ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 33
Музыкальный бутик в Консерватории
(Жак Лусье, 20.10.01)
Трио Жака Лусье в МосквеКитч, по определению Энциклопедического словаря - дешевка, безвкусная массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект. Резко, однозначно, но... во второй половине ХХ века китч стал одним из направлений искусства, приобрел своих поклонников и вождей. А "изысканность" сделала его желанным в обществе, где принято появляться в вечерней одежде. Именно так следовало одеться на концерт трио знаменитого французского пианиста Жака Лусье из серии "Изысканный китч" 20 октября в Большой зал Консерватории.
Название цикла "Изысканный китч" оказалось в высшей степени точным, а первый персонаж этого цикла именно так воспринимается в течение последних 42 лет. Впрочем, тогда, в 1959 году, первая пластинка "Play Bach" была воспринята с восторгом. Молодой, с хорошей академической подготовкой музыкант пошел на модный эксперимент - самые популярные темы И.С.Баха звучали с вариациями, имеющими явно джазовое происхождение. Начало 60-х годов - удачное время для таких экзерсисов. "Modern Jazz Quartet" Джона Льюиса, перенявший принципы барочной композиции - в зените славы; в середине 60-х образовался знаменитый вокальный октет "Swingle Singers". 
Жак Лусье Молодой пианист, окончивший Парижскую консерваторию по классу профессора Ива Ната и находившийся под сильным влиянием Форе, Сен-Санса и Дебюсси, догадался, что можно привлечь внимание публики салонно-джазовыми обработками И.С.Баха, и не прогадал. В трио вошли великолепные музыканты - известный джазовый контрабасист Пьер Мишло и ударник Кристиан Гарро. Один за другим начали выходить альбомы под общим названием "Play Bach", которые производили впечатление наличием музыкального поиска. Импровизации на повторяющийся круг композиций менялись, музыканты отличались джазовым свингом. К середине 60-х ансамбль Лусье завоевал мировую известность, и последующие 10 лет трио активно привлекало внимание всего мира. Достаточно заметить, что за 15 лет было продано более 6 миллионов альбомов ансамбля. В этом смысле смешно прозвучало утверждение анонимного корреспондента в преддверии российских гастролей о том, что имя Жака Лусье большинству меломанов ничего не говорит. Говорит, и очень многое.
Жак Лусье хорошо известен с 60-х годов многим, в том числе и любителям джаза. Тогда, да и позже, смущало одно - практически все джазовые энциклопедии игнорировали это имя. Заговор или неджазовая суть?
Насчет сути энциклопедии угадали. Но это произошло позже. А Жак Лусье, как говорят, устав от успеха, уединился на юге Франции в окружении синтезаторов и компьютеров. Новая музыка отодвинула изящные переаранжировки Баха на задний план. Однако 300-летие великого немца в 1985 году вновь вызвало к жизни угасший проект. Теперь мелодии из прелюдий и фуг, гавотов и клавирных концертов обрамились не только джазовыми, но и роковыми оболочками. Сам месье Жак, отвечая на пресс-конференции на мой вопрос, сказал, что он всегда стремился представить музыку И.С.Баха в новых красках, так сказать, дать ей новую жизнь.
Но в применении к другим композиторам подходы пришлось изменить. Действительно, в 90-е годы у пианиста и композитора дошли руки до переаранжировок Вивальди и Сати, Равеля и Дебюсси. И если в Баховской музыке принципы композиции, основанной на импровизации, приводили к нормальному джазовому развитию в стиле би-боп, то с импрессионистами Лусье пришлось поступить уже совершенно в композиторском духе. Новые работы хорошо известны в России, среди них есть весьма удачные, и на концерте в Консерватории нам довелось услышать их точное воспроизведение. Джазом, т.е. музыкой импровизационной, там и не пахло. Это были знакомые миниатюры или более крупные полотна, сыгранные нота в ноту без особого задора и с характерным отсутствием баланса - обычное явление для БЗК при использовании микрофонов и усиления.
Жак ЛусьеПрограмма - сборник работ последних лет: в первом отделении И.С. Бах, включая шлягерную Токкату и фугу ре минор, во втором А. Вивальди, К. Дебюсси, Э.Сати, М.Равель. Первое, баховское отделение оказалось не слишком неживым, а самым неджазовым было длинное соло контрабасиста с красивым именем Бенуа Дюнойе де Сегонзак. Ничего не зная о музыканте, можно было сразу сказать, что он типичный академический басист, иногда поигрывающий в рок-группах на бас-гитаре. Зато соло барабанщика Андре Арпино показало как раз его джазовую принадлежность, т.е. было осмысленным. Это сразу же оживило "Лето" из "Времен года Вивальди" и вызвало бурную реакцию зала. Впрочем, на реакцию зала маэстро жаловаться не пришлось. За исключением первых минут, когда опоздавшие спокойно рассаживались по местам, не обращая внимания на готовность музыкантов играть и на недоуменные жесты Лусье, 67-летний пианист мог быть доволен. В отличие от вашего корреспондента, знающего музыку трио лет 35, зал был в восторге, особенно постоянные посетители консерватории и немалое количество лиц, узнаваемых по причине частого появления на телеэкране. Теперь уже никто не возмущается тем, что можно смело внедряться в сочинения корифеев прошлого. И действительно, они и сами этим нередко баловались, тот же Бах, да и Гуно, Лист, Бетховен, Щедрин, наконец. Это нормально. От этого сама музыка прошлого не страдает. Другое дело, как это происходит, с достаточным ли вкусом. Эту проблему каждый решает сам, что музыкант, что слушатель.
Жак Лусье на пресс-конференцииА ведь не случайно Ирина Никитина, президент фонда "Музыкальный Олимп", назвала этот цикл "Изысканный китч". Великолепное название. Даже сам Лусье на это не обиделся. "Это название удивляет, а мне нравится то, что удивляет" - сказал пианист с улыбкой. Ох, и хитрая эта Никитина. В сущности, не заметившей подвоха публике были представлены изящно, мастерски сделанные слоники на буфете, время которых прошло в начале 70-х. Но ведь она предупреждала и не виновата, что мало кто это заметил. "В нашем обществе сейчас возникает потребность жить в едином культурном пространстве со всем цивилизованным миром" - говорится в пресс-релизе нового проекта. Так что будет у нас и дальше возможность приобщаться к изысканному... Вот и славно.

Михаил МитропольскийМихаил Митропольский

Сокращенная версия материала выходит 24.10.01 в "Независимой газете"

На первую страницу номера