания индустрией.

Кого из артистов, работающих с Arkadia Records все эти годы, вы можете выделить как главных, как артистов, которые образуют собой имидж лейбла?

- С самого начала мы пытались найти направление, которое будет отличать наш лейбл от всех остальных. Естественно ,что, ведя переговоры с артистами, мы в первую очередь имели в виду достижение единомыслия по творческим опросам, мы хотели, чтобы те артисты, которые станут с нами работать, смотрели бы на мир одинаково с нами и разделяли наши цели. Конечно, на наш имидж с самого начала сработал тот факт, что мы нашли такое взаимопонимание с уже очень известными музыкантами - пианистом и замечательным пропагандистом джаза доктором Билли Тэйлором, с саксофонистом Дэйвом Либманом. В настоящее время есть и такие музыканты, которые выросли вместе с нашим лейблом, которые тесно связаны с нами всем ходом своей карьеры и с которыми мы сотрудничаем в весьма долгосрочном плане. Например, это пианистка Джоэнн Брэкин. Из ветеранов, мастеров, к нашему лейблу присоединился саксофонист Бенни Голсон. Ну и наиболее наш динамичный, развивающийся, многообещающий артист - это Ти Кей Блю, который под своим настоящим именем Талиб Кадир Кибвэ известен как музыкальный руководитель оркестра African Rhythms под руководством Рэнди Уэстона. 
Кроме того, у нас есть несколько молодых артистов, и в последние год-полгода мы меняем свою политику, уделяя им все большее внимание. Другое изменение связано с тем, что лично у меня все крепнет и крепнет убеждение, что лучшая, наиболее новаторская, наиболее динамичная новая музыка в джазе приходит извне Соединенных Штатов. Так что мы начали подписывать контракты с иностранными артистами. Первым был канадский пианист Пол Тоби. Затем - шотландский гитарист Найджел Кларк. И, наконец, фантастический пианист из Германии по имени Ули Ленц. Мы планируем и в дальнейшем медленно, очень тщательно отбирать для заключения контрактов музыкантов извне США, которые, как нам представляется, способны удивить и восхитить мир, принести в современный джаз что-то новое.
Я должен отметить, что это направление в работе почти полностью противоположно тому, что делают все. Особенно - зарубежные лейблы: все пытаются найти себе американских музыкантов, чтобы выпускать их записи! Мы же идем по обратному пути - вводим на американский рынок музыкантов из других стран. Видите ли, мы не разделяем обычного предубеждения: мол, если ты не американец, то не умеешь играть джаз. Больше того, многие считают, что ты не умеешь играть джаз, если ты не черный американец! Я же считаю, что джаз умеют играть кто угодно - белые, зеленые, желтые, вовсе не обязательно черные и совсем уж не обязательно американцы. Больше того, полно черных американцев, которые не умеют играть джаз, хоть и пытаются. Так что мы прежде всего должны доверять собственным ушам и не загонять себя в какие-то схемы, которые все равно будут опрокинуты ходом развития музыки. 
И, самое главное, в наших отношениях с артистами нет вражды, нет перетягивания каната. Мы с ними - партнеры, которые делят все сложности движения вперед - и, возможно, будущий успех.

Кирилл МошковБеседовал Кирилл Мошков, 
редактор "Полного джаза"

Полностью интервью будет опубликовано в журнале "Звукорежиссер"

На первую страницу номера