ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 31
Международный джазовый фестиваль "Анапа - 2001"
27-30.09.01
"У каждого города есть своя музыка, свой ритм. Для классических мелодий Анапа слишком демократична, для фольклора - современна, для рока - спокойна... Пожалуй, именно джаз соответствует настроению и атмосфере осенней Анапы, с ее легкой неторопливостью и тихой грустью об отшумевшем лете" (Виталий Астапенко - председатель организационного комитета Первого Международного фестиваля джаза "Анапа - 2001").
Вот такой лирической нотой открывается буклет Первого Международного Анапского фестиваля. Идея его проведения родилась в разговоре народного артиста России, лауреата Государственной премии им. Ф.Волкова, художественного руководителя и генерального директора Краснодарского творческого объединения "Премьера" Леонарда Гатова и главы администрации города-курорта Анапа Виталия Астапенко. Движущей силой идеи были размышления о возможных путях превращения Черноморского побережья Краснодарского края в зону культурного отдыха. А реализатором всего задуманного и художественным руководителем фестиваля выступил народный артист России, лауреат Государственной премии РФ Георгий Гаранян. 
Открытие прошло чрезвычайно ярко, торжественно, с привлечением столичного телевидения и местной прессы. Как и положено, в нем принимали участие все "первые лица", но это нисколько не снизило общей демократической атмосферы первого дня (см. расписание фестиваля). 
"Несомненно, когда проводится новый фестиваль, да еще при участии такого общества, как "Премьера", размах очевиден. Без этого нельзя. Ибо надо сразу же показать, на сколько все крепко, интересно и масштабно", - сказал мне ведущий фестиваля, петербургский продюсер, критик и историк джаза Владимир Фейертаг. - "Но это не значит, что эйфория будет продолжаться вечно. Я присутствовал на многих фестивалях с клятвенными заверениями, что "так будет всегда". Не будем загадывать наперед, но скажем, что краснодарско-анапский размах на этот раз позволил пригласить достаточно много музыкантов из разных городов и стран. В данном случае, благодаря усилиям Георгия Гараняна, его фантазии и режиссерской изобретательности, возник любопытный дуэт биг-бэндов - ростовского и краснодарского. На очень маленькую сцену, где и два квартета с трудом могут поместиться, выкатились два биг-бэнда и стоя совместно исполнили блюз. Эта традиция "джема" в начале и конце фестиваля настолько завела публику, что та устроила овацию стоя. Редко на фестивалях случается подобное. И я должен вам сказать, что все было в порядке: язык был общий. Я уже не говорю о том, что все было стройно, ансамблево-чинно и корректно исполнено. Посему, думаю, можно считать, что состоялся большой праздник".
Несомненно, душой всего действа был Георгий Гаранян. Его энергия и эмоциональность оказались столь заразительны, что сидящие в зале то и дело взрывались аплодисментами и восторженными криками. В заявленных восьми коллективах - такие имена, как Давид Голощекин, братья Ивановы, Сергей Манукян, Ирина Родилес, Леонид Пташка, Валерий Пономарев, достаточно известные российским любителям джаза. Пожалуй, следует отметить лишь внезапную (или запланированную - кто знает!) замену барабанщика Дугласа Сайдза на Дмитрия Севастьянова. Благодаря чему мы смогли не только насладиться блистательным дуэтом "Гаранян - Пономарев", но и великолепным соло Дмитрия, который устроил настоящее ритм-шоу с уходом от родной установки к микрофону и последующим возвращением к ней же. А вот появление на фестивальной арене "Комбо-джаз-бэнд" из Волгограда п/у Анатолия Воронова можно дать и с небольшой предысторией.
Думаю, никогда бы в Волгограде не зазвучал джаз, если бы не саксофонист Анатолий Воронов. Начиная обучение музыке как баянист, Анатолий еще в 1959-м году влюбился в джаз - случилось это в Ростове Великом (в Ярославской области). Там он самостоятельно освоил кларнет и в 1961 году впервые заиграл в составе джаз-квинтета (кларнет, аккордеон, гитара, балалаечный контрабас и ударные). Затем взялся за альт-саксофон. 
В Волгоград Воронов попал в 1970-м году и встретил там своего старого друга Сергея Гугушвили (они в разное время учились в Саратовском музыкально-педагогическом институте). Музыканты решили наладить джазовую жизнь на Волге и начали с джазовых вечеров, на которых появлялся то 19-летний Игорь Бутман, то Александр Ростоцкий...Специально для вечеров печатались буклеты, готовились творческие портреты джазменов, подбирались слайды для просмотра. 
В 1985 году появился биг-бэнд п/у А.Воронова, через год - еще два коллектива: "Дельфин" пианиста Валерия Бродовского и квинтет пианиста Вячеслава Безуглого. Волгоградцы стали активно появляться на джазовых фестивалях в Саратове, Кривом Роге, Куйбышеве, Ярославле... Кстати, Саратов отметил десятилетие с момента проведения Первого джазового фестиваля, и бэнд Воронова получил диплом "за частоту появления" - музыканты были на девяти фестивалях из десяти!
"Комбо-джаз-бэнд" Воронова по сути представляет собой двойной квартет: два саксофониста (Анатолий Воронов, Виктор Актисов), два клавишника (Николай Мельников, Андрей Наумкин), два гитариста (Юрий Лисицкий и басист Игорь Лымарев) и два ударника (Евгений Шишкин и перкуссионист Леонид Белитченко). В задачу музыкантов не входило поразить или обескуражить публику. Они очень чистенько отыграли программу, иногда разнообразив соло цитатами (например, в пьесе "Мадрид" знаменитая русская народная "Береза" и не менее знаменитый "Турецкий марш" Моцарта).
Муниципальный джаз-оркестр Кима Назаретова ведет свою историю возникновения с 1974 года. Сначала это был учебный коллектив при ростовском училище искусств, затем (1982) при консерватории, а в 1992 году перешел в разряд профессионалов, став муниципальным. При жизни его организатора - профессора джаза Кима Назаретова - оркестр был достаточно хорошо известен не только в России, но и за рубежом (Шотландия, Польша, Германия, Греция). Коллектив записал авторский диск композитора Мурада Кажлаева "Только ты" и несколько пластинок, передающих "живое" звучание (записи с фестивальных выступлений в Москве, Петербурге, Тбилиси). К сожалению, общие для страны экономические проблемы несколько притормозили гастрольную жизнь ростовского бэнда, но, надеюсь, москвичам запомнился концерт "Ростов джазовый", который состоялся 28 марта текущего года в концертном зале им. Чайковского.
На фестиваль в Анапу джаз-оркестр Кима Назаретова (под управлением Юрия Кинуса) привез шесть композиций, среди которых "Блюз" Телониуса Монка, "Счастливое воссоединение" Дюка Эллингтона (солист - тенор-саксофонист Виктор Попов), "Пальцы" Тэда Джонса. Биг-бэнд продемонстрировал не только высокий уровень биг-бэндовой игры, но и своих солистов: Олега Великанова (альт-саксофон), Александра Норенко (тенор-саксофон), Евгения Речкалова (труба) и только что принятого в оркестр пианиста Михаила Валеева. Мне показалось, что наибольший успех выпал на долю композиции "Пальцы": чистый и слаженный хорус саксофонов, четкие соло (Речкалов, Великанов, Валеев), точная биг-бэндовая артикуляция были по достоинству оценены зрителями. 
Как всегда, поразил блистательной фортепианной техникой израильтянин (а когда-то - бакинец) Леонид Пташка. Правда, и Сергей Кокорин (Краснодар), и Николай Иоаннисян (Ростов-на-Дону) волновались за судьбу инструмента, который зачастую использовался просто как ударная установка (в подобных случаях Леонид даже вставал), но все обошлось благополучно, а зал неистовствовал. 
Все заявленные коллективы представили достаточно традиционный джаз, за исключением, пожалуй, квартета из Ростова-на-Дону. Джазовый квартет состоит сплошь из лауреатов Всероссийских конкурсов: Анатолий Кирничный (тенор-саксофон), Петр Назаретова (фортепиано), Адам Терацуян (контрабас), Григорий Дерацуев (барабаны). Квартет привез шесть композиций, из которых прозвучало только четыре, в том числе - две оригинальные: "Арт-блюз" Анатолия Кирничного и "Совместная песня" Петра Назаретова (помимо этого, "Что это за штука - любовь" К.Портера и баллада "Soul Eyes" М.Уолтона). Конечно, это не концептуальный джаз, но все же он несколько отличался от всего остального.
Завершая очень краткий обзор четырехдневного первого фестиваля, вновь предоставлю слово Владимиру Фейертагу:
"Я не думаю, что этот фестиваль внес какой-то музыкальный вклад в сокровищницу отечественного джаза. И, наверное, устроители справедливо не взяли сюда музыкантов, которых мы можем условно назвать "новаторами". Здесь нет никаких экспериментов в музыке: ни этнических, ни авангардных, нет никаких попыток смешать стили, показать какую-то очень концептуальную программу. Все было весьма традиционно, дабы не отпугнуть публику. И это хорошо. Курортный городок не располагает к изыскам: здесь этого просто не может быть. Здесь должна быть хорошо знакомая музыка, способная продлить отдых за счет культурного досуга. Поэтому я бы не говорил о музыкальном вкладе. Этот фестиваль - событие как встреча. На одном меридиане встретились люди с разных широт: Санкт-Петербург, Волгоград, Ростов-на-Дону, Нью-Йорк, Тель-Авив, Москва. Будущее покажет, каким будет этот фестиваль. Но самое главное, что его можно делать праздником. Я всегда вспоминаю слова Станиславского, который говорил: "В театр ходят не ради текста, а ради подтекста"! Джаз - он такой, он с подтекстом".

Ольга КоржоваОльга Коржова,
Ростов-на-Дону

На первую страницу номера