ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница
Выпуск # 37 (139) - 21 ноября 2001 г.
Оглавление выпуска:
Слово 
к читателям
Кирилл МошковА ведь растет библиография-то. Имеется в виду - библиография книг о джазе на русском языке. Еще несколько лет назад своего рода журналистским штампом была фраза "библиография книг о российском джазе за тридцать лет выросла на три названия" - и это было так: была первая в своем роде монография А.Н.Баташева об истории советского джаза, был огромный черный кирпич "Советский джаз" под редакцией А.Медведева, и были многострадальные "Джазовые силуэты" А.Е.Петрова, издание которых переносилось трижды и осуществилось только в 96-м. А теперь уже не так: медленно, но количество книг увеличивается. Вот и первая печатная российская джазовая энциклопедия приспела - "Джаз. XX век" Владимира Фейертага, где из 1000 словарных статей по крайней мере несколько десятков посвящены отечественным музыкантам. Солидный, черный кожаный том с золотым тиснением. Планируются и другие издания (ваш покорный слуга тоже что-то там втихомолку строгает). В общем, лепота. Сравним количественный состав российского и американского джазовых сообществ (тысяча человек - и несколько десятков тысяч)... и сравним скорость увеличения джазовых библиографий: в США книг о джазе выходит несколько десятков в год. Да, все так и есть: одна, две в год - против нескольких десятков... Количественно все точно...
Джаз. Притворись его знатокомКстати, едва ли не самой полезной джазовой книжкой на русском языке остается, при всей своей анекдотичности, "Джаз. Притворись его знатоком" в "Блеф-серии". Вот и В.Б.Фейертаг подтвердил: оказывается, он задает ее читать своим петербургским студентам и обещает при успешном прочтении поставить зачет. Браво. Знание - силой!
Как это было
в Москве
20 ноября в Концертном зале им. Чайковского прошел концерт биг-бэнда Игоря Бутмана "40 лет. И без ностальгии", посвященный, как явствует из названия, 40-летию своего лидера, саксофониста Игоря Бутмана. Оркестр представил новую программу, почти исключительно состоящую из авторского материала Игоря Бутмана - как уже знакомого, так и относительного нового. 
Визуальный впечатления с концерта -в фоторепортаже редактора "Полного джаза"...>>>>
Москва - это вам
еще не все
Середина ноября ознаменовалась очередным наездом на историческую родину (в широком смысле: вырос-то он в Молдавии, а вот знаменит стал в России) норвежского пианиста Михаила Альперина. Одна из ключевых фигур для понимания грани европейской импровизационной музыки и джаза как такового, вечный водораздел мнений для джазовых пуристов и "открытых слушателей", профессор Королевской музыкальной академии Осло посетил Петербург и Казань, миновав столицу...>>>>

Как обычно, напряженная джазовая жизнь кипит в Нижнем Новгороде. 15 ноября в нижегородском джазовом клубе "Джем-Престиж" играл один из лучших российских мэйнстримовых пианистов - самарский музыкант Григорий Файн...>>>>

Что намечается:
московские анонсы
Джо Локк6-9 декабря в московском "Ле Клубе" вновь выступит выдающийся американский вибрафонист Джо Локк, один из лучших в мире исполнителей на этом сложном, редком и капризном инструменте. Джо сам сбился со счета, в какой именно раз приезжает в Россию: впервые саксофонист Игорь Бутман пригласил его в турне по своей исторической родине еще в первой половине 90-х. Вместе с квартетом Игоря Бутмана Джо Локк в ноябре 2000 года совершил свой лучший, по его словам, тур по России, Белоруссии и Украине (см. репортаж с фестиваля в Минске, "Полный джаз" #39-2000). В Москве он вновь будет играть с тем же составом: Игорь Бутман (тенор- и сопрано-саксофоны), Антон Баронин (фортепиано), Виталий Соломонов (контрабас) и Эдуард Зизак (барабаны). Эти концерты в Москве представляет коньяк Hennessy.
Джо ЛоккДжо Локк родился 18 марта 1959 г. в Пало-Альто (пригород Сан-Франциско), но вырос в Рочестере, штат Нью-Йорк. В восьмилетнем возрасте он начал играть на фортепиано и барабанах: знание фортепианной клавиатуры и ударной техники дало ему идеальную базу для переключения на вибрафон, что и было сделано, когда ему было 13 лет. Отец Джо преподавал классическую музыку, а сын первоначально увлекся роком, но чем дальше, тем больше стал интересоваться джазовым мэйнстримом. Он стал брать уроки у пианиста Фила Марковитца и басиста Стива Дэвиса, после чего в 1981 г. переехал в Нью-Йорк. Он сам говорит, что 80-е были для него самым голодным временем: первая половина того десятилетия вообще не была особенно благоприятной для джазменов, тем более - молодых и неизвестных. Однако как раз в течение этого десятилетия Джо набрал необходимый творческий "вес", выступая и записываясь с такими музыкантами, как Кенни Баррон, Фредди Коул, Марвин "Смиттти" Смит, Джерри Гонзалес и др. 90-е застали его уже во "втором эшелоне", из которого он на протяжении десятилетия медленно, но верно выдвигался в первый, играя с Эдди Хендерсоном, Дайан Ривз, Гровером Вашингтоном-мл., Барбарой Деннерляйн и Хайремом Баллоком. Его гастроли по России настолько многочисленны, что попали во все упоминающие о Джо энциклопедии. В 1995 г. он сделал важный шаг, перейдя с датского лейбла SteepleChase, продукция которого тогда не так часто попадала в поле зрения американских масс-медиа, на американскую фирму, объединяющую лейблы Fantasy и Milestone (альбомы Локка стали выходить на втором из этих двух). Особенно удачными оказались альбомы 1998 ("Slander (And Other Love Songs)") и 2000 ("Beauty Burning", вышедший на Sirocco Jazz). Альбом 2001 г. ("Storytelling") представлял много аранжированного Локком в джазовой манере вокального материала в исполнении певца Марка Ледфорда и оказался не слишком понят джазовыми критиками и совсем не принят любителями поп-музыки. Зато очень удачен был совместный с пианистом Дэвидом Хэзелтайном альбом 1999 г. "Mutual Admiration Society". Он продолжает записываться и как сайдмен - с гитаристом Полом Болленбэком, трубачом Рэнди Бреккером и даже с рок-группой Beastie Boys.
Джо ЛоккДжо не чуждается внеджазового музыкального материала, вслед за Херби Хэнкоком активно продолжая поиск "новых стандартов" извне шаблонного джазового набора тем: на своих альбомах он играет множество мелодий в диапазоне от киномузыки ("Mission Impossible" Лало Шифрина, "The English Patient") до поп- и рок-хитов (неожиданная "Blue" Джони Митчелл, которую Джо играет как джазовую балладу, песни Стиви Уондера, Берта Бакарака, Би Би Кинга и т.п.). При этом собственные пьесы Джо, с увлекательными мелодическими линиями и богатой гармонией, зачастую оказываются даже интереснее.
Кроме исполнительства, Джо Локк много преподает - сразу в двух ведущих джазовых учебных заведениях Нью-Йорка, Manhattan School of Music и университете Новой школы.
Редактор "Полного джаза" несколько раз интервьюировал Джо - для Российского телевидения, для журнала "Джаз-квадрат" и т.п. - однако так сложилось, что собственно в "Полном джазе" эти материалы не публиковались. Однако мы можем сослаться на один из этих материалов - "Джо Локк: у меня нет близорукости" - и процитировать пару абзацев из этого портретного очерка:
"О вибрафоне:
- Вибрафон стоял на месте тридцать лет, - уверен он (Локк - ред.). Он, конечно, имеет в виду не вибрафон как таковой, а искусство игры на нем. - Никто не мог превзойти то, что в техническом плане разработал Гэри Бертон, и то, что в гармоническом плане сделал Бобби Хатчерсон. Странно, что здесь, в Нью-Йорке, где игра на всех инструментах так быстро идет вперед, игра на вибрафоне не развивалась. Пианисты, саксофонисты - все за тридцать лет шагнули на сто миль вперед. Нашему поколению вибрафонистов - мне, Стиву Нелсону, Стефону Харрису - приходится подтягивать вибрафон к уровню развития саксофона и фортепиано. Это не значит, что то, что в прошлые годы играли, скажем, Дейв Фидмен или Дейв Сэмюэлс, не имеет ценности. Просто их развитие шло в другом направлении, не туда, куда идет нью-йоркская традиция джазового мейнстрима. А нам теперь в новых условиях надо показать, что современный язык джаза может быть полностью использован вибрафонистом. Что вибрафон - это не внебрачный, понимаешь, ублюдок джаза, что в умелых руках это инструмент, способный воспроизводить любые выразительные средства джаза... 
О музыкальном материале:
- Я не принадлежу к тем, кто считает, что настоящей джазовой теме должно быть по крайней мере пятьдесят лет. Когда стандарты становились стандартами, они были поп-музыкой, популярными песенками. Просто джазовым музыкантам нравилось на них импровизировать. Я... использую песенки, на которые мне нравится импровизировать: "Scarborough Fair" Саймона и Гарфанкела, "She's Leaving Home" - The Beatles, "Moby Dick" - Led Zeppelin, "Guinevere" - Crosby Stills And Nash... Мы просто ловим то, что сейчас есть в атмосфере, как это делал и Майлс Дэвис, и все... Это вовсе не значит, что новые темы обязательно сразу вытеснят старые. Я, например, люблю играть "Sweet And Lovely" или "Easy To Love"..."

14-16 декабря в Москве пройдет очередной, седьмой по счету фестиваль вокального джаза "Джазовые голоса-2001". Подробности - в пресс-релизе организаторов...>>>>

Еще один анонс - от нашего обозревателя Михаила Митропольского: в рамках академического, в целом, фестиваля "Московская осень" ожидаются попытки композиторов импровизировать - конечно же, с привлечением тех, кто это умеет делать, по счастью, лучше, чем большинство композиторов...>>>>

Виктор Двоскин27 ноября в клубе "Форте" вместе с петербургским пианистом Андреем Кондаковым выступит живущий в Вашингтоне контрабасист Виктор Двоскин, в 80-е - один из ведущих джазовых басистов СССР. Двоскин живет в Вашингтоне, где преподает игру на контрабасе, с середины 90-х (впрочем, оставаясь гражданином России). В 1993 г .Двоскин и Кондаков записали вместе чрезвычайно удачный альбом "Deserted Park", который, впрочем, выпускался только на аудиокассетах.

Джазология
Сегодня мы завершаем публикацию крупной работы одного из постоянных авторов этой рубрики, Владимира Коровкина - "Другой взгляд на джаз. Попытка сменить парадигму". Нельзя не признать, что попытка в значительной степени удалась: Владимир Коровкин дает весьма и весьма убедительные аргументы тому, почему джаз нельзя судить по канонам других видов музыки и находит весьма правдоподобные ответы на вопрос, в чем же, в конце концов, заключаются каноны, свойственные эстетической системе координат именно джаза...>>>>
Санитар леса
Сегодня в своей персональной рубрике председатель Московской ассоциации джазовых журналистов Дмитрий Ухов делится наблюдениями по поводу джазовых элементов в свежевышедшей книге, посвященной истории музыки XX века...>>>>
Рецензии
Сегодня мы рецензируем три очень разные работы. Одна пытается воплотить мечту радиоведущих о сборнике сравнительных интерпретаций нескольких известных тем, другая овеществляет лучшие устремления европейских суперсовременных молодых околоджазовых кругов, а третья вообще происходит из смежного, но очень далекого мира world music...>>>>
А в это время
за бугром...
Томми Флэнаган16 ноября в Нью-Йорке скончался один из наиболее именитых пианистов послевоенного джаза - Томми Флэнаган. Смерть последовала на 72 году жизни от аневризмы артерий. Наиболее широкую известность Флэнаган получил как многолетний пианист и музыкальный директор сопровождающих составов певицы Эллы Фицджералд.
Томми Флэнаган родился в Детройте и в шестилетнем возрасте начал учиться игре на кларнете. В одиннадцать он сел за фортепиано, а в конце 40-х, не достигнув еще 20 лет, уже был заметным действующим лицом детройтской сцены - и в 1953, отслужив два года в армии, снова на эту сцену вернулся, впрочем - только для того, чтобы в 1956 г. переехать в Нью-Йорк. Он много записывался как лидер на разных лейблах, а также работал в ансамблях басиста Оскара Петтифорда, тромбониста Джей Джей Джонсона, трубача Гарри "Суитса" Эдисона и саксофониста Коулмена Хокинса. Попав на высокооплачиваемую работу у Эллы Фицджералд в 1963-65 и затем в 1968-78 гг., Флэнаган получил широкую известность, но несколько потерялся в ее тени как солист. Впрочем, начиная с 1975 г. он выпускал много блестящих альбомов в формате фортепианного трио, которые укрепили его пианистическую и импровизаторскую репутации. Уже в 80-е он сделал успешную сольную карьеру, отмеченную такими альбомами (с басистами Джорджем Мразом, Питером Вашингтоном, барабанщиками Кенни Вашингтоном, Луисом Нэшем и Албертом Хитом), как "Jazz Poet" (1989) и "Let's" (1993). В 1993 он получил престижную датскую джазовую премию Jazzpar.
Последними его альбомами были весьма сильные записи на лейбле Blue Note - "Sunset And Mockingbird" (1998) и "Samba For Felix" (1999). 

Майлс - художник14 ноября в Лондоне открылась выставка рисунков и картин великого трубача Майлса Дэвиса (1926-1991). Все эти произведения были созданы музыкантом в конце жизни, когда после перенесенной тяжелой болезни он не смог играть на трубе так интенсивно, как раньше. 
Майлс Дэвис. "Нью-Йорк ночью"Джонатан Пул, организатор выставки, проходящей в дизайн-центре Челси-Харбор, сказал на церемонии открытия: "Самое интересное - что можно проследить три разных периода в последнем десятилетии его [Майлса] жизни. Первый - период кричащих красок и острых силуэтов. Затем его манера становится зрелой, и он обращается к изощренной абстракции. В последние же два года жизни [в его творчестве] чувствуется сильное африканское влияние. Так он трансформировал мир своих звуков в линии и цвета".

Новые альбомы
В продаже 
с 13 ноября (США)
  • Adler, Larry: I Got Rhythm, Pearl 7843 
  • Anthony, Ray: When You're Smiling, Aerospace 1048 
  • Armstrong, Louis: 1935-1944, Vol. 2: The Alternative Takes, Neatwork 2029 
  • Bona Fide: Club Charles, N2K 4225 
  • Carter, Benny: 1936-1940, Vol. 1: The Alternative Takes, Neatwork 2019 
  • Connors, Norman: Best of Norman Connors & Friends - переиздание, Buddha 99809 
  • Ellington, Duke: 1930-1931, Vol. 2: The Alternative Takes, Neatwork 2018 
  • Geerken, Hartmut: Dedication to Mynona & Sun Ra, Leo 329/330 
  • Gillespie, Dizzy: Jazz Casual - переиздание, Koch International 8564 
  • Hall, Edmond: Profoundly Blue, ASV/Living Era 5410 
  • Haru: One Blood: All Nations, Orchard 801610 
  • Haynes, Roy: 1954 Paris Sessions, Vogue 62291 
  • Hines, Earl: 1929-1941, Vol. 1: The Alternative Takes, Neatwork 2024 
  • Ho, Christopher: Ho Ho Ho: Christmas Jam, Merrimack 10182 
  • Ibrahim, Abdullah: Ekapa Lodumo, Tiptoe 888840 
  • James, Bob: Restoration: The Best of Bob James - переиздание, Warner Brothers 48220 
  • Lagrene, Bireli: Gypsy Project, Dreyfus 36626 
  • Morris, Thomas: Thomas Morris (1925-1926) & Clarence Williams (1924-1929), Neatwork 2025 
  • Murphy, Turk: Jazz Casual: Jazz Tradition - переиздание, Koch International 8569 
  • Nabatov, Simon: Master and Margarita, Leo 322/323 
  • OFarrill, Chico: In Memoriam, Orfeon 16215 
  • Parker, Charlie: 1947-1948, Vol. 3: The Alternative Takes, Neatwork 2028 
  • Parlan, Horace: Horace Parlan, Cope 15 
  • Shew, Bobby: Music of John Harmon, Sea Breeze 2117 
  • Spanier, Muggsy: 1939-1944, Vol. 1: The Alternative Takes, Neatwork 2027 
  • Tarquin, Brian: High Life, Instinct 591 
  • Thornton, Clifford: Freedom and Unity: 1967, Atavistic 225 
  • Various Artists: All Music Guide: The American Jazz Singers, Medalist 541875 
  • Various Artists: Sincerely Yours, Klein 29 
  • Various Artists: All Music Guide: Classic Jazz Solos, Medalist 28171 
  • Various Artists: Bombay Jazz Palace, Outcaste 22 
  • Walter, J.D.: Clear Day, Flare UK 228 
  • Walter, J.D.: Clear Day, Double-Time 187 
  • Werner, Kenny: Form & Fantasy, Vol. 1, Dagored 186 
  • Williams, James [Piano]: Talkin' Trash - переиздание, DIW 887 
  • Williams, Clarence: 1929-1938, Vol. 2: The Alternative Takes, Neatwork 2026
Радио

Дмитрий Ухов напоминает о новостной рубрике в программе "Радио России" "Без политики" (по субботам 18.10-19.00) и просит присылать ему соответствующую информацию. Если она будет получена на предшествующей неделе, то прозвучит бесплатно со ссылкой на отправителя.

В ближайших выпусках программ Михаила Митропольского:
"Бесконечное приближение" ("Радио России", суббота, 23.10):

  • 24 ноября - фрагмент музыкальной истории Джорджа Гершвина с уклоном в "серьезную" музыку. 

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

© "Полный джаз", 1998-2001
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на перевод материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако просит во всех случаях сохранять авторство и ссылаться на источник. Мы были бы также очень признательны за сообщение о перепечатке.

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Дмитрий Ухов,
Владимир Коровкин

Елена Насонова,
Мария Пантелеева,
Дмитрий Лившиц,
Игорь Зисер,
Константин Волков,
Михаил Митропольский,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
AMG
Associated Press

Фото:
Павел Корбут,
Кирилл Мошков,
Алексей Лузик,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков