502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.10.2

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 37
"Московская осень": композиторы пытаются импровизировать этно-джаз-рок
Майк Эллис и Татьяна Михеева23 ноября в 19 час. в Московском Доме Композиторов в рамках фестиваля "Московская осень" состоится концерт импровизационной музыки под общим названием "Композиторы импровизируют" и с подзаголовком "Этно-джаз-рок". На самом деле этот концерт выходит за рамки этого фестиваля. По сути своей импровизационное творчество противостоит совершенно иному типу творчества - композиторскому. Расцвет импровизационности в ХХ-м веке, в основном в джазовом обличье и прогрессирующая невостребованность композиторства привело, в том числе, и к некоторой "зависти" композиторов к свободе использования музыкальных выразительных средств, характерных именно для процесса импровизации в режиме живого музыкального времени. Аналогичная (но меньшая по масштабам) ситуация реализовалась в джазе в период возникновения джаз-рока. Как заявляет организатор концерта в МДК Татьяна Михеева, "композиторы импровизировать, как правило, не умеют, но очень хотят". Сама Татьяна относится к композиторскому меньшинству, нередко представляя свои собственные перформансы в разного рода местах процветания альтернативной музыки (центр "Дом" и др. подобные). В ее композициях собственные композиторские навыки противостоят возможностям реального музицирования. В чужих проектах она более раскрепощена и активно использует свой этно-авангардный вокал. В пятничном концерте Татьяна Михеева представляет две композиции под интригующими названиями "Утренняя горная музыка" и "Grave Blues", в которых кроме авторского рояля и голоса участвуют синтезатор, саксофон, бас-гитара, ударные перкуссия, виолончель (в лице Дмитрия Чеглакова), фолк-вокал (в лицах дуэта "Не ТЕ"). Возможно также появление Анатолия Герасимова с флейтой наперевес. 
Свой проект представит в концерте композитор Андрей Зеленский. В этой части прозвучат композиция памяти Александра Корндорфа и "Рэгтайм для виолончели и фортепиано". Набор инструментов и здесь будет представлять смесь традиционно роковых, традиционно джазовых и традиционно академических инструментов, хотя подобное разделение уже давным-давно потеряло всякий смысл. 
Второе отделение будет отдано музыкантам, идущим в область композиции со стороны джаза. Их представляет мощно набирающий обороты в последние пару лет проект "Второе приближение" - Андрей Разин, Татьяна Комова, Игорь Иванушкин. Три музыканта, прошедшие совершенно разный и немалый путь в музыке, представляют редкое в России и весьма активное на Западе направление - новую импровизационную музыку, тяготеющую к композиционному мышлению. Эти ученые слова не совсем адекватно отображают суть происходящего на сцене, а именно интеллектуально-эмоционального шоу. Многочисленные выступления "Второго приближения" на фестивалях СНГ и в Европе показывают, что эмоциональная составляющая втягивает в свое коловращение даже не вполне подготовленную публику. О музыке проекта говорят, что это этно-джаз, хотя этот термин лишь частично отражает синтез, происходящий в истинно импровизационных условиях.
Проект "Второе приближение" открыт для взаимодействия, и часто можно слышать его сочетания с музыкантами, художественно близкими ядру проекта. Среди них Аркадий Шилклопер, Олег Киреев, Юрий Яремчук, американский саксофонист Майк Эллис. Последний хорошо знаком российской джазовой аудитории. Первым импульсом стало любопытство к земле, откуда родом его отец. Но за несколько последних лет саксофонист ухитрился переиграть чуть ли не со всеми российскими музыкантами. Спектр его возможностей широк необычайно, но сам Эллис предпочитает современную стилистику. Ему близок постколтрейновский джаз в самых, иной раз, радикальных проявлениях. И все же есть партнеры, к которым он возвращается от раза к разу. Среди них проект "Второе приближение", с которым был выпущен CD "Ex Tempore". Майк, будучи автором многих композиций, в том числе и в жанре крупной формы, также станет участником пятничного концерта в Доме Композиторов.
Представлять музыку и участников фестивального концерта поручено мне с оговоркой, что я джазовый журналист. По секрету для читателей, могу сообщить, что скудность информации о предстоящем событии представляет мне самому возможность импровизации в весьма неполном импровизационном поле, что, возможно, будет способствовать общему импровизационному настрою...

Михаил МитропольскийМихаил Митропольский
кузен от джаза

На первую страницу номера