ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница
Выпуск # 33 (135) - 24 октября 2001 г.
Оглавление выпуска:
Слово 
к читателям
Кирилл МошковИнтересно порассуждать о том, как по-русски пишут имена джазовых музыкантов. Язык у нас сложный, понимаете ли: иноязычные имена следует транскрибировать. Да так, чтобы они по возможности отражали истинное звучание и при этом возможно меньше нарушали сложившиеся редакционно-переводческие стандарты. Ну, например, Dave Douglas. Чаще всего пишут Дейв Дуглас - потому что транскрибировать Douglas как Дуглас повелось со времен одноименных самолетов, поставлявшихся по ленд-дизу, и визита актера Дугласа Фербенкса в сталинскую Москву. Так прижилось это написание, что даже "спелл-чекер" (встроенная проверка правописания) MS Word опознает написание "Дуглас" как правильное. Тогда как звучит он, конечно, как Даглас.
Или вот злосчастный Эл Ди Меола. Вот так - более или менее нормативно: довольно близко к истинному написанию его фамилии ДиМеола, и это "Эл", уступка нашему среднешкольному представлению о том, как может читаться Al, не слишком далеко от оригинального Ал. Но ведь писали и Аль, как Аль Капоне, и уж особенно мощно и повсюду писали Ди Миола: вот и сейчас, в связи с его очередным приездом в Москву, на афишах натыкаешься на эту странную буквенную конструкцию.
Не говорю уже о тех, чьи имена либо происходят из языков с природно-причудливым написанием (вроде французского), либо вступают в конфликт с правилами чтения английского языка. Вот так получилось с барабанщиком по имени Paul Motian, который, кстати, тоже приезжает в Москву (см. ниже): согласно языку его предков (армянскому) он - Мотян, и так его называют скажем, в Армении; в Америке же его именуют Моушн, имея в виду совпадение звучания со словом "движение" (motion). И как же правильно?
А бедняга Жак Лусье (только что выступивший в Москве и Петербурге), слава Богу, на афишах оказался назван правильно, зато в устах (и особенно в письмах!) поклонников фигурирует под множеством разнообразных кликух - от Люсье и Лузье до аж Люиссель!
Уж не будем трогать японцев, которых все так и норовят поименовать через очень грубую и совершенно не отражающую реальной фонетики английскую транскрипцию (известно, например, что традиционное для русского языка Тосико Акиёси куда ближе к оригинальному звучанию, чем американское Тошико Акийоши).
А что творится с шотландцами и прочими кельтами! Один Маклоклан (или Маклохлин), которого все (отчасти благодаря незабвенной книжке Олега Феофанова) до сих пор кличут Маклафлиным, чего стоит!
Как во всем этом найти золотую середину - непонятно.

P.S. "Полный джаз" поздравляет Юрия Сергеевича Саульского (Московский джаз-ангажемент) с 73-летием, случившимся 23 октября!

Как это было
в Москве
20 октября в Москве выступал французский пианист Жак Лусье, открыв новую концертную серию в Большом зале консерватории. Серия будет называться "Изысканный китч", на что Лусье, говорят, не обиделся. Впрочем, как еще определить "Баха со свингом"?..>>>>

Интересный взгляд (от Дмитрия Ухова) на то же мероприятие опубликовал портал Gromko.Ru

16-17 октября в столице прошел фестиваль, призванный продемонстрировать москвичам достижения петербургского джаза вообще и круга музыкантов, сложившегося вокруг петербургского JFC джаз-клуба - в частности. Фестиваль был устроен самим JFC, компанией "Богема Мьюзик" и петербургской пивоваренной фирмой "Тинькофф", а общее художественное руководство осуществлял арт-директор клуба - пианист Андрей Кондаков. Сегодня - первый взгляд на прошедший фестиваль (всего их будет два)...>>>>

Москва - это вам
еще не все
Первый материал - из Ростова, южной джазовой столицы России. 11 октября там открылся очередной сезон в музыкальном центре имени Кима Назаретова...>>>>

Начался сезон и в Сибири. В старинном университетском городе Томске музыканты разных направлений и стилей поминали одного из патриархов музыкальной культуры города...>>>>

Что намечается:
московские анонсы
Эл Ди Меола4 и 5 ноября в Концертном зале им. Чайковского пройдут концерты американского гитариста Эла Ди Меолы. Не располагая никакими сведениями о составе музыкантов, которые выступят с гитаристом (таков уровень работы организаторов этой акции - "МДМ Концерт"), мы можем тем не менее сообщить, что во второй вечер Ди Меола будет играть в сопровождении Государственного симфонического оркестра РФ, для управления которым специально прибудет дирижер из Швеции Мария Эклунд. Об уровне организации гастролей можно судить по тому, что на афишах и рекламных модулях гитарист значится как Ди Миола.
Ди Меола в последний раз выступал в Москве не далее, как в мае текущего года (см. репортаж с его концертов и его биографию). 

Пол Моушн4-6 ноября в московском "Ле Клубе" играет один из самых именитых барабанщиков современного джаза, которого в Америке и во всем мире привычно называют Пол Моушн, но фамилия которого на самом деле произносится как "Мотян" (Paul Motian). Американец армянского происхождения, он родился в Филадельфии 25 марта 1931 г. и вырос в Провиденсе, столице самого маленького штата США - Род-Айленда. Переехав в 1955 г. в Нью-Йорк, он играл с множеством известных музыкантов самых разных направлений в джазе - от Гила Эванса и Арта Фармера до Ли Коница и Джорджа Расселла. Затем он был (до 1963) членом самого известного состава трио пианиста Билла Эванса (с контрабасистом Скоттом ЛаФаро, а после смерти последнего - с Чаком Израэлсом), участвовал (1963-64) в трио пианиста Пола Блэя, а с 1966 г. и на протяжении десятилетия много сотрудничал с клавишником Китом Джарретом. С 1977 он появляется во главе собственных коллективов: сначала это было трио с молодыми Джо Ловано на саксофоне и Биллом Фризеллом на гитаре, а затем - уже в 1990-е - нынешний его состав, Electric Bebop Band. "Оркестр электрического бибопа" всегда имел довольно широкий состав, обязательно включающий две электрогитары; правда, в нынешней его инкарнации уже нет блестящего саксофониста Джошуа Редмэна, сделавшего сильную сольную карьеру. Этот коллектив в версии начала 90-х балансировал на грани современного пост-бопа и даунтаун-авангарда: первый был представлен Редмэном, второй - такими впоследствии заметными в этом направлении именами, как гитарист Брэд Шепик и басист Стому Такейши. Нынешний состав Electric Bebop Band таков: два саксофониста - Пьетро Тоноло и Крис Чик, две гитары - Бен Мондер и Стив Карденас, плюс бас-гитарист Андерс Кристенсен. Несмотря на малоизвестность (и, видимо, молодость) всех имен в ансамбле, кроме самого Пола, нас ожидает знакомство с любопытным образцом "нетрадиционного мэйнстрима" или, скорее, слегка облегченной версией бескомпромиссного нью-йоркского даунтаун-авангарда - в любом случае это весьма и весьма заслуживает прослушивания.

Лени Андраде8-10 ноября в том же "Ле Клубе" пройдут концерты, которые представляют Elephant Records, посольство Бразилии в Москве, Басиния Шульман и Игорь Бутман: это - перенесенные из-за терактов в Нью-Йорке выступления звезды бразильской музыки, певицы Лени Андраде, которые должны были состояться еще в середине сентября. 
Подробнее о Лени Андраде мы писали в #26. В составе ее группы "Cariocas" (то есть "Жители Рио") - басист Лусиу Антониу де Нашименту, барабанщик Убальду Адриану де Оливейра и пианист Себаштиану Лукаш де Фрейташ.

Селиу де Карвалью8 ноября в 18.30 в Центре искусств ЦДХ Михаил Грин представляет концерт из новой серии "Звезды фестиваля "Джаз в саду Эрмитаж" - в ЦДХ". В первом концерте выступят живущий в Норвегии бразильский перкуссионист Селиу де Карвалью и Олег Киреев Music Band (Россия): Владимир Галактионов - труба, Юрий Погиба - клавишные, Дмитрий Ли - бас, Сергей Остроумов - барабаны, Олег Киреев - саксофоны.
Билеты - в кассе ЦДХ. Телефон для справок: 238-1955. 

10 ноября в Центре искусств ЦДХ компания Boheme Music представляет концерт "Звездного дуэта" - пианиста Даниила Крамера и валторниста Аркадия Шилклопера. Оба музыканта пришли в джаз из академической музыки, оба тяготеют к европейским формам камерного джаза, так что их совместные выступления (случающиеся несколько раз в год) вполне закономерны. Музыканты представят новую совместную концертную программу, озаглавленную "От мэйнстрима до мирового джаза".
Начало в 18.00. Билеты продаются только в кассе ЦДХ. Справки по тел. 973-7101 ("Богема Мьюзик").

Книги
Обложка книгиВ Ростове-на-Дону вышла книга Ольги Коржовой "Джаз в Ростове-на-Дону "от" и "по"". В книге предпринята попытка найти, собрать и систематизировать все, что имеет отношение к зарождению, формированию и профессионализации джаза в Ростове-на-Дону. Материал основывается на воспоминаниях музыкантов, крайне скупых публикациях в прессе и некоторых собственных размышлениях автора.
Пожалуй, это единственная книга о джазе, написанная женщиной - по крайней мере, подобную мысль высказал знаток джаза, обладатель премии Уиллиса Коновера Владимир Фейертаг. 
В книге три равновеликих части, две из которых сопровождены фотовоспоминаниями. Первая часть - "Джаз в Ростове-на-Дону: от джаз-банда до биг-бэнда" - дает общую картину созревания джазовой мысли в городе до открытия эстрадно-джазового отделения в Ростовском училище искусств. Вторая часть - "Джазовое образование в Ростове-на-Дону: вчера и сегодня" - не только демонстрирует особенности инфраструктуры обучения джазу в городе (от детской школы до поствузовского образования), но и ее реальную жизнедеятельность. Третья часть - приложение - включает список имен, биографическую справку, обширные информационные сведения, а также перечень фестивалей и конкурсы, в которых принимали участие ростовские джазмены.
Сегодня вся "джазовая вертикаль" Ростова-на-Дону представляет собой высокопрофессиональную "армию джазменов", которая, по образному замечанию народного артиста России Юрия Саульского, "не крупный помол, а звучащий организм". Наверное, поэтому их можно встретить в Израиле (И.Рахлин, Г.Пейсахов) и Канаде (И.Уколов), Америке (Г.Хабнер, О.Красильщиков) и Англии (О.Мазур, Е.Селютин), Италии (А.Кутов, А.Тучков) и Бельгии (И.Великанов); встретить на конкурсах в Германии и Польше, Испании и Австрии... В настоящее время в городе имеется 11 биг-бэндов (среди которых три детских), множество джаз-комбо и не поддающиеся учету подвижные комбинации от дуэта до нонета.
"Но все, что мы имеем в ростовском джазе сегодня, - замечает автор книги, - было заложено в конце 20-х, формировалось в 30-е, утверждалось в 40-е, активизировалось в 50-е, шлифовалось в 60-е, ставилось на профессиональные рельсы в 70-е, заявлялось на международной арене в 80-е, рассеивалось по миру в 90-е". И в ответ дает аргументированное подтверждение в 260 страниц.
Книгу пока можно приобрести только в Ростове-на-Дону в Консерватории им. С.Рахманинова и в центре Кима Назаретова.
А в это время
за бугром...
Теодор Аммон (слева) и Уинтон Марсалис, лето 200122 октября в собственном доме в Ист-Хэмптоне, восточном пригороде Нью-Йорка на о. Лонг-Айленд, был найден убитым известный финансист Теодор Аммон, председатель правления джазового отделения нью-йоркского Линкольн-центра. Сообщается, что он не появился на деловой встрече и не отвечал на звонки, после чего обеспокоенные партнеры отправились за ним на вертолете; тело Аммона было обнаружено в спальне его дома. По словам детектива местной полиции лейтенанта Джона Гираша, председателю "Джаза в Линкольн-центре" был нанесен удар тупым предметом в голову, вследствие чего он умер (полиция считает, что смерть наступила в промежутке между поздним вечером 20 и ранним утром 22 октября). При этом полиция ничего не знает о мотивах преступления, у нее нет подозреваемых, а в доме не обнаружено следов взлома или грабежа.
Аммон был избран председателем правления Jazz @ Lincoln Center в марте текущего года после того, как пять лет проработал в совете директоров этой организации, художественным руководителем которой является трубач и композитор Уинтон Марсалис.

Мэриан Макпартленд8 октября на общенациональных каналах телевидения США началась рекламная кампания телекоммуникационной фирмы Verizon, в которой активно занята одна из самых своеобразных личностей в истории джаза - 83-летняя пианистка и радиоведущая Мэриан Макпарленд, а также композитор и пианист Эрик Рид, который младше ее на 52 года. Вдвоем они составляют в рекламном ролике Verizon (созданном компанией Festival Productions, которую возглавляет легендарный джазовый промоутер Джордж Вейн) контрастную пару, олицетворяющую опыт/юность, мужское/женское и т.п. 
Мэриан Макпартленд на протяжении 23 лет ведет популярную программу "Piano Jazz" на Национальном общественном радио США (система объединяет свыше 250 станций по всей территории страны).

Рецензии
Сегодня мы рецензируем только одну работу, и она опять принадлежит к числу относительно новых релизов лейбла Blue Note...>>>>
Новые альбомы
В продаже 
с 23 октября
  • Art Ensemble of Chicago: Live in Milano, Golden Years of New 16 
  • Bailey, Victor: That's Right, ESC 4904 
  • Bang, Billy: Vietnam: The Aftermath, Justin Time 165 
  • Bass Extremes: Just Add Water, Tone Center 4019 
  • Boney James: Ride, Warner Brothers 48004 
  • Brubeck, Dave: Crossing, Telarc 83520 
  • Bunnett, Jane: Alma de Santiago, Blue Note 34273 
  • Byron, Don: You Are #6, Blue Note 32231 
  • Charlap, Bill: Contrasts, Double-Time 185 
  • Coltrane, John: European Tours: Live Trane, Pablo 4433 
  • DAmbrosio, Meredith: Love Is for the Birds, Sunnyside 1101 
  • Davis, Miles: Complete In a Silent Way Sessions - переиздание, Sony 65362 
  • Escovedo, Pete: Whatcha Gonna Do - переиздание, Concord Jazz 5007 
  • Fuentes, Joe: Good Cup of Joe, V2 90510 
  • Ganelin, Vyacheslav: Cona Anima/Concerto Grosso, Golden Years of New Jazz in Russia 15 
  • Gillespie, Dizzy: Live at Royal Festival Hall - переиздание, Red Ink 55890 
  • Glasser, Dave: Dreams Askew, Dreams Anew, Artemis 751095 
  • Hampton, Lionel: Jazzessentials, Matrix 3055 
  • Herder, Paul: Intimate Distance, Orchard 801508 
  • Honsinger, Tristan: Double Indemnity/Imitation of Life: 1980-1981, Atavistic 224 
  • Jamal, Ahmad: Olympia 2000, Dreyfus 36629 
  • Kobayashi, Ron: No Preservatives, Orchard 801504 
  • Longo, Mike: Still Singin', Cap 959 
  • Loussier, Jacques: Baroque Favorites, Telarc 83516 
  • Lynne, Gloria: I Wish You Love - переиздание, Collectables 119 
  • Maria, Tania: Viva Maria - переиздание, Concord Jazz 5008 
  • Matthews, Marcus: All I Want, Artemis 872474 
  • McPhee, Joe: Underground Railroad/Live at Holy Cross Monaster - переиздание, Atavistic 226 
  • Parker, Evan: Natives & Aliens, Leo 243 
  • Passport: Doldinger Jubilee [1975] - переиздание, Wounded Bird 8162 
  • Passport: Looking Thru - переиздание, Wounded Bird 7042 
  • Passport: Garden of Eden - переиздание, Wounded Bird 9233 
  • Pensyl, Kim: At the Moment, Lightyear 54473 
  • Previte, Bobby: 23 Constellations of Joan Miro, Tzadik 7072 
  • Purpura, Craig: Iguana Iguana, Cap 951 
  • Ray, Matt: We Got It, Cap 957 
  • Shaw, Artie: Self Portrait - переиздание, Rca 63808 
  • Shearing, George: Out of This World - переиздание, Koch International 51001 
  • Shearing, George: Heart and Soul of George Shearing, Koch International 51002 
  • Smith, Doug: Power of Two: Groovemasters, Vol. 7, Solid Air 2027 
  • Taborn, Craig: Light Made Lighter, Thirsty Ear 57111 
    Topaz: Zone, Velour Recordings 62 
  • Tweak: Hybrid Organics, Straight Ahead 22 
  • Various Artists: Verve Presents: The Very Best of Christmas Jazz, Universal 549067 
  • Various Artists: Golden Years of the Soviet New Jazz, Vol. 1, Golden Years of New 401404 
  • Various Artists: Jazz Essentials - переиздание, Matrix 3061 
  • Various Artists: KWJZ 98.9: Smooth Jazz, Vol. 5, Kwjz 9891 
  • Various Artists: Panatone: Warm, Cosmic Flux 10 
  • Various Artists: WJJZ 106.1: Smooth Jazz Sampler, Vol. 8, WJJZ 3004 
  • Vinnegar, Leroy: Jazz's Great Walker - переиздание, Collectables 7158 
  • Walter, Robert: There Goes the Neighborhood, Premonition 90755 
  • Whalum, Kirk: Christmas Message, Warner Brothers 48158 
  • Wilson, Cassandra: Dance to the Drums Again - переиздание, DIW 863 
Радио
Дмитрий Ухов напоминает о новостной рубрике в программе "Радио России" "Без политики" (по субботам 18.10-19.00) и просит присылать ему соответствующую информацию. Если она будет получена на предшествующей неделе, то прозвучит бесплатно со ссылкой на отправителя.

В ближайших выпусках программ Михаила Митропольского:

  • "Бесконечное приближение", "Радио России", суббота, 23.10: 
    27 октября - вторая программа, посвященная воплощениям жанра прелюдии в старинной и современной музыке - J.Loussier, B.Evans, C.Haden, J.Patitucci, H.Hancock, M.Alperin, E.Deodato
  • Программа "Соло для джаза", Говорит Москва, пятница, 23.00: 
    26 октября - всячина: юбилеи Jimmy Heath, Mahalia Jackson и др.

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

© "Полный джаз", 1998-2001
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на перевод материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако просит во всех случаях сохранять авторство и ссылаться на источник. Мы были бы также очень признательны за сообщение о перепечатке.

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Михаил Митропольский ,
Валерий Рыбаков
,
Константин Волков
,
Ольга Коржова,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
AMG
Associated Press

Фото:
Павел Корбут,
Фрэнк Стюарт (J@LC),
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков