ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 29 
Киреев-Эллис: открыватели поволжского сезона
Казань

Олег Киреев, Майк Эллис21 сентября в Казани открыл свой новый сезон джазовый клуб-бар "Веселый Роджер". Знакомый многим джазовым музыкантам, посетившим Казань в течение прошлого сезона, бар встретил музыкантов и гостей после летнего ремонта обновленным интерьером и, что самое главное - новой сценой с новой звуковой и световой аппаратурой. На открытие прибыла команда из Москвы в составе: Майк Эллис (США, саксофоны), Олег Киреев (тенор-саксофон), Дмитрий Ли (контрабас) и Александр Машин (барабаны). Прибыла и попала, что называется, "с корабля на бал" - на съемку пилотной телепрограммы "Джазовый перекресток". Майк, услышав родные звуки блюза, который записывала для передачи казанская группа "Листья Травы", сделал стойку и, не ожидая приглашения, присоединился к играющим музыкантам, создав маленький ажиотаж, который прекрасно вписался в тему первой программы под названием "Джем". Майк Эллис снова, как и весной на речном завершении казанского джазового сезона, подтвердил свою репутацию заводного и эмоционального музыканта, прекрасно владеющего любыми джазовыми стилями, легко и быстро устанавливающего контакт с аудиторией и музыкантами.
К месту будет сказано, что в рамках проекта "Джазовый перекресток" с начала октября на республиканском телеканале запускается еженедельная джазовая передача (автор Игорь Зисер, ведущий - казанский блюзмен и DJ "Камрад" Листков). Съемки программы будут проходить в "Веселом Роджере". А несомненный успех концертов мартовского фестиваля "Джазовый Перекресток" в буквальном смысле подстегнул организаторов казанской джазово-концертной жизни. В начале октября предстоит небывалое для Казани столпотворение: 2 октября - концерт квартета Игоря Бутмана (за право проведения которого "бились" две команды организаторов), через три дня по линии филармонии выступает трио клавишника Вячеслава Горского, а 12 октября одновременно, но в разных залах выступят: маэстро Давид Голощекин с казанским "Синтез-Бэндом" п/у А.Василевского и уникальный гитарист из Крыма Энвер Измайлов (последний - по приглашению дирекции "Джазового перекрестка" - выступит в Государственном концертном зале). В ноябре в проекте "Встречи на джазовом перекрестке" планируется визит "Moscow Art Trio" (Аркадий Шилклопер, Михаил Альперин, Сергей Старостин), концерт-презентация нового диска "Джаз-бас театра" Алекса Ростоцкого и выступление питерского вокального секстета "Remake"... 
Майк ЭллисВозвращаясь к открытию клубного джазового сезона, можно отметить: все прошло, как и ожидалось - на редкость душевно, весело, с настроением - созвучно стоящей на дворе волшебной погоде "бабьего лета". Сборный квинтет под руководством американского гостя Майка Эллиса (к приезжим музыкантам добавился казанский пианист Валерий Коротков, который "песни не испортил") прекрасно отыграл два концертных отделения, а затем до глубокой ночи у "Роджера" гремел джем с участием казанских музыкантов, изрядно соскучившихся за два летних месяца по настоящему джазу.

Игорь ЗисерИгорь Зисер,
Казань

 

Нижний Новгород

Олег КиреевОткрытие джазового сезона в Нижнем Новгороде состоялось в понедельник, 24 сентября. Номером первым сезона стало "Шоу саксофонов" от Олега Киреева (Уфа-Москва) и Майка Эллиса (Нью-Йорк) плюс блестящая ритм-секция в составе: Лев Кушнир (фортепиано), Дмитрий Ли (контрабас) и Александр Машин (ударные).
Когда очень талантливые, эрудированные, технически свободные музыканты начинают искать нечто новое, они нередко обращаются к внемузыкальным формам выразительности - инструментальному театру, например. Понятно, что настоящий джаз - это всегда шоу, диалог друг с другом и с залом, но все-таки поговорим о "Шоу саксофонов".
Олег Киреев эффектно появился в зале со стороны, противоположной сцене. Он не спеша дефилировал мимо зрителей, играя отрывки популярных мелодий (гимн СССР, "В лесу родилась елочка", "Чай вдвоем"), чему публика страшно радовалась. Затем подобным же образом вышел Майк Эллис, вторя спонтанным музыкальным проявлениям Олега. Выйдя-таки на сцену, они заиграли ритмичный джаз-рок... знаете, имеет смысл сидеть на галерке ради того, чтобы видеть, как весь зал, изголодавшийся по джазу, в едином порыве начинает отбивать в ладони off-beat ("поперек такта", джазовое акцентирование на слабую долю). В каждой пьесе (большинство из которых принадлежали перу Киреева и Эллиса) саксофон представал новым персонажем в разных жанрово-стилистических одеяниях - от стремительного би-бопа до изысканно "прихрамывающей" баллады на семь четвертей. Размашистые движения американского саксофониста на сцене определенно смахивали на танец, а во втором отделении, перед танцевальной пьесой на татарские темы в его руках появился варган,(экзотический инструмент степных и северных народов, ставший в последнее время очевидно "модным"), что еще больше оживило программу. 
Как и в прошлый свой приезд, молодой ударник Александр Машин, яркая звезда, приковывал к себе всеобщее внимание, составляя серьезную конкуренцию главным солистам; контрабасовая партия поражала певучестью, а пианист, честно держащий себя в "аккомпаниаторских" рамках и не пытавшийся "солировать во что бы то ни стало", со вкусом выстраивал модальные конструкции.
Олег КиреевСаксофонисты, само собой, были изобретательны и технически безупречны, и слушатели оценили их по достоинству. Как сказал надежда нижегородского джаза, саксофонист Дмитрий Суслов, "если бы я имел такую технику... то не знаю даже, где бы ее применил". Однако несмотря на все сказанное, собственно музыкальная сторона концерта оставила странноватое впечатление. Музыки не получилось! Возможно, эксперименты с новыми средствами выразительности отвлекли музыкантов от мелодичности и гармоничности, от логики связного высказывания, в результате чего играемое ими периодически превращалось в этакий сонористический комок, откуда слух выхватывал то "закрученный" пассаж, то пару контрабасовых звуков, то реплику малого барабана. И это при том, что "завод" был потрясающий... Удивительно: много раз приходилось слышать музыку без драйва, но драйв без музыки встретился впервые. 

Мария ФедотоваМария Федотова
Нижний Новгород
Фото Владимира Полыгалина

На первую страницу номера