ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 34
Москва. Октябрь. Из потока событий.
1. В консерватории звучит классика. Джазовая. Советская.

Борис Матвеев28 октября в Большом Зале Консерватории состоялся концерт существующего уже не первый год абонемента Алексея Баташева "Джаз для всех". Абонемент под счастливым номером 13 состоит из серии концертов. Некоторые посвящены отдельным музыкантам (Элле Фицджералд, Оскару Питерсону и др.), другие - отдельной теме. Таким был и концерт 28 октября - "Страницы советского джаза": он был приурочен ко дню рождения джаза в России. Рождение это произошло 1 октября 1922 г. благодаря танцовщику, поэту и переводчику Валентину Парнаху, создавшему первый в РСФСР джаз-оркестр.
В концерте 28 октября участвовали три ансамбля. Первое отделение было целиком отдано оркестру "Горячая девятка" под управлением Всеволода Данилочкина. Этот ансамбль, состоящий из девяти человек, ориентирован на аутентичное звучание свинга начала 30-х гг., причем именно того, который звучал в СССР в исполнении оркестров Леонида Утесова и Эдди Рознера. Среди прочего "Горячая девятка" исполняла одесские еврейские песни, которые когда-то пел Утесов. Алексей Баташев, давая пояснения по ходу действия, сказал насчет подобных песен, что они занимали в жизни евреев Одессы то же место, что блюзы - в жизни американских негров. Оттуда-то и ведет свою родословную советский свинг. В составе "Горячей девятки" - такие признанные мастера, как Владимир Галактионов, Лев Кушнир и др.
Второе отделение открыл коллектив "Moscow Ragtime Band". В нем играют молодые академические музыканты. Первая пьеса, сыгранная ими, была записана в 1917 г. на первой в истории джазовой пластинке "Original Dixieland Jazz Band". "MRB" звучал еще более "традиционно", это был уже не свинг 30-х, а музыка раннего новоорлеанского стиля.
Завершил концерт тринадцатого абонемента Борис Матвеев со своим секстетом "Mercedes Band". Борис Матвеев - настоящая легенда российского джаза, человек, который играет на барабанах с конца 40-х, сохраняя тот особый "исторический" стиль игры на ударных инструментах, который сейчас уже кажется экзотикой. В его "послужном списке" - участие в оркестрах Эдди Рознера и Леонида Утесова, и даже в Параде Победы на Красной площади (он прошел тогда в колонне юных барабанщиков-суворовцев). 28 октября он впервые выступал на сцене Большого Зала Консерватории.
Большой Зал, святыня русской музыки, давно уже принял в свои стены джаз. А теперь еще и не вообще джаз, а именно ту его разновидность, которая лет этак восемьдесят с хвостиком назад была просто популярной танцевальной музыкой, исключительно развлекательного характера. То есть то, что теперь стало классикой.

Анна Левковцева 

2. Юрий Маркин больше не пишет о джазе

Юрий МаркинВ "Джаз-арт клубе" (который по средам, он же - в остальные дни - кафе "Мажор") 24 октября прошел первый после довольно длительного перерыва концерт пианиста и композитора Юрия Маркина, выступавшего вместе с контрабасистом Варданом Цатуряном и ударником Ильдаром Абдрашитовым.
Для начала пару слов о самом клубе. "Джаз-арт клуб" в первые годы своего существования располагался в одном из залов бывшего кинотеатра "Темп" на Беговой, а пару лет назад переехал на одну станцию ближе к центру - на "Улицу 1905 г.". В своей нынешней инкарнации он состоит из двух помещений, где царит вполне домашняя обстановка. По залу среди асимметрично расставленной деревянной мебели перемещаются люди, по разговорам которых сразу понятно, что они здесь знают всех и вся далеко не первый год. Над импровизированной сценой висит экран, по которому до начала концерта и в перерывах обычно показывают видеозаписи джазовых звезд. Слева от сцены - стулья для друзей музыкантов, за полцены просочившихся студентов и прочих халявщиков. У входа висит самодельный календарь с джаз-событиями за октябрь. Музыканты переговариваются друг с другом, настраивают инструменты - ждут Маркина.
И тут появляется Он.
Мужчина в черном пальто прихрамывающей походкой вошел в зал. Седые волосы, усы, слегка морщинистое лицо. А еще он большой. Не ростом и не в ширину, а как-то весь производит впечатление большого, доброго, мудрого кота.
Юрий Маркин для нынешнего поколения - человек-легенда. Он - композитор, пианист, педагог, аранжировщик и литератор. Автор ряда джазовых опер, исполняющихся на русском языке - редчайший жанр! Самая известная его опера - "Мастер и Маргарита"; на сцене "Джаз-арт клуба" (в прежнем его месторасположении) ставились также "Епифанские шлюзы" и "Крест света". Он - писатель. Его "Рассказы о джазе и не только" очень легко и интересно читаются. Книга похожа на парус, надутый ветром внутренней свободы автора. Он - преподаватель. Колледж импровизационной музыки Юрия Козырева может гордиться, что в списках "послуживших на благо общества" в его рядах есть и фамилия Маркина. Несколько лет назад Юрий Маркин пережил тяжелую болезнь и сейчас играет одной рукой - что крайняя редкость; но его игра по-прежнему интересна, что он и доказал в прошлую среду. В перерыве мне удалось пообщаться с этим во всех отношениях удивительным человеком.

Юрий Иванович, кем Вы себя больше считаете - композитором или музыкантом?

- Ну, это когда как. Исполнять необходимо, это как спортсмену - тренировки: не повторяешь - значит, разучишься.

Пишете сейчас что-нибудь?

-Я сейчас занимаюсь романом.

А о джазе еще будете писать?

-Видите ли, если писать о джазе, то будет очень узкий круг читателей. Молодежи джаз неинтересен, как, впрочем, и классика. Сам я занимаюсь литературой где-то лет с двенадцати. Я думаю, что следующее мое произведение вряд ли будет о музыке.

Александра Слесарева 

На первую страницу номера