ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #4 (14) - 3 февраля 1999 г.
Слово к
читателям
Олег ПшеничныйНа минувшей неделе, а именно - 27 января, нас (и даже не только журнал, а весь сервер "Джаз в России") почтил своим вниманием Олег Пшеничный, он же Вилли П. - в прошлом главный редактор газеты "Московский бит", сотрудник "Новой газеты", а теперь - обозреватель "Русского журнала", где у него выходит еженедельное обозрение "Willy Weekly". Сразу скажем - нас хвалили, потом еще хвалили, потом немножко ругали, но в целом - больше хвалили. Пожалуйста, ознакомьтесь с этим текстом, если не читали его на "Русском журнале" - копию мы предлагаем вашему вниманию...>>>>

Поскольку, кроме похвал, г-н Пшеничный высказал в наш адрес несколько претензий, мы воспользуемся случаем на них ответить. Итак: "Меня смущает гладкая, благостная среда, в которой транслируется вся эта полезная информация. Такое ощущение, что творческих проблем здесь нет, все фигуры стоят на правильных клетках, все разногласия решаются кулуарно, авторитеты бесспорны, а слушателей волнует лишь, где достать тот или иной компакт и где выступают любимые музыканты. То есть тексты имеют легкий, рекламный, лакировочный налет во всем, что понятно в корпоративном продукте, но смущает в сайте, занявшем национальный домен."
Честно сказать, мы как-то не задумывались над тем, что со стороны это может выглядеть именно так. Но раз уж у Вилли возникли подобные ощущения - попробуем проанализировать их.
Отечественный джаз - среда очень узкая. Вряд ли в стране найдется больше трех тысяч человек, которые считают себя джазовыми музыкантами (ну, или хотя бы хотят считать себя таковыми хотя бы отчасти). Тех, кто джазовым музыкантом действительно является - ну, наверное, вторе меньше. Отдают же джазу существенное место в своей профессиональной музыкальной деятельности вряд ли больше пяти-шести сотен человек (это очень оптимистическая оценка). В таком узком мирке, борющемся за внимание не очень широкой аудитории (ну, оценим ее тоже очень оптимистично - сто тысяч человек! Ну - вах, будем джигитами - ДВЕСТИ ТЫСЯЧ!), неизбежно возникают партии вокруг того или иного деятеля, региональные центры притяжения, свои маленькие тусовки вокруг клубов и т.п. Взаимоотношения между такими группировками неизбежно оказываются сложными и запутанными, и вовсе не всегда доброжелательными. Конечно, большинство людей в н у т р и джазового сообщества в общих чертах разбирается в этих отношениях. Всем известно, что если в Архангельске выступить в клубе у Юрия Силкина, то в мероприятия Владимира Резицкого в Архангельске же можно уже не соваться - не возьмет. Всем известно, что многие музыканты крайне критично относятся к Московскому джаз-ангажементу Юрия Саульского - за традиционно советский стиль работы, за то, что музыкантам платят крайне мало и в то же время за невербализуемые, но отчетливые претензии на олицетворение собой всего лучшего в сове... простите, в российском джазе. Относятся критично - но заискивают, стремятся сотрудничать, потому что играть-то хочется... Ну и так далее. Все это есть, это - жизнь, и никуда не денешься.
Теперь об отражении этой самой жизни на "сайте, занявшем национальный домен". Уважаемый Вилли, "Джаз в России" по определению - информационный ресурс. Нам хорошо известно, что г-н Пшеничный имеет журналистское образование и, следовательно, хорошо понимает разницу между информацией и пропагандой. Да-да, мы знаем, что одного без другого не бывает и любой, даже самый объективный и беспристрастный, информационный поток можно организовать таким образом, что он превратится в пропагандистское орудие.
Так вот именно этого нам и не хотелось бы. Пропаганда, которой мы, безусловно, занимаемся - это пропаганда отечественного джаза (и - шире - джаза вообще) как полноправной, яркой, интересной, открытой (в первую очередь - открытой для нового слушателя) части музыкального рынка. Наша задача, как мы ее понимаем - создание для джаза в России насыщенного информационного пространства, которого он давно и безусловно достоин и которого по разным историческим причинам был лишен. А разбор мелких дрязг в музыкальном сообществе, тех самых конфликтов и неправильностей, которых так не хватило у нас г-ну Пшеничному, возможен тогда, когда все остальные составляющие информационного потока крепко стоят на ногах (и, более того, значительно превосходят по объему конфликтную информацию). Чего мы о себе пока не можем сказать: при всей внешней узости этого сегмента музыкального рынка создание для него нормального информационного поля - задача трудоемкая и не слишком быстрая в реализации.
Тем не менее, раз квалифицированному и знающему свое дело читателю (а г-н Пшеничный, как нам кажется, именно таков) показалось, что наши "тексты имеют легкий, рекламный, лакировочный налет во всем" - мы это мнение учтем. Хотя это вовсе не означает, что мы немедленно превратимся в орган выяснения джазовых отношений и инструмент виртуальных мордобитий :-) ...

Как это было
в Москве
Алексей Козлов с квартетом им. ШостаковичаСобытий за минувшие дни было несколько. 29 января в маленьком, камерном зале Государственного музея музыкальной культуры им. Глинки играл самарский пианист Григорий Файн; впрочем, рекламы никакой не было, да еще в этот день было другое, лучше разрекламированное мероприятие (см. ниже), так что к Файну народу пришло немного. Зато на следующий день, 30 января, в том же зальчике играл Алексей Козлов с академическими музыкантами - квартетом им. Шостаковича. В зале всего 163 места, было поставлено еще около 30 дополнительных стульев и грандиозный диван около входа, и все равно часть публики слушала концерт стоя, да еще при большом стечении журналистов (одних съемочных групп было три; репортажи можно посмотреть по каналу "Культура" 11 февраля или по "Рен-ТВ" в 20.30 6 февраля). Козлов с господами профессорами (среди участников существующего с 1967 г. квартета им. Шостаковича - профессора Московской консерватории) играл то, что обычно с ними играет: обработки классических и джазовых произведений, выдержанные в манере, которую сам Алексей Семенович определяет как "новая классика" или "новая камерная музыка". Импровизирует (заметим, и свингует) в этом составе только один инструмент - альт-саксофон, который Козлов заставляет звучать как альт струнный. Публика на эту музыку ходит сплошь приличная, солидная. И хорошо.

29 января было еще одно мероприятие - вечер памяти пианиста Мишеля Петруччиани, проведенный Московским джаз-ангажементом в Доме композиторов. Мероприятие получилось странным - как по форме странным, так и по содержанию. Прочитав присланный нам материал нашего читателя из Москвы Семена Шпулера, мы покивали головой, внутренне соглашаясь со многими его выводами. Со многими - нет, но ведь далеко не со всем, что мы публикуем, мы стопроцентно согласны...>>>>

Говорите,
вас слушают
Джей Джей ДжонсонСегодня мы слушаем Джей Джей Джонсона - безусловно лучшего джазового тромбониста последних десятилетий. 22 января ему исполнилось 75 лет. Через четыре дня, 26 января, музыкант получил подарок от своей фирмы грамзаписи (Verve) - вышел его новейший альбом "Heroes", записанный с участием таких мастеров, как саксофонисты Дэн Фолк и Уэйн Шортер, контрабасист Руфас Рейд, барабанщик Виктор Льюис и др. Ну, а мы знакомимся со взглядами Джей Джея на музыку, Интернет, компьютеры, жирное, толстое верхнее "фа" и прочие радости жизни...>>>>
Что намечается:
московские
анонсы
Так исторически сложилось, что джаз-рок и разный прочий фьюжн долгое время имел в нашей стране аудиторию куда более широкую, нежели джаз как таковой. Аудитория "Арсенала", или "Радара", или "Квадро" исчислялась сотнями тысяч. Теперь времена не те, музыка эта заняла куда более скромную нишу, джаз-роковые и фьюжн-проекты на сцене появляются нечасто и аудиторию собирают клубную, в пределах нескольких сотен человек. Тем более, что самый популярный и наиболее долго просуществовавший фьюжн-проект - "Арсенал" альт-саксофониста Алексея Козлова - фактически прекратил существование еще в 1996 г. Последний раз название этого проекта на афишах появлялось в апреле прошлого года, когда два десятка бывших участников группы играли в московском Театре Эстрады на 25-летии "Арсенала". И вот - сенсация для поклонников: Алексей Козлов восстановил "Арсенал"!..>>>>
А в это время
за бугром...
Бэла Флек и FlecktonesЛауреаты ежегодной музыкальной премии журнала Playboy будут объявлены 9 февраля, когда в продажу на территории США поступает мартовский номер журнала. Ну а мы, пользуясь своими источниками, можем сообщить вам имена лауреатов в джазовых категориях за пять дней до официальной публикации:
  • Альбом года (джаз) - Cherry Poppin' Daddies
  • Вокалистка года - Нэнси Уилсон
  • Вокалист года - Гарри Конник-мл.
  • Ансамбль - Бэла Флек и Flecktones
  • Инструменталист - Хэрби Хэнкок

Напомним, что "джазменом года" российского издания журнала Playboy за прошлый год был объявлен валторнист Аркадий Шилклопер. Все, что музыкант за это получил - это бесплатная подписка на журнал и фото с длинноногой bunny girl на память.

Рецензии
Сегодня мы с вами рассматриваем две категории записей: отечественные и зарубежные. Первые представлены новейшим альбомом Михаила Альперина с участием Аркадия Шилклопера (впрочем, иностранным - альбом вышел на ЕСМ), а также диском новокузнецкого пианиста Анатолия Берестова и фестивальным сборником опять-таки из Новокузнецка. Вторые, зарубежные то бишь - записями с интереснейшего японского лейбла DIW...>>>>
Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать!

Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Семен Шпулер
Кирилл Мошков,
Константин Волков,
Иван Шокин
Редактор:
Кирилл Мошков
Источники:
Associated Press,
Jazz Track
Фото:
Павел Антонов
Павел Корбут,
архив сервера "Джаз в России"
Воплощение:
Петр Ганнушкин

Опрос читательского жюри премии Джаз'Ухо-98
Артист года:
Альбом года:
Музыкант, заслуживающий
более широкого признания:
Ваше имя (обязательно):
E-Mail (обязательно):