ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница
Выпуск # 29 (131) - 26 сентября 2001 г.
Оглавление выпуска:
Слово
к читателям
Кирилл МошковЖизнь - вообще довольно устойчивая система. Народная мудрость гласит: гром не грянет - не вырубишь топором (или что-то в этом духе). Вот и нью-йоркская джазовая жизнь, как явствует из одного из сегодняшних материалов, начала постепенно приходить если не в норму, то в состояние бытия. Впрочем, из того же материала явствует, что она и не останавливалась, только сменила тональность. Артисты перестали - или почти перестали - шутить. Вообще музыкант может сделать мир лучше только одним способом: играя музыку. Чем больше хорошей музыки во вселенной, тем больше в ней гармонии. А чем больше в ней гармонии, тем меньше того, что обрушилось на джазовую столицу - и на нас всех.
Музыканты понимают это - если, конечно, они не идиоты, что, согласитесь, явление не слишком частое. Тем более в джазе: этот вид музыки и идиотизм сочетаются значительно хуже и реже, нежели, скажем, идиотизм и панк-рок. Америку охватил патриотизм с вывешиванием флагов из окон и призывами пойти и немедленно надавать по шее всем вокруг. Но я не могу себе представить джазового музыканта, срочно записывающегося по этому случаю в армию. Свирепые авангардисты Джон Зорн и Марк Рибо, организующие благотворительные концерты в пользу Красного Креста, в мою картину мира вписываются лучше. И ведь что интересно, Зорн и Рибо проводят эти концерты (см. ниже), а о джазменах - добровольцах надавать по шее афганцам (и без того забитых их собственным Талибаном) я пока что-то не слышал.
Как это было
в Москве
21-22 сентября в "Ле Клубе" прошел "Davidoff jazz festival - AVO и друзья", PR-акция крупной табачной компании, привлекшая массу хороших музыкантов...>>>>

Еще одно мероприятие вряд ли может быть названным стопроцентно джазовым, но ведь "Полный джаз" потому и полный, что старается обращать внимание и на смежные жанры. Тем более, что очередной фестиваль "Пластилиновый Одиссей" провел в клубе "Пятница" именно джазовый музыкант - пианист Одиссей Богусевич...>>>>

Как это было
в Нью-Йорке
Этот материал прислал нам наш коллега из США, президент международной Ассоциации джазовых журналистов. Это - не репортаж, не интервью. Ховард Мэндел просто описывает, как выглядела джазовая жизнь Нью-Йорка в дни после катастрофы 11 сентября.

Вид из окна медиацентра Ассоциации, 11.09.01На следующий день после того, как рухнули башни Всемирного торгового центра, на манхэттенский Даунтаун опустилась звонкая тишина. За окнами моей квартиры, на Томпкинс-сквер, меньше чем в трех километрах от места катастрофы и в виду подымавшегося с ее места дыма, живущий по соседству саксофонист Уилл Коннелл играл "Night In Tunisia" на флейте. Всего за две недели до того на том же месте эту тему играл Джо Ловано со своим Нонетом - тогда здесь проходил седьмой ежегодный фестиваль имени Чарли Паркера, который в такой же солнечный день собрал тут тысяч пять поклонников бибопа. Но тогда тишина вокруг была другой. Теперь же из всех нас будто ушло дыхание.
Впрочем, джазовые музыканты всегда переносят невзгоды лучше многих других, ведь джаз - довольно непростой хлеб, который заставляет привыкать к любым неожиданностям. Джазмены не впадают в апатию. Как и все вблизи рухнувших башен, они, может, и были огорошены, но затем быстро нашли опору в своей музыке.
В ту пятницу трио Томми Флэнегана играло в Village Vanguard, и даже его участник, басист Питер Вашингтон, был поражен отличной формой лидера-ветерана. Вокалистка Дениз Джанна играла дневной концерт в Blue Note с клавишницей Аминой Фигероа, которая прилетела ради этого концерта из Голландии - и, хотя была потрясена случившимся, упрямо заявляла, что рада быть в Нью-Йорке, "городе, выступать в котором радостней всего". В тот же вечер в том же клубе саксофонист Дейв Пьетро со своим секстетом провел презентацию своего нового альбома. Публики было немного, и настроение ее трудно было назвать веселым, но люди внимательно слушали. Казалось, слушатели всем своим видом говорят: "надо же слушать что-то кроме страшных новостей и угрожающих речей".
Knitting Factory оказался в зоне оцепления, куда полиция никого не пускала. Но в "Тонике" гитарист Марк Рибо организовал джем-сейшн с коллегой Верноном Ридом (экс-Living Color), DJ Лоджиком, клавишником Джоном Медески и другими; второпях отпечатанные афишки гласили "Встань с нами рядом" и "В пользу лишившихся ВТЦ (sic!)". Я ехал на велосипеде, в результате чего приехал слишком поздно, чтобы что-то услышать, но афиши поведали мне, что в ближайшие вечера здесь будут новые благотворительные концерты - с Джоном Зорном, Биллом Ласвеллом и другими (см. ниже - ред.).
На следующей неделе я уже был вполне готов слушать музыку. Я поехал в новый Iridium, на Таймс-Сквер, за несколько миль от руин, чтобы посмотреть проект "Вспоминая Майлса" с трубачом Уоллесом Рони, гитаристом Майком Стерном, альтистом Гэри Бартцем, барабанщиком Ленни Уайтом и другими. Клуб был заполнен меньше чем наполовину, но аудитория была уже поживее и явно жаждала музыки. За сценой Бартц сказал, что просто обязан был выступить. Я заметил, что совсем не слышу музыкантского слэнга и обычных подколок.
Ховард Мэндел (в центре), июнь 2001Я поехал обратно в Даунтаун на метро - не переполненном, но и не пустом. В одном из клубов завершался последний сет септета гениального электробасиста и певца Ричарда Боны, в другом - тромбонист Стив Турре завершал уикэнд вместе с экспансивным саксофонистом Джеймсом Картером и пианистом Малгру Миллером.
Когда я вышел, на улицах еще были люди. Knitting Factory открылась заново, и там Майра Мелфорд и Марти Эрлих играли прочувствованные дуэты, в точности как на их последней пластинке.
Придя домой, я прочитал в своей почте, что Джазовый фонд Америки продолжает готовиться к "Великому вечеру в Гарлеме", назначенному на 24 сентября - с Ахмадом Джамалом, Кларком Терри, Роем Хэйнзом и другими звездами, которые должны были собрать деньги для нуждающихся джазменов. Хоть джазовые стандарты не пострадали, подумал я.

Ховард Мэндел,
президент Ассоциации джазовых журналистов

Москва - это вам
еще не все
Одесса: порт21-23 сентября в Одессе проходил Международный джаз-карнавал - первый за шесть лет полномасштабный джазовый фестиваль в черноморской столице. Подробный рассказ об этом знаменательном событии - еще впереди, пока же - первые визуальные впечатления от Карнавала...>>>>

Конец сентября оказался урожайным на джаз в черноморском регионе. 27-30 сентября в российской Анапе пройдет первый в этом городе Международный фестиваль джаза. Об этом - Ольга Коржова из Ростова-на-Дону:

Какие времена наступили! Видимо, теперь считается уважаемым лишь тот город, который в состоянии провести у себя джаз-фестиваль. А если он еще и Международный - то это совсем хорошо. Хотя подобное нынче сделать проще простого: приглашай Украину или Беларусь и входи свободно в международный статус. Но не такова Анапа: конечно, она от Украины не отказалась, но "разбавила" ее США, Югославией и Израилем. Итак, 27 сентября в городе-курорте стартует Первый международный фестиваль джаза "Анапа - 2001". Почетный гость фестиваля - Народный артист СССР, депутат Государственной Думы Российской Федерации, профессор Иосиф Кобзон.

  • 27 сентября, 19 часов - открытие фестиваля (концертный зал "Родина"): 
    Биг-бэнд Георгия Гараняна (Краснодар); 
    Группа "Четверо" в составе: народный артист России Давид Голощекин (Россия, Санкт-Петербург) - скрипка, Виктор Епанешников (Россия, Москва) - ударные, Гасан Багиров (Россия, Санкт-Петербург) - гитара, Денис Дудко (Украина, Харьков) - контрабас; 
    Леонид Пташка (Израиль) - фортепиано, профессор Майкл Блам (Югославия) - контрабас; Дуглас Сайдз (США) - барабаны, перкуссия. 
    Ведущий концерта - заслуженный деятель искусств России Владимир Фейертаг (Россия, Санкт-Петербург).
  • 28 сентября, 19 часов - "День Москвы" (концертный зал "Родина"). 
    Андрей Иванов - контрабас, Михаил Иванов - фортепиано, Дмитрий Севастьянов - барабаны; плюс Ирина Родилес - вокал, Сергей Манукян - вокал, народный артист России, лауреат Государственной премии Георгий Гаранян - альт-саксофон. 
    Ведущий концерта - заслуженный деятель искусств России, академик Академии Российского искусства Святослав Бэлза.
  • 29 сентября, 19 часов - гала-концерт фестиваля (площадь у концертного зала "Родина"):
    Квартет "Четверо" (Россия, Санкт-Петербург - Москва); 
    Джазовый квартет (Россия, Ростов-на-Дону) в составе: Анатолий Кирничный - тенор-саксофон, Петр Назаретов - фортепиано, Григорий Дерацуев - барабаны, Адам Терацуян - контрабас;
    "Комбо-джаз-бэнд" (Волгоград). Художественный руководитель - заслуженный работник культуры России Анатолий Воронов;
    Муниципальный джаз-оркестр Кима Назаретова (Ростов-на-Дону). Художественный руководитель - Юрий Кинус.
    Ведущий концерта - заслуженный деятель искусств России Владимир Фейертаг (Россия, Санкт-Петербург).
  • 30 сентября, 18 часов - закрытие фестиваля (концертный зал "Родина").

Ольга КоржоваОльга Коржова
Ростов-на-Дону

 

Еще один материал пришел издалека - из Красноярска, где 18 сентября выступал биг-бэнд Олега Лундстрема. Свежий взгляд нашего красноярского читателя точно подмечает некоторые характерные черты не только этого уважаемого оркестра, но и всей отечественной "джазовой ситуации"...>>>>

Открылся джазовый сезон в двух столицах российского Поволжья - Казани и Нижнем Новгороде. Так случилось, что и там, и там открывал сезон один и тот же состав - квинтет двух саксофонистов, уфимско-московского и нью-йоркского, Олега Киреева и Майка Эллиса...>>>>

Джазология
С 2000 г. в "Полном джазе" по инициативе патриарха отечественного джазознания Леонида Переверзева возникла эта рубрика, в которой рассматриваются разнообразные теоретические вопросы, связанные с джазом. Сегодня в этой рубрике продолжается (начало - в #26, #27, #28) публикация еще одной крупной теоретической работы Леонида Переверзева - написанной сравнительно давно, в начале 80-х, но нисколько не потерявшей ни в глубине, ни в перспективе - поскольку эта, до сих пор неопубликованная работа посвящена одной из самых глубинных проблем джаза (и вообще музыки) - отношениям и соотношениям композиции и импровизации...>>>>
А в это время 
за бугром...
18-22 сентября в нью-йоркском авангардном клубе Tonic прошел пятидневный благотворительный фестиваль, средства от которого целиком будут переданы в Красный Крест на нужды пострадавших от террористического акта в Нью-Йорке. Фестиваль был организован одной из крупнейших фигур нью-йоркской даунтаун-сцены - саксофонистом Джоном Зорном. Фестиваль, получивший наименование Tonic Benefit Concert Series, включал выступления многих значительных фигур даунтауна - групп Medeski, Martin & Wood, Sex Mob, Los Cubanos Postizos гитариста Марка Рибо, трех проектов с участием самого Зорна - квартета Masada, Masada String Trio и нового проекта Emergency (Джон Зорн, Марк Рибо, клавишник Джон Медески и барабанщик Бен Перовски), а также басиста Билла Ласвелла, трубача Дейва Дугласа и др.

23 октября молодой (существует с 2000 г.) калифорнийский лейбл Vertical Jazz Records выпускает первый CD проекта Classical Jazz Quartet, в состав которого входят два ветерана звездного уровня - пианист Кенни Баррон и контрабасист Рон Картер - и два более молодых, но не менее звездных музыканта, вибрафонист Стефон Харрис и барабанщик Луис Нэш. Альбом будет называться "Tchaikovsky's The Nutcracker" и, как следует из названия, содержит джазовые аранжировки тем из балета Петра Чайковского "Щелкунчик". 

И еще одно сообщение, которое будет небезынтересно джазовым вокалистам, особенно начинающим: в литовском Паневежисе в апреле следующего года состоится международный конкурс джазового вокала, и вот как можно туда попасть...>>>>

Новые альбомы
В продаже 
с 25 сентября
  • Acoustic Alchemy: Aart, Higher Octave 11103B 
  • Arioli, Susie: It's Wonderful, Justin Time 8493 
  • Armstrong, Louis: Complete RCA Victor Recordings - переиздание, RCA 63846 
  • Ballou, Dave: On This Day, Steeplechase 31504 
  • Barbosa-Lima, Carlos: Mambo No. 5, Khaeon 200103 
  • Basie, Count: Popular Selections Count Basie and Louis Armstrong, Mondo Musica 88101 
  • Bergonzi, Jerry: Different Look, Double-Time 184 
  • Berigan, Bunny: I Can't Get Started - переиздание, Collectables 6291 
  • Broom, Bobby: Stand, Premonition (emd) 90754 
  • Brown, Donald: At This Point in My Life, Space Time 2115 
  • Caram, Ana: Blue Bossa, Chesky 219 
  • Coltrane, John: Oltunji Concert: The Last Live Recording - переиздание, Uptown/Universal 589120 
  • Coltrane, John: Spiritual (75th Anniversary), Uptown/Universal 589099 
  • Cunliffe, Bill: Live at Bernie's, Groove Note 1009 
  • Etting, Ruth: America's Sweetheart of Song, ASV/Living Era 5374 
  • Flying Luttenbachers: Truth Is a Fucking Lie, Skin Graft 61 
  • Fogel, Dan: Something Like That, Jambrio 1246 
  • Freeman, Von: Inside Chicago Vol. 2, Steeplechase 31501 
  • Greco, Buddy: Body and Soul/My Last Night in Rome - переиздание, Collectables 6872 
  • Gunn, Russell: Ethnomusicology, Vol. 2, Justin Time 172 
  • Hall, Jim: Jim Hall & Basses, Telarc 83506 
  • Hancock, Herbie: Future to Future, Artemis 50011 
  • Hawkins, Coleman: Hawk in Hi Fi - переиздание, RCA 63842 
  • Horvitz, Wayne: From a Window, Avant 80 
  • Hunter, Charlie: Songs from the Analog Playground, Blue Note 33550 
  • Koz, Dave: Smooth Jazz Christmas, Capitol 33837 
  • LaSpina, Steve: Bounce, Steeplechase 31502 
  • Lundy, Carmen: This Is Carmen Lundy, Justin Time 174 
  • M Base Collective: Anatomy of a Groove - переиздание, DIW 864 
  • Martin, Freddy: Mr. Silvertone, ASV/Living Era 5327 
  • McLean, John: Easy Go, Premonition (emd) 90753 
  • McRae, Carmen: Carmen Sings Monk - переиздание, RCA 63841 
  • Minafra, Pino: Canto Libero, Victo 77 
  • Mingus, Charles: Tijuana Moods - переиздание, RCA 63840 
  • OConnell, Bill: Black Sand, Random Chance 4 
  • Puente, Tito: Complete RCA Recordings, Vol. 2, RCA International 88222 
  • Rotondi, Jim: Destination Up, Sharp Nine 1022 
  • Santoro, Dave: New Standard, Double-Time 183 
  • Schuur, Diane: Swingin' for Schuur, Concord Jazz 4982 
  • Smith, Wadada Leo: Red Sulphur, Tzadik 7070 
  • Southern California Jazz Co.: Open for Business, Sea Breeze 2115 
  • Strata Institute: Transmigration - переиздание, DIW 860 
  • Stryker, Dave: Changing Times, Steeplechase 31510 
  • Sutton, Ralph: Second Set, Gaslight 5002 
  • Taylor, Paul: Hypnotic, Peak 8506 
  • Various Artists: This Is Smooth Jazz: The Box Set, Instinct 588 
  • Various Artists: Equilibre: Groovemasters, Vol. 6, Solid Air 2026 
  • Various Artists: Soundies Lounge, Soundies 4143 
  • Various Artists: Hidden Beach Recordings Presents: Unwrapped, Vol., Sony 85653 
  • Various Artists: Catalina Island Nights, Narada 10997 
  • VonSchlippenbach, Alexander: Globe Unity: 1967-1970, Atavistic 223 
  • Walker, Melissa: I Saw The Sky, Enja 9409 
  • West, Paula: Come What May, Hi Horse 3033 
  • Williams, Clarence: Baby, Won't You Please Come Home?, ASV/Living Era 5403 
  • Wilson, Nancy: Nancy Wilson Christmas, Telarc 1008 
  • Yedhudit: Valentine, Edgetone S 5001
Радио
В ближайших выпусках программ Михаила Митропольского:
  • "Бесконечное приближение", "Радио России", суббота, 23.10: 
    29 сентября - Я смиренно просил Господа дать мне способность дарить людям счастье посредством музыки - Джон Колтрейн.
  • Программа "Соло для джаза", Говорит Москва, пятница, 23.00: 
    28 сентября - юбилеи - юбилеи. Chico Hamilton - 80 лет, Steve Coleman - 45 и последняя программа о Джоне Колтрейне (к 75-летию).

Дмитрий Ухов напоминает также о новостной рубрике в программе "Радио России" "Без политики" (по субботам 18.10-19.00) и просит присылать ему соответствующую информацию. Если она будет получена на предшествующей неделе, то прозвучит бесплатно со ссылкой на отправителя.


Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

© "Полный джаз", 1998-2001
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на перевод материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако просит во всех случаях сохранять авторство и ссылаться на источник. Мы были бы также очень признательны за сообщение о перепечатке.

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Леонид Переверзев,
Ховард Мэндел,
Ольга Коржова,
Гендрюс Якубенас,
Мария Федотова
,
Игорь Зисер,
Владимир Василенко
Анна Левковцева,
Катерина Миронова,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
AAJ,
Downtown Music Gallery,
AMG

Фото:
Павел Корбут,
Кирилл Мошков,
Владимир Полыгалин,
Игорь Зисер,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков