ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница
Выпуск # 32 (134) - 17 октября 2001 г.
Оглавление выпуска:
In Memoriam
6 октября скончался один из авторов "Полного джаза", один из первопроходцев джазовой темы в Интернете (а ранее - и параллельно - в сети FIDO), человек, оказывавший огромную помощь серверу "Джаз в России" на всех этапах его истории, тот, благодаря кому мы получали и публиковали расписания и пресс-релизы ряда московских клубов, а также тексты книг о джазе - Ефим Ликстанов. Подробнее о Ефиме - Александр Эйдельман, президент "Джаз-арт клуба", активистом которого Ефим был все годы его существования.

Ефим ЛикстановУмер Ефим Ликстанов. Это произошло 6 октября рано утром, он умер дома, к которому был прикован все последние годы болезнью. Не каждый готов выдержать удары судьбы, не каждый может, будучи инвалидом, гореть желанием творить, работать, созидать. Ефим был из тех, в ком сильный дух боролся с болезнью, он не мыслил себя без работы на благо отечественного джаза. Он был открыт для всех и сам, не дожидаясь никаких просьб и обращений предлагал свою профессиональную помощь. Он прекрасно знал компьютер и работал практически во всех программных средах. Ефим выполнял огромные по объему проекты, причем безвозмездно. Платой за труд было осознание своей нужности людям, джазу. 
Ефим подготовил полностью к печати многостраничные рассказы и воспоминания Юрия Маркина, Андрея Товмасяна. Он на протяжении многих лет от нуля выполнял всю работу по компьютерному дизайну и подготовке к изданиям буклетов, плакатов, афиш "Джаз-Арт" Клуба. Он был тем человеком, через которого шел активный обмен информацией между музыкантами и джазовыми функционерами из Москвы и других городов России, ближнего и дальнего зарубежья.
Он работал по ночам, полностью погружаясь через FIDO и Интернет в жизнь и проблемы джазового мира. Ефим был добрым, отзывчивым, интеллигентным человеком, его друзья и знакомые, а также его невидимые, виртуальные джазовые соратники ценили это в нем и бесконечно уважали. 
Мы думаем о воздухе только тогда, когда его не хватает. Мы часто не задумываемся о ценности людей, о их роли в жизни и деле, которому они служат. Смерть все ставит на свои места.
Ефим, нам тебя очень будет не хватать, мы всегда будем тебя помнить. Твое имя останется в истории отечественного джазового движения.
От имени друзей, знакомых, от имени джазовых музыкантов и промоутеров, работавших с Ефимом Ликстановым - 

Александр ЭйдельманАлександр Эйдельман

Телевидение
Эдди Рознер2 ноября в 23.45 на телеканале ТВ-6 состоится российская телепремьера фильма Натальи Сазоновой и Пьера-Анри Сальфати "Джазмен из ГУЛАГа", посвященного судьбе выдающегося джазового трубача Адольфа "Эдди" Рознера. Этот документальный фильм - обладатель Международной ЭММИ-2000 (Лучший фильм года об искусстве), Премии Васко на Монреальском фестивале 2000, Золотой ФИПА (Биарриц 2000), премии "Золотая Прага - 2000", премии Международного кинофестиваля в Сан-Франциско и др. Фильм был сделан во Франции в 1999 г. (производство "Идеаль Одьянс" совместно с "Франс-3"). Русская версия фильма подготовлена компанией "Интерньюс" (которая также готовила русскую версию сериала Кена Бернса "Джаз") при содействии Фонда Форда. Продюсер русской версии - Григорий Либергал.
Из пресс-релиза: "Фильмом "Джазмен из ГУЛАГа" о знаменитом трубаче Эдди Рознере ТВ-6 открывает новый показ в рамках проекта "Открытые небеса 2001 - Культура для нового тысячелетия". Тематический цикл "Вдали от родных берегов..." объединил фильмы о судьбах русских эмигрантов, их роли в мировой культуре. В цикл также вошли фильмы о Вацлаве Нижинском, Федоре Шаляпине, Нине Вырубовой, Игоре Стравинском, а также... Майкле Дугласе..."
Напомним, что "Полный джаз" публиковал в #20-2000 малоизвестный, но очень интересный текст о Рознере, написанный живущим в Нью-Йорке пианистом Николаем Левиновским (он был в начале 70-х музыкальным руководителем оркестра Эдди Рознера). Там же можно найти ссылки на другие материалы о Рознере.

21 октября на телеканале "Культура" состоится премьера новой джазовой программы "Джем", о съемках первых выпусков которой мы писали в #30. Первым будет выпуск, снимавшийся вторым - с Алексеем Козловым и "Арсеналом". Начало в 22.35.

Как это было
в Москве
Одиссей БогусевичТак сложилось, что музыка академическая часто противопоставляется всей без разбора современной музыке. Как следствие, концерты неакадемических музыкантов в "академических" залах (ну, кроме таких гигантов, как зал Чайковского или Консерватория) можно перечесть по пальцам, публика не смешивается, основной "хлеб" музыкантов - клубные выступления. Однако редкие исключения из этого правила все же бывают. Одним из них стал очередной "Вечер импровизации" Одиссея Богусевича в Камерном зале Центрального Дома Ученых, прошедший 10 октября (Одиссей проводит такие вечера с 1997 г.). В то время, как в Большом зале выступали ученики Фонда Ирины Архиповой, в Камерном зале собралась вполне "академическая" - образованная, сдержанная и в основном немолодая - публика слушать джазового пианиста и композитора.
В маленькой, почти по-домашнему уютной комнате не нужно было даже усилителей звука. Программа состояла из двух частей. Первая, как объяснил сам Одиссей, основана на расхожей байке о композиторах: у них сначала главное "Я", потом "Я и Моцарт", и наконец только "Моцарт". И в этой первой половине концерта были те же три части: "Я" - фантазия на темы Богусевича; "Я и Моцарт" - пьесы, в которых, по словам Одиссея, "творчество Моцарта влияло и на мое"; "Моцарт" - отрывок из фантазии до-минор и Alla Turca Моцарта. Причем все это исполнялось с вполне джазовым темпераментом и не в классической редакции, последнее - "дуэтом" с синтезатором. И публика принимала все это вполне благосклонно.
Но заставить публику по-настоящему "включиться" Богусевичу удалось во второй части вечера, озаглавленной "Звукоживопись". Перед ней Одиссей добавил к своему строго черному одеянию цветастую жилетку, а к своей музыке - такой же яркий этнический оттенок. К исполнению первого "Славянского танца" Богусевич подключил часть зала, раздав им всяческие погремушки, трещотки, деревянные ложки и другие звучащие предметы. Здесь же стал звучать и синтезатор в роли сопровождения к акустическому роялю. Под разнообразные этнические ритмы даже старички начали притопывать в такт. 
Богусевич чувствует себя в таких залах более комфортно, чем в клубах: "Я уже около пяти лет сотрудничаю с этим залом. Мне нравится играть здесь: я чувствую себя хозяином этой сцены".
Большинство людей, пришедших на этот концерт, уже не раз бывали на выступлениях Богусевича, и кто-то пришел даже с букетом цветов. А после концерта и "биса" к музыканту подходили, благодарили, поздравляли, покупали диски, нотные тетради Одиссея. Тем и кончился "Вечер импровизации" Одиссея Богусевича.

Анна Левковцева

Говорите,
вас слушают
Сегодня мы слушаем личность вполне легендарную для российских и - шире говоря - восточноевропейских любителей джаза. Помимо того, что человек этот многие годы возглавляет один из самых авторитетных европейских джазовых журналов, он еще и представляет страну, бывшую для отечественных джазолюбов настоящим окном в большой джазовый мир во времена "железного занавеса" и обладавшую и собственной, глубоко оригинальной джазовой школой. Критик Дмитрий Ухов беседует в Варшаве с главным редактором журнала Jazz Forum Павлом Бродовским...>>>>
Москва - это вам
еще не все
Владимир Волков, Андрей Кондаков, Аркадий Шилклопер15 октября в стенах Государственной академической капеллы Санкт- Петербурга состоялось уникальное для Петербурга событие - открытие первого джазового сезона в этом академическом зале. С новой программой "Out Line" выступили пианист Андрей Кондаков, контрабасист Владимир Волков и московский валторнист Аркадий Шилклопер.
Имена этих музыкантов у любителей джазовой музыки ассоциируются с калейдоскопом музыкальных проектов, в том числе и международных, участием в которых, как заметил Владимир Фейертаг - известный музыковед, бывший в этот вечер ведущим концерта - "музыканты обогащаются разнообразными идеями". 
Подобно голосам в полифонии, взаимодействовали на сцене между собой искусно изъясняющийся на рояле Андрей Кондаков (автор почти всех музыкальных повествований); забавляющийся звуком валторны, горна, альпийского рога и любующийся, словно солнечным зайчиком, отражением и преломлением звука Аркадий Шилклопер; способный разыскать любую краску на палитре контрабаса Владимир Волков. Заключающие в себе и индивидуальное зерно, и собственные тяготения, способные на лидерство, музыканты тем не менее внимательно прислушивались друг к другу и мастерскими мазками создавали картины "Прогулки", "Колыбельной", "Танцующих" и других композиций. 
Хочется поблагодарить устроителей концерта - Государственную академическую капеллу Санкт-Петербурга, JFC Jazz Club, а также оказавшую помощь в организации компанию "Северо-Западный GSM" за сказку, которую они подарили не только поклонникам джаза, но и всем неравнодушным к искусству людям. И надеемся, что с их и не только их помощью Санкт-Петербург наконец обретет сцену, способную за умеренную плату вместить всех желающих познакомиться с лучшими образцами современного джазового искусства. 

Елена Насонова 

Еще один материал пришел из Казани. Заметно, что джазовая жизнь столицы Татарстана становится все более разнообразной: сыграло свою роль и то, что в этом большом городе с богатой культурной жизнью заработал постоянный джазовый клуб, и то, что возобновившийся здесь фестиваль "Джазовый перекресток" в этом году прошел очень удачно и привлек широкую аудиторию. Вот и 12 октября в Казани прошло сразу два, нет - три джазовых мероприятия...>>>>

Дживан ГаспарянИ напоследок - интересный анонс. 1-7 ноября в Новокузнецке пройдет многожанровый фестиваль "Всемирная музыка", который проводит Кузнецкий металлургический комбинат. В качестве продюсера фестиваля приглашен президент новокузнецкого джаз-клуба "Геликон" Анатолий Берестов. Специально к фестивалю был капитально отремонтирован один из лучших залов в городе - Дворец металлургов, куплен отличный рояль. По словам Анатолия Берестова, "комбинат, испытывая не лучшие времена в финансовом плане, тем не менее понимает, что без развития культуры в городе не будет и развития экономики... Этим фестивалем они хотят показать, что Новокузнецк - это не только доменные печи и что жителям этого города (для которого комбинат, как ни крути, остается градообразующим предприятием) должно быть куда пойти, причем так, чтобы прикоснуться к образцам культуры мирового уровня". Слава Богу, что в России есть такие бизнесмены! 
Игорь БутманВ фестивале действительно участвуют музыканты мирового уровня, представляющие академическую музыку, джаз и world music. Список первых возглавляет всемирно известный пианист, народный артист России Наум Штаркман (он будет выступать с Государственным квартетом им. Глинки); джаз представляет квартет саксофониста Игоря Бутмана; мировую музыку - ансамбль одного из величайших исполнителей армянской традиционной музыки дудукиста Дживана Гаспаряна.

Что намечается:
московские анонсы
Сандра Букер19-21 октября в "Ле Клубе" пройдут концерты американской вокалистки Сандры Букер, которую представляет московский пианист Лев Кушнир. Сам он и его трио (Сергей Хутас - контрабас, Дмитрий Власенко - барабаны) будут сопровождать выступления Сандры, которую называют в числе наиболее интересных новых вокалисток на джазовом небосклоне.
Сандра Букер родилась в Нью-Орлеане и с 4-летнего возраста выступает профессионально. Она получила образование в Нью-Орлеанском творческом центре искусств и продолжала затем сразу две карьеры - актрисы и певицы. Вторая карьера пока протекает успешнее: среди ее достижений - участие в альбоме "Jazz Goes To Hollywood" западногерманского оркестра WDR Big Band под управлением легендарного бразильского композитора Лало Шифрина и выступления на множестве джазовых фестивалей (главным образом европейских, но, к примеру, ее сет открывал в конце сентября фестиваль Verizon Jazz в Нью-Йорке). Собственная ее дискография пока исчерпывается альбомом "Very Early", выпущенным еще в 1994 г.
Джазология
Начало этой рубрике в "Полном джазе" положил патриарх российского джазоведения Леонид Переверзев; именно его материалы в большинстве своем составляют список публикаций под рубрикой "Джазология" - но не только. Сегодня в этой рубрике мы публикуем небольшое исследование молодого нижегородского музыковеда Дмитрия Лившица (который, кстати, уже публиковался в "Полном джазе" - см. #10 и #11 за этот год), посвященную джазовым стандартам... Исаака Дунаевского (1900-1955)!..>>>>
А в это время
за бугром...
Этта Джонс (1928-2001)16 октября в Нью-Йорке скончалась джазовая вокалистка Этта Джонс. После длительной битвы с онкологическим заболеванием она ушла из жизни, не дожив одного месяца до своего 73-летия.
Этта Джонс родилась 25 ноября 1928 г. в Северной Каролине, но выросла в Нью-Йорке. Она начала карьеру певицы в 16-летнем возрасте, записав в 1944 г. альбом с оркестром пианиста Бадди Джонсона и затем - вместе с ансамблем кларнетиста Барни Бигарда (оркестр Дюка Эллингтона) четыре песни джазового критика и композитора Леонарда Фэзера. В 1946-47 гг. она выпустила еще ряд записей для лейбла RCA и затем (1949-52) работала в оркестре Эрла Хайнса. Затем последовало восемь лет неудач, в течение которых, не прерывая певческой карьеры, она подрабатывала лифтершей. В 1960 г. ей удалось попасть в хит-парад с альбомом "Don't Go To Strangers" (он продавался сотнями тысяч, принеся ей "золотой диск"), результатом чего стал контракт с Presige Records, для которого с 1960 по 1965 она выпустила несколько альбомов. Затем около десяти лет она не появлялась в грамзаписи, но с 1976 г. регулярно записывалась для лейбла Muse, часто со своим партнером в музыке и жизни (с 1968 г.), тенор-саксофонистом Хаустоном Персоном. В последние годы ряд ее альбомов быв выпущен лейблом High Note. На вопросы, почему ей не удалось стать действительно заметной "звездой", Этта обыкновенно отвечала: "потому что мне интересно не быть звездой, а петь".
Этта Джонс будет похоронена в Нью-Йорке 22 октября.

4 октября в Лос-Анджелесе умер гитарист Джон Коллинз, проработавший почти полтора десятилетия в ансамбле легендарного певца Ната "Кинг" Коула. Коллинзу было 83 года, смерть последовала от рака.
Он родился в Монтгомери (Алабама), но вырос в Чикаго. Его мать, Джорджия Горэм, была пианисткой и руководила собственным ансамблем. 
В детстве он играл на кларнете, затем переключился на гитару и, овладев этим инструментом, уехал в Нью-Йорк, где стал играть с такими известными джазовыми музыкантами, как пианист Арт Тейтум, певица Билли Холидей и саксофонист Лестер Янг. В годы Второй мировой он некоторое время провел в одном из армейских ансамблей, а затем вернулся в нью-йоркское джазовое сообщество. Он участвовал в оркестрах Бенни Картера и Флетчера Хендерсона и в 1947 г. получил от журнала Esquire звание лучшего гитариста года - свою единственную джазовую награду. В 1951 г. он сменил Оскара Мура в составе трио певца и пианиста Ната "Кинг" Коула, в котором оставался до самой смерти Кинга в 1965 г. После смерти Кинга Коллинз много гастролировал с собственным ансамблем. В 90-е гг. он уже не выезжал из Калифорнии, хотя время от времени продолжал выступать (но главным образом преподавал).

Рецензии
Сегодня мы рецензируем еще два новых релиза лейбла Blue Note - очень разных и по стилю, и по направлению, и по идеям...>>>>
Новые альбомы
В продаже 
с 16 октября
  • Basses International: Road to the Sky, Orchard 801476 
  • Celso, Claudio: Brazilian Jazz - переиздание, Protel 160613 
  • Chenier, Roscoe: Roscoe Style, Black & Tan 1 
  • Chestnut, Cyrus: Soul Food, Atlantic 83490 
  • Herring, Vincent: Simple Pleasures, High Note 7084 
  • Jones, Quincy: Q: The Musical Biography of Quincy Jones - переиздание, Rhino 74363 
  • Masekela, Hugh: Grazing in the Grass: The Best of Hugh Masekela - переиздание, Sony 85759 
  • Murphy, Turk: Wild Man Blues, S.F. Trad. Jazz 107 
  • Perez, Tony: From Enchantment and Timba... To Full Force Jazz, Protel 160507 
  • Regen, Jon: Tel Aviv, Q&w Music 1004 
  • Shepp, Archie: Blase/Live at the Pan-African Festival - переиздание, Varese 061156 
  • Sloane, Carol: I Never Went Away, High Note 7085 
  • Tyner, McCoy: Plays John Coltrane: Live at the Village Vanguard - переиздание, Universal 589183 
  • Various Artists: Jazz Memories, Innerrhythmic Found. 12 
  • Yalloppin Hounds: New Yallopin City, Yalloppin 1002 
Радио
В ближайших выпусках программ Дмитрия Ухова:
  • "Джаз около полуночи" ("Радио-1", 68.3 УКВ, 23.30 24.00):
    Вторник, 16 октября: юбиляры месяца - Билли Хиггинс

Дмитрий Ухов напоминает также о новостной рубрике в программе "Радио России" "Без политики" (по субботам 18.10-19.00) и просит присылать ему соответствующую информацию. Если она будет получена на предшествующей неделе, то прозвучит бесплатно со ссылкой на отправителя.

В ближайших выпусках программ Михаила Митропольского:

  • "Бесконечное приближение", "Радио России", суббота, 23.10: 
    20 октября - спектр джаза на "Джазовом карнавале" в Одессе.
  • Программа "Соло для джаза", Говорит Москва, пятница, 23.00: 
    19 октября - всячина: юбилеи Wynton Marsalis и Eddie Daniels, J.Loussier trio в Москве, фестиваль голоса "Глубокая Глотка, или Опасные Связки - 3".

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

© "Полный джаз", 1998-2001
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на перевод материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако просит во всех случаях сохранять авторство и ссылаться на источник. Мы были бы также очень признательны за сообщение о перепечатке.

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Дмитрий Ухов,
Дмитрий Лившиц,
Константин Волков
,
Игорь Зисер,
Елена Насонова,
Анна Левковцева,
Александр Эйдельман,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
AMG
Associated Press

Фото:
Александр Забрин,
Павел Корбут,
Кирилл Мошков,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков