ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 42

Рецензии

* * * * * - шедевр
* * * * - отличная работа
* * * - хорошая работа
* * - хорошо, но скучно
* - не стоит затраченного времени.


Tony Bennett
-
"Playin' With My Friends: Bennett Sings The Blues"

RPM Records/Columbia, 2001

57:27

* * * * *

Некоторые артисты с годами теряют форму. Некоторые - наоборот, набирают, приобретая при этом еще и почти львиное величие. Так случилось с Антонио Бенедетто, последним из еще живых итальянских королей американской песни, всем известным под именем Тони Беннетт (как Пьерино Комо был Перри Комо). После смерти Фрэнка Синатры и Перри Комо Беннетт царит в классической американской эстраде единолично, и при этом год за годом выпускает альбомы, качество которых ничуть не хуже, а зачастую - и лучше, чем в прошлом. Новейшая его работа - дважды тематическая, что отражено в названии: это - альбом дуэтов, причем исключительно блюзовых.
Конечно, Беннетт - не блюзовый певец. Как, впрочем, и не джазовый. Но он настолько большой мастер в своем деле, и манера его столь сильно и многосторонне связана с джазом, а дружеские и творческие связи с джазовыми (и блюзовыми!) музыкантами столь сильны, что для большинства слушателей он неразрывно связан именно с джазовым миром.
Альбом представляет пятнадцать версий классических блюзов (точнее, песен в блюзовой форме - наряду с классикой Питера Чэтмена, Сэма Тэрда и даже Роберта Крэя здесь есть и поп-номера вроде "Stormy Weather" Хэролда Арлена). Диапазон партнеров по дуэтам - от активно продвигаемой ныне лесбиянской певицы k.d.lang (для пущей политкорректности) до Натали Коул и от поп-рок-барда Билли Джоэла до Рэя Чарлза. Нельзя не признать, что ряд дуэтов - с Чарлзом, с Би Би Кингом и даже с Билли Джоэлом (самый неожиданный трек альбома - главная песня самого Джоэла, "New York State of Mind"!) - очень удачны. Остальные - совсем недурны. Сам Беннет - эталон "старого эстрадного льва": чуть расслаблен, чуть по-стариковски ворчлив, но то и дело ненавязчиво демонстрирует, что пороху в пороховницах еще предостаточно. 
Немалую долю успеха записи приносит уверенная, сильная работа постоянных аккомпаниаторов Беннетта - ансамбля пианиста Ральфа Шарона. Ну и, конечно, продюсирование. Мощный, цельный звук с красивым панорамированием, богатой реверберацией и тщательно проработанными планами - фирменный знак Фила Рамона.


Chet Atkins
-
"The Best of Chet Atkins"

Columbia, 2001

77:02

* * * * *

В каждом виде музыки есть фигуры, которые определили основные "производственные стандарты" жанра. В джазе это Джордж Авакян, в роке 60-х - Джордж Мартин. В кантри-музыке это, безусловно, ныне покойный Чет Аткинс (1924-2001). Его уникальность - в том, что он не только продюсер, но и музыкант. И еще какой музыкант! Он определил не только то, как должна звучать кантри-музыка в грамзаписи, но и то, как ее следует играть на гитаре, повлияв в свою очередь на множество музыкантов за пределами этого чисто американского жанра. Например, отличить его игру от игры присутствующего в этом сборнике в трех треках рокера Марка Нопфлера неспециалисту довольно сложно.
Сборник - хороший пример того, как в творчестве одного человека могут быть очерчены эстетические границы целого вида музыкального искусства, от манеры продюсирования и аранжировки до характерных, впоследствии тиражируемых тысячами музыкантов приемов игры, а главное - как очертивший эти границы музыкант сам же за них то и дело и выходит (ни на йоту не изменяя при этом самому себе). Достаточно послушать, как на этом альбоме он играет "Cheek To Cheek" Ирвинга Берлина - далеко не характерную для кантри-музыки тему! А дуэт с "современным" джазовым гитаристом Джорджем Бенсоном? И, кстати, звучащий совершенно по smooth-jazz'овому, дуэт этот спродюсирован тоже самим Аткинсом, как и его сольные пьесы с их характерным для нэшвилльского стиля кантри перебором гитар и басом, скромно играющим "умца-умца", поверх которых звучит его гитара с характерным пронзительно ясным тоном и совершенным звукоизвлечением.
Одиннадцать "Грэмми", девять званий "инструменталиста года" от Ассоциации кантри-музыки и премия "За вклад в течение жизни" от Академии звукозаписи - один из самых впечатляющих в мире послужных списков - еще почти ничего не говорят ни об Аткинсе-продюсере, ни об Аткинсе-гитаристе. Можно не любить кантри-музыку, но Аткинса знать необходимо, и этот альбом дает о нем достаточно широкое представление.

Константин ВолковКонстантин Волков

 

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service