ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 31

Рецензии

* * * * * - шедевр
* * * * - отличная работа
* * * - хорошая работа
* * - хорошо, но скучно
* - не стоит затраченного времени.


Rodney Jones
-
"Soul Manifesto"

Blue Note, 2001
68:05

* * * *

Приятно, когда музыкант может одинаково хорошо играть в разных стилях. Это редко бывает. Но гитаристу Родни Джонсу удается. Интересно, что в джазе он ценился главным образом как гитарист вполне мэйнстримовый, хотя в его карьере фанка - в том числе в группе самого Джеймса Брауна и (долгие годы) в группе соул-дивы Рут Браун - было больше, чем мэйнстрима. Однако первый его альбом для Blue Note в конце 90-х все поставил на свои места: на пороге своего 45-летия гитарист показал себя истинным мастером современного пост-бопа. И вот новый поворот: второй альбом на Blue Note демонстрирует очередной поворот - назад к фанку, предлагая слушателю мощный джазовый соул-грув. Джонс не стремится доминировать: несколько его изысканных, с огромным вкусом сделанных соло (кстати, зачастую вполне-таки мэйнстримовых) существуют на равных с победительными альт-саксофонами мастера соул Масео Паркера и авангардиста Артура Блайта (кстати, они впервые выступают в грамзаписи совместно), мощными барабанами Идриса Мухаммада - 61-летний мастер в очередной раз демонстрирует, что лучше многих балансирует на грани джаза и фанка - и, особенно, Хаммонд-органом д-ра Лонни Смита, одного из главных мастеров фанк-джазового (даже, точнее, фанк-блюзового) грува. Картину дополняет опытный басист Лонни Плэксико, играющий здесь исключительно на электроинструменте. 
Плотная, исключительно стильная запись (нью-йоркская студия Sound On Sound, где записывается множество фанк- и соул-проектов; звукорежиссер Питер Дарми, неоднократный лауреат "Грэмми"), по словам самого Джонса, была сделана за один день, практически без дублей и вообще без наложений: музыканты с самого начала "почуяли" друг друга, и сложившаяся в ансамбле, как говорят американские джазмены, "хорошая химия" отлично слышна, удачно компенсируя некоторое однообразие мелодического (но не ритмического!) материала.


Kurt Elling
-
"Flirting With The Twilight"

Blue Note, 2001

60:24

* * * *

Это не лучший альбом 33-летнего чикагского вокалиста, и только поэтому я даю ему четыре звезды вместо пяти; сам по себе он превосходен - редкое доказательство того, что джазовый вокал может быть так же изыскан и тонко структурирован, как и инструментальное мастерство. Увы, джазовые вокалисты все больше уходят либо в совсем уж поп-джаз, либо в соул. Эллинг - приятное исключение. Мастер выписывать довольно сложные поэтические тексты на сложные вокальные вариации, по-инструментальному опевая темы, он не только глубоко понимает и чувствует, что именно поет (что вообще большая редкость для англоязычного вокалиста!) - он прекрасно владеет всем вокальным арсеналом и, что еще более важно, хорошо работает с ансамблем, в котором его голос оказывается если и не совсем равноправным по балансу, то вполне инкорпорированным по музыкальной функции.
Хотя запись делалась в знаменитой голливудской студии Capitol, вкус и мастерство великого звукорежиссера Ала Шмитта позволили избежать характерного голливудского звукового гигантизма - интимный и теплый звук вполне гармонирует с притушенными, слегка тусклыми (по определению самого Эллинга - "темно-бронзовыми") эмоциональными тонами и замедленными темпами альбома, заметно контрастирующими с мощью предыдущей, концертной записи вокалиста. Кстати, удивительно, но факт: теплота и живость вокала достигаются весьма скромными средствами - Керт Эллинг поет только в микрофоны Shure (он - "эндорсер" этой компании).

Константин ВолковКонстантин Волков

 

На первую страницу номера