502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 37
Григорий Файн в Нижнем: классика - это просто
Григорий Файн15 ноября в нижегородском джазовом клубе "Джем-Престиж" играл пианист Григорий Файн (Самара). В России найдется немного исполнителей, равных ему в интерпретации классического джазового репертуара. Впрочем, и не имеющие отношения к джазу популярные мелодии ("Sunny", "Очи черные") шутя превращаются пианистом в самые джазовые из стандартов, в чем в тот вечер с удовольствием убедилась публика. 
Нижегородец по происхождению, Григорий Файн начал свой путь в музыке в горьковской ДМШ № 8 и продолжил его в Горьковском музыкальном училище, поступив затем в Институт им. Гнесиных (Москва), в класс Теодора Гутмана и Марии Гринберг. 
Григория Файна принято считать последователем стиля Оскара Питерсона, одного из ныне здравствующих грандов джазового фортепиано. Однако портрет Файна-пианиста органично сочетает в себе лучшее едва ли не всех манер, эталонных для традиционного джаза: Фэтса Уоллера, Арта Тейтума, Эррола Гарнера. Музыкант обладает безукоризненным звуком, а манера его игры при всей традиционности материала исключительно остроумна и оригинальна. Самобытность музицирования Файна парадоксально сочетается с простотой и ясностью выражения мысли. Каждым звуком, каждым своим жестом музыкант словно говорит, обращаясь к публике: "Смотрите, как это просто", но за лукавой улыбкой мастера скрывается истинная цена этой простоты - кропотливая работа над стилем, требующая полной самоотдачи и безупречного вкуса.
Популярные, известнейшие мелодии Гершвина и Фэтса Уоллера, звучавшие в первом отделении, под руками Файна словно очищались от невыносимого "шлягерного" лоска, приобретенного в течение десятилетий. Импровизации звучали остроумно, свежо, интересно; приятным было полное отсутствие вычурности и какого бы то ни было стремления продемонстрировать свое "виртуозное Я". Музицирование было "элементарным" - и вместе с тем мастерским. Старый добрый свинг, исходящий из-под пальцев пианиста, словно запустил внутри каждого из присутствующих маленький метроном, так что "раскачивание" существовало как будто независимо от фактического звучания музыки. 
Прозвучавшие в программе авторские композиции пианиста несколько неожиданно раскрыли лирическую грань его творчества. 
Во втором отделении вместе с гостем на сцену вышли и нижегородцы, завсегдатаи сейшнов: Константин (контрабас) и Дмитрий (саксофон) Сусловы и мультиинструменталист Леонид Бронштейн. Они умело подхватывали идеи солиста, не нарушая при этом господствующей стилистики традиционного джаза. 

* * *

Известно, что традиционный джаз при всем своем разнообразии остается преимущественно клубной музыкой и существует наиболее адекватно своей сути именно в клубе. Так острее всего ощущается дух живого общения музыкантов, именно в клубе можно стать свидетелем (а при наличии определенных умений - и участником) джем-сейшна, спонтанного коллективного музицирования. Камерное выступление Файна (кстати, нередко играющего в больших филармонических залах) - это и изысканная музыкальная пища для знатока, и простейший способ для заинтересованного новичка узнать, "что есть джаз". 
Выступление Григория Файна в нижегородском джазовом клубе стало началом концертного турне пианиста: за Нижним Новгородом последуют Москва, Ханты-Мансийск, снова Москва... и снова Нижний. 30 ноября "Джем-Престиж" представляет концерт "Звезды российского джаза" с участием Алексея Кузнецова (гитара), Григория Файна (фортепиано), Дмитрия Власенко (ударные) и Сергея Васильева (контрабас). Концерт состоится в Кремлевском концертном зале, начало в 19.00. 

Мария ПантелееваМария Пантелеева
Дмитрий Лившиц,
Нижний Новгород

На первую страницу номера