ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 32

Рецензии

* * * * * - шедевр
* * * * - отличная работа
* * * - хорошая работа
* * - хорошо, но скучно
* - не стоит затраченного времени.


Lonnie Plaxico
-
"Melange"

Blue Note, 2001
60:49

* * *

Басист Лонни Плэксико имеет почтенный послужной список: поиграл и у Уинтона Марсалиса, и в Art Blakey Jazz Messengers, и у Дейва Мюррея, и даже у Чета Бейкера. Но обычно его имя ассоциируется с направлением M-Base - граничащим с фри-фанком продуктом усилий ряда темнокожих музыкантов около 1955-60 годов рождения, само название которого говорит о его высокоинтеллектуальном наполнении (это аббревиатура, по-русски значащая что-то вроде "Макробазовое множество структурированных сиюминутностей"). Что и неудивительно: в последние 13 лет Плэксико служит музыкальным руководителем главной дивы раннего M-Base - певицы Кассандры Уилсон. Наследие умствований M-Base слышно и здесь, на шестом по счету сольном альбоме басиста: изощренно меняющиеся фанковые ритмические паттерны, скачущие неконвенционные интервалы и общая нервная атмосфера, одновременно ледяная и истерическая. Впрочем, былых соратников Плэксико в этом альбоме практически нет (видимо, не без инициативы Blue Note, которая любит воздействовать на формирование коллектива для записи), а есть разноликий коллектив, в котором выделяется, во-первых, горячий барабанщик Лайонел Кордью (выступавший в Москве с группой гитариста Майка Стерна), а во-вторых - звездный трубач Лью Солофф, звездности которого, впрочем, не всегда хватает для предлагаемого Плэксико уровня головоломности материала. Возможно, материал могли бы сцементировать соло лидера, но он их парадоксальным образом не играет вовсе. Общая интеллектуальная изощренность и высокий исполнительский уровень всего коллектива не спасает: материал часто слишком искусственный, что называется - "от лобных долей коры головного мозга". Хотя любители подобного рода "интеллектуальных паззлов", конечно, есть.


Gonzalo Rubalcaba Trio
-
"Supernova"

Blue Note, 2001

58:36

* * * * *

В этой работе один из лучших пианистов кубинского джаза последних двух десятилетий Гонзало Рубалькаба дальше всего (по сравнению с предшествовавшими своими альбомами) отходит от архетипов собственно кубинской музыки, при этом ни на йоту не теряя узнаваемого пряного аромата и характерных стилистических "излишеств". В этом альбоме ему удалось сплавить в единую, концептуально выстроенную общность множество разнообразных исходных элементов, иногда довольно далеких друг от друга. Особенно показательный пример - второй трек, "El Cadete Constitutional", столетней давности марш, написанный дедом пианиста - известным три поколения назад тромбонистом Хакобом Рубалькаба. 37-летний внук обращает дедово творение в своеобразную энциклопедию истории кубинской музыки, сыгранную во всем многообразии эмоциональных скачков - от уморительно смешной серьезности до ностальгически светлой иронии. Впрочем, в большей части материала Рубалькаба не погружается столь глубоко - чего, впрочем, все равно достаточно для достижения им значительных драматических или лирических высот, украшенных тончайшей нюансировкой, достойной большого мастера. Удивительно, что столь мощная и комплексно решенная работа сделана очень скромными средствами фортепианного трио (Карлос Энрикес - контрабас, Игнасио Берроа - барабаны) плюс в двух треках - два приглашенных перкуссиониста (кузены Луис и Роберт Квинтеро). Альбом богат на потаенные импровизаторские тонкости, находить и отгадывать которые приносит огромное удовольствие, и на маленькие звуковые радости, складывающиеся в поистине эпическую картину (бесспорная заслуга звукорежиссера, великого Джима Андерсона, одного из лучших в мире специалистов по записи акустического джаза, который на этом альбоме фигурирует и как исполнитель: в одном треке он играет, точнее - издает звуки на "дождевике", длинной полой трубке с шелестящими бусинками внутри).

Константин ВолковКонстантин Волков

 

На первую страницу номера