ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 36
Праздник единения по-ростовски
Репортаж и анонс
7 ноября, когда вся страждущая единения и примирения часть российского населения застольно отмечала "красный день календаря", ростовская джазовая братия в лице "New Centropezn Quartet" продемонстрировала во вновь открытом Ростовском джазовом образовательно-коцертном центре им. Кима Назаретова свое видение праздника. Тройной (три отделения) концерт был настолько мощным, что музыкантам пришлось играть "отступного", дабы неуемные слушатели "отпустили по-хорошему". Даже для меня, знающей ребят довольно плотно вот уже лет семь, вечер стал полнейшей неожиданностью.
Первое отделение открыл не квартет "New Centropezn", как это было всегда, а секстет: на сцену вышла расширенная ритм-группа ударных (Григорий Дерацуев, Зураб Беркаев и бывший ученик, а ныне - педагог школы и студент ростовской консерватории Роберт Галстян). Второе отделение было отдано под salsa. Возле сцены собралась небольшая группа молодежи и продемонстрировала, "как это должно быть". Присутствующие в зале латиноамериканцы (трудно определить, откуда именно, но явно "оттуда") тут же вспомнили, как танцуется родной танец, но до "наших" им было явно далеко. 
Третье отделение - другой сюрприз: Андрей Мачнев с двумя саксофонами - тенором и альтом - "выдал" поп-хат начал 60-х - знаменитую "Текилу". Программа в целом была выстроена "по нарастающей": в точке "золотого сечения" прозвучала новая композиция "Полет к Джордану" с виртуозным соло бас-гитариста Виталия Перова. Но кульминацией стал все же поединок ударников в пьесе "Jazz Mamba". 
Казалось бы, все, нечем более поражать. Концерт закончен на прекрасной, высокой по эмоциональному напряжению ноте! Но зал дружно скандировал: "Рио, Рио..." (это композиция Виталия Перова, написанная для баса с ударными). Музыкантам пришлось вернуться. Но, прежде чем начать, они поменялись ролями: Виталий сел за барабаны, а Григорий взял в руки бас. Когда все вернулось "на круги своя", мы смогли услышать потрясающее по своей мелодической и одновременно ритмической насыщенности соло Виталия Перова. Вообще этот музыкант не перестает удивлять свободой волеизъявления на сцене: на соло барабанов он вступил в диалог на... конго. 
На следующий вечер, 8 ноября, в зале Центра был представлен молодой коллектив под руководством саксофониста, преподавателя Ростовской консерватории Олега Великанова. Себе в компанию он взял студентов все той же консерватории Евгения Рычкалова (2 курс, труба), Михаила Валеева (1 курс, клавишные), Антона Чумаченко (1 курс, контрабас) и Александра Зингера (4 курс, барабаны).
В программе органично сочетались собственные пьесы руководителя ("Сизифов блюз", "Украденный час", "Босса-эйфория", "Песня Адама"...), Михаила Валеева ("Привет Монку") и джаз-стандарты.
Олег Великанов родился в семье известного ростовского певца Виталия Николаевича Великанова, работавшего в оркестре парка им. Горького (сначала у П.Ефремова, затем у Л.Гасретова) и Мюзик-холле Аэропорта. К джазу Олег приобщился благодаря старшему брату, барабанщику Игорю, ныне живущему в Бельгии. Начинал играть в детском джаз-оркестре Сергея Белянского, затем продолжил в джаз-оркестрах п/у Михаила Радинского, Кима Назаретова, Виктора Бударина. В 1990 году Олег становится лауреатом I Всероссийского конкурса молодых джазовых исполнителей (II место). Сегодня Великанов преподает в консерватории. Его основная установка: профессиональный музыкант должен уметь играть абсолютно любую музыку и легко переключаться с классики на диксиленд или джаз-рок (что, кстати, он и делает сам). 
Не знаю, как других, но меня более всего поразил совсем еще молодой Миша Валеев. Необыкновенно чуткий пианист, он буквально со всеми все время вел диалог. Скромные (если не сказать - скупые) фразы были уместны и органичны, а импровизация в "Боссе" Великанова вдруг аккуратно закончилась фразой Земфиры: "Анечка сняла маечку". 
И еще одну пьесу стоит отметить - знаменитую "Misty" (Erroll Garner): проникновенный и тонкий по нюансировке дуэт трубы и клавишных наполнил зал одухотворенно тишиной. Такая тихая кульминация концерта была почти академической. А кода - все же виртуозно-зажигательная, латиноамериканская. 

А теперь - анонс.
20 ноября в ростовском Музыкальном театре состоится большой джазовый концерт выпускников и студентов Ростовской государственной консерватории им. С.Рахманинова. Это один из концертов, посвященных 65-летию со дня рождения основателя ростовского муниципального джаз-оркестра профессора Кима Назаретова.
В концерте примут участие три коллектива. Первый из них - ансамбль в составе: Олег Красильщиков (гитара), Виктор Борилов (гитара), Кристина Текучева (фортепиано), Иван Пашков (бас) и Дмитрий Серов (барабаны).
Кратко обо всех. Гитарист Олег Красильщиков (нынче он Al Krassel) с успехом работает в США и даже играл с Джорджем Бенсоном. Кристина Текучева преподает в Ростовской консерватории. Иван Пашков учится там же на 2 курсе, а Дмитрий Серов приедет из Москвы, где он сегодня проживает. 
Чуть подробнее о Викторе Борилове - гитаристе, пианисте, вокалисте, композиторе, аранжировщике, доценте кафедры джазовой музыки РГК им. С.Рахманинова. 
Виктор БориловСвою музыкальную карьеру Виктор начал в 1968 г. в качестве ритм-гитариста и бэк-вокалиста ВИА "Конкордия" под руководством А.Нечаева. Ансамбль занимал призовые места на республиканских конкурсах. С 1975 года Борилов работал в одном из лучших ансамблей того времени - "Поющие сердца" (Москонцерт) - в качестве музыкального руководителя, пианиста, гитариста, вокалиста, композитора и аранжировщика. В конце 70-х - служба в армии (внутренние войска МВД СССР) и параллельно - руководство дивизионным ансамблем ВВ МВД (ансамбль дважды становился лучшим среди дивизионных ансамблей песни и пляски ВВ МВД).
С 1982 года Борилов ведет преподавательскую работу в Ростовском государственном музыкально-педагогическом институте. Среди его студентов - более 30 лауреатов всероссийских и международных конкурсов джазовых исполнителей (Андрей Бердников, Олег Красильщиков, Араик Родица...). С 1979 по 1995 год Виктор Борилов принимал как гитарист участие практически во всех Всесоюзных джазовых конкурсах и фестивалях, а в качестве солиста-гитариста, вокалиста и аранжировщика биг-бэнда Кима Назаретова и руководителя собственного квинтета (Borilov Quintet) участвовал в семи зарубежных фестивалях (в Польше, Германии, Финляндии, Англии, Шотландии...). 
В 1992 году Виктор выпустил сольный диск своего квартета под названием "Treasure Island Suite". Состав: Виктор Борилов (гитара), Андрей Хижняков (клавишные), Виктор Левченко (бас), Дмитрий Серов (ударные). С 1993 года попал под влияние компьютерной магии и с этого времени работает в MusicLab - российской компании, занимающейся разработкой музыкального программного обеспечения (главным образом, судя по сайту www.musiclab.com - плагинов для популярных MIDI-систем Cubase и Cakewalk - ред.). В настоящее время записывает в своей собственной студии новый альбом и помогает молодым вокалистам и инструменталистам воплощать в звук свои музыкальные идеи. Параллельно участвует в проекте Boril & Putil Productions.
Следующий коллектив - чуть иной. В его составе: Олег Красильщиков (гитара), Петр Назаретова (клавишные), Андрей Мачнев (саксофоны), Адам Терацуян (контрабас), Григорий Дерацуев (барабаны) и Николай Гончаров (перкуссия). Почти обо всех этих музыкантах я уже рассказывала (см. "New Centropezn" квартет, Международный фестиваль в Анапе). Не охваченным остался лишь Николай Гончаров. 
Николай Гончаров (1942, г. Пржевальск) - один из зачинателей джаза в Ростове-на-Дону. Он родился в Киргизии, жил в Восточной Пруссии, учился и не закончил ДМШ г. Таганрога по классу трубы. Начальное джазовое образование получил, слушая на "Голосе Америки" программы легендарного джазового радиожурналиста Уиллиса Коновера, благодаря чему наизусть знал почти все композиции Каунта Бейси и Дюка Эллингтона. 
В Ростов Николай Гончаров переехал в 1954 году, диплом об окончании Ростовского Училища искусств получил в 1996. Впервые заявил о себе как о барабанщике на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады (I место, 1960), где выступал вместе с пианистом Вадимом Гамалией и московским басистом Игорем Берукштисом. Первые гастроли - в составе Ростовской областной филармонии (до 1963 года).
С "никаким" музыкальным образованием Николай Гончаров переиграл практически во всех джаз-оркестрах советской России: Олега Лундстрема (1964), Анатолия Кролла (1965), Константина Орбеляна (1966), Эдди Рознера. Вновь вернулся к Лунстрему уже в 1979 году. Играл в джаз-комбо "Чанги" (в составе: Александр Пищиков, Борис Рычков, Роман Кунсман, Виктор Долгов, Вагиф Мустафазаде). Впервые за границу выехал с оркестром Орбеляна (Чехословакия, 1966), где познакомился с пианистом Яном Хаммером и басистом Мирославом Витоушем, с которыми играл в пражском джаз-клубе. Гончарову приходилось работать и альт-саксофонистом Збигневом Намысловским, и с другими западными музыкантами.
Самая неожиданная встреча произошла в 1969 году. Приехал биг-бэнд университета штата Иллинойс, и Николаю Гончарову повезло сойтись с ними в джем-сэшн. Он даже получил официально приглашение в Иллинойский Университет, которое КГБ не пропустило. Была еще одна неожиданная встреча - легендарный бэндлидер Тэд Джонс. С ним Николай играл джем в Ленинграде. 
В оркестре Кима Назаретова Гончаров не работал, но иногда выручал. С 1969 года играл с Карпом Деланьяном, Татьяной Тубмуловой, Эдуардом Бахманом в ресторане "Южный". Окончательно вернулся в Ростов в 1989 году. Сотрудничал с различными джазовыми музыкантами: трубачом из Донецка Валерием Колесниковым, контрабасистом из Днепропетровска Сергеем Макаровым, киевским гитаристом Владимиром Молотковым, донецким пианистом Лозовским. В 2000-м году участвовал в проекте братьев Ивановых (гастроли Краснодар - Ростов-на-Дону). 
И последний коллектив - биг-бэнд Ростовской консерватории п/у Петра Назаретова и Аркадия Олейникова.
В концерте прозвучат композиции Олега Красильщикова, Виктора Борилова, Петра Назаретова и немного джаз-стандартов. 

Ольга КоржоваОльга Коржова,
Ростов-на-Дону

На первую страницу номера