ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 40
Второе пришествие Майка Эллиса в Обнинск
Россия постепенно входит в единое мировое культурное пространство. Приезд в нашу страну джазменов самого разного класса и национальности - нормальное событие. Здесь они играют, путешествуют, записывают диски...

Явление

Майк Эллис в ОбнинскеПомните джаз в СССР? Несколько официальных филармонических коллективов, 4-5 ежегодных дисков апрелевского завода и гастроли зарубежных музыкантов раз в два-три года. Они приезжали с заранее подготовленной гастрольной программой, осматривали Кремль, играли два-три беспроигрышных концерта в Москве и Питере. Но каким же это было событием!
Мы искренне считаем, что одним из самых (если не самым) важных результатов реформ в нашей стране является возможность культурного обмена с остальным миром. "Неосторожно" открытая в конце 80-х граница позволила российским джазменам влиться в мировую джазовую жизнь. Некоторые (их меньшинство) остались "там" и редко вспоминают о своих корнях, кто-то (Игорь Бутман, например) вернулся. Большинство же, живя то там, то тут, постоянно привозят с собой новые мысли и музыкальное мышление. 
Сначала вместе с ними, а затем и самостоятельно в нашу страну стали приезжать западные джазмены с мировым именем. Их поездки не были официальными гастрольными турами. Они искали в России (не только в двух столицах, но и в провинции) новых единомышленников, музыкальных партнеров, вдохновение, а иногда и исторические корни. Один из таких музыкантов - американский саксофонист, композитор и аранжировщик Майк Эллис, настоящая фамилия которого - Мордвинофф. Его отец, художник Николас Мордвинофф, происходил из Санкт-Петербурга. Мать Майка (он использует ее девичью фамилию Эллис как свое сценическое имя) - шотландка, а сам он родился в Нью-Йорке. 

Пришествие в Обнинск №1 

Обложка альбомаС 1997 г. Майк Эллис ежегодно приезжает на родину предков - в Россию. В свой приезд в апреле 98-го он вместе с московским трио Алекса Ростоцкого (Лев Кушнир - фортепиано, Алекс Ростоцкий - электробас, Эдуард Зизак - барабаны) дал потрясающий концерт в Обнинском джаз-клубе. Перед концертом Майк передал нашему звукооператору маленький магнитофончик и попросил нажать кнопку записи, когда на сцене начнется музыка. Магнитофон оказался цифровым, запись качественной, а концерт - одним из лучших, что довелось Майку сыграть в России. Сегодня этот концерт, записанный на сцене нашего клуба, обрел форму компакт-диска "Mike Ellis Quartet: Live in Russia", выпущенного лейблом Landy Star. Каким бы ни было качество этого CD (пусть его оценивают специалисты), но впервые концерт в Обнинском джаз-клубе зафиксирован на носителе, доступном всем желающим. Правда, на вкладыше CD наш клуб переименован в филармонию, что следует считать не более чем недоразумением, поскольку авторы текста прекрасно знают, что в Обнинске никогда не было филармонии, но уже 22 года функционирует джаз-клуб. И все же для нас это событие, а событие принято отмечать - 24 ноября с.г. в Обнинском джаз-клубе состоялась презентация диска Майка Эллиса!

Пришествие в Обнинск №2 

Григорий Воскобойник и  Сергей ОстроумовНа этот раз на сцене нашего клуба Майк предстал в квартете с питерским контрабасистом Григорием Воскобойником, московско-питерским барабанщиком Сергеем Остроумовым и совсем юным московским пианистом Владимиром Нестеренко. Майк по-прежнему элегантен и артистичен, что неизменно покоряет публику, особенно женскую ее часть. Майк безусловно интересен для джазфэнов, тяготеющих к современным течениям в джазе. Выступление квартета состоялось при полном 400-местном зале. Легендарная обнинская публика, не раз "заводившая" лучших музыкантов страны, очень тепло приняла музыкантов и музыку. 
Анализируя свои впечатления от концерта и последующего просмотра видеозаписи, мы невольно сравнивали "второе пришествие" Майка Эллиса в Обнинск с его первым выступлением, зафиксированным, помимо CD, и на видеопленке. Наверное, нет смысла сравнивать Григория с Алексом и Сергея с Эдуардом. Это музыканты очень высокого класса, и каждый из них интересен по-своему. Владимир - бесспорно, очень талантливый пианист и может стать весьма яркой звездой на джазовой сцене, но с Кушниром ему тягаться пока трудно. Тем не менее, со своей задачей он справился и весьма достойно выглядел в непростой ситуации, в которую попал в результате не очень удачного менеджмента гастролей нашего американского друга (Нестеренко заменил предполагавшегося пианиста всего за день до концерта, так что большую часть времени, отведенную на настройку звука, музыкантам пришлось потратить на освоение репертуара).

Вместо эпилога

При организации прошедшего вечера (замечательного по звучащей музыке и царившей в зале атмосфере) возник ряд проблем, связанных с не очень удачными действиями менеджмента Эллиса, что в совокупности с 22-летним опытом организации концертов и фестивалей в Обнинском джаз-клубе еще раз убедило нас общаться с музыкантами без посредников. В самом деле, ведь для этого и существует джаз, объединяющий нас всех - музыкантов, функционеров, джазфэнов и зрителей!

Давид Гонюх,
президент Обнинского джаз-клуба,
Алексей Анохин

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service