ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 42
Ростов, середина декабря: хроника
1. "Ice-Breaker" снова в пути

Ice-Breaker
Впервые "Ice-Breaker" ("Ледокол") вышел на джазовую сцену в 1999 году. Тогда это было трио в составе: Станислав Лешкевич (фортепиано), Николай Яковлев (контрабас) и Максим Кабальскис (ударные). Через год к ритм-секции присоединились братья Соколовские (гитарист Константин и альт-саксофонист Евгений) и тенорист Анатолий Кирничный. 
Правда, Анатолий еще работает у Георгия Гараняна в Краснодарском биг-бэнде, поэтому не всегда может выступать с ростовской командой. В таких случаях ребята начинают концерт с его композиции "Арт-блюз", что произошло и на этот раз, на концерте 13 декабря в Центре им. Кима Назаретова. Итак, квинтет "Ice-Breaker".
Станислав Лешкевич к джазу приобщился еще в музыкальной школе: 
- За это огромное спасибо моему первому педагогу - Николаю Васильевичу Мордасову. Он вел оркестр, импровизацию, сольфеджио. Затем - училище, где основной упор делался на самостоятельную работу. Первую джазовую пьесу написал в 11 лет. Она называлась "Новая жизнь". А сейчас у меня около ста композиций, хотя стабильно звучит 10-15. Ориентиров в джазе много, например, Кенни Гарретт, Хэрби Хэнкок, Майкл Бреккер. Кроме игры в ансамбле, занимаюсь компьютерной музыкой.
Для Николая Яковлева решающим в выборе пути оказалось открытие кафедры эстрадной и джазовой музыки в ростовской консерватории, которую он окончил в 1988 году. А начинал он - с рок-музыки в Краснодаре. Еще в школе организовал свой ансамбль (три гитары и барабаны) с подвижным астрологическим названием (то "Сыновья медведицы", то "Солнечные блики"...). Здесь впервые показал собственные пьесы.
- Это были такие русскоязычные рок-песни. За основу бралось что-нибудь из поэзии Бернса или Милна, а потом расписывалось "под состав". И сегодня кое-что использую из старого, например - "The Recruit". Композиций написал немного, но ни одной законченной. Окончательный вариант зависит от состава. А вообще мои пьесы существуют преимущественно в виде "устной аранжировки".
Максим Кабальскис обучение музыке начинал как пианист. С ударной установкой познакомился в 13 лет, в это же время впервые узнал о джазе. 
- Первый педагог - Михаил Федорян - дал уверенность владения инструментом. С тех пор у меня никогда не было проблем с техникой. Но встреча в 91-м году с преподавателем училища искусств Борисом Викторовичем Грунским перевернула мои представление о возможностях ударной установки: я впервые узнал, что на барабанах не только "стучат", но и "играют музыку". 
Братья Соколовские к джазу пришли благодаря отцу - выпускнику Ростовского музыкально-педагогического института (класс контрабаса Владимира Машечкова). Сергей Соколовский еще в молодости попал под влияние Стена Гетца и Джона Колтрейна. Глава музыкальной семьи (жена Наталья - пианистка) считает, что для становления профессионального джазмена нужно всего лишь две вещи: прекрасная фонотека и терпение. Наступит время, и музыкант сам придет к джазу. 
Мама считает, что к этому непременно следует добавить дисциплину и трудолюбие. На вполне естественный вопрос о причине выбора детьми из семьи пианистки и контрабасиста других инструментов, Наталья ответила: "Я считаю, что дети всегда перерастают родителей!" Разговорившись, я узнала, что когда-то Соколовские выступали семейным квартетом: сначала - в филармонии (причем, мама - на барабанах, а младшенький - на "Ямахе"), а потом чуть ли не год на теплоходе. 
Константин Соколовский - бывший трубач. И в училище поступал в класс Михаила Радинского. Но в 16 лет неожиданно увлекся гитарой. 
- Я выбрал гитару и джаз, но сначала был рок-состав у Александра Рябчунова.
Евгений Соколовский в музыкальной школе занимался на блок-флейте. Затем родители приобрели альт-саксофон. Впервые Женя о себе заявил в 16 лет на IV Ставропольском региональном фестивале джазовой музыки (1993 г.) в составе ансамбля Михаила Камалова (Михаил Камалов - клавишные, Евгений Соколовский - альт-саксофон, Петр Архипов - бас-гитара, Виталий Иванченко - ударные, Юлия Фролова - вокал). И все же истинное понимание джаза пришло несколько позже.
- Только в Москве, в Российской академии музыки. Там совершенно потрясающие педагоги: Игорь Михайлович Бриль, Александр Викторович Осейчук, Михаил Ильич Ковалевский. Я считаю, что это вообще фундамент джаза в России. А еще в Москве я познакомился с отличными ребятами, которые тоже мне помогли. Например, тенорист Олега Лундстрема Дима Мосьпан. Вообще пришлось много поработать с разными музыкантами на таких площадках, как "Метелица", "Мираж", "Спорт-клуб"...
Сегодня Евгений думает о путях и способах обновления джаза, вариантах ухода в какое-то новое русло. В его аранжировках много неожиданностей, вплоть до нетрадиционного "дискретного" проведения темы. Он по-своему слышит джаз-стандарты и делает это достаточно убедительно и органично. Есть и собственные композиции ("Бомж", "Улица"...), каждую из которых он начинает делать с баса. По стилю автор их определяет, как "полуфанк". 
Концерт квинтета совпал с днем рождения Евгения, поэтому я не стала докучать разговорами и задала последний вопрос: "Как два саксофониста уживаются в одном коллектива?"
- Мы просто очень любим друг друга и на концертах общаемся на своем языке: он что-то спрашивает, а я - отвечаю. Или наоборот. Но это всегда разговор понимающих друг друга музыкантов!

2. И снова "В полдень"

Видимо, прошли те времена, когда выступление коллектива в концерте абонемента "Джаз в полдень" длилось не менее (а то - и более!) 45 минут. 16 декабря в Джазовом Образовательно-Концертном Центре им. К. Назаретова (ДОКЦ) музыканты сыграли ровно столько, сколько положено - по три разностилевые пьесы. А жаль! Их уровень явно претендовал на более распространенное высказывание. 
Первый коллектив был заявлен как диксиленд (класс преподавателя Аркадия Николаевича Олейникова). Но...
Аркадий Олейников: 
Ансамбль Михаила Валеева- В связи с некоторыми изменениями в коллективе у нас сегодня не диксиленд, а бибоповый секстет. Ансамбль состоит из студентов разных курсов. В его составе: Александр Курилов (альт-саксофон), Юрий Сабитов (труба), Валерий Крамаренко (гитара), Михаил Валеев (клавишные), Евгений Денисюк (бас), Александр Мудраков (ударные).
От себя добавлю: Юрий Сабитов - дипломант III Межрегионального джазового смотра-конкурса учащихся музыкальных училищ и лицеев (3-я премия), Валерий Крамаренко - дипломант III Всероссийского конкурса молодых джазовых исполнителей "Памяти Виктора Кутова". Ребята довольно лихо отыграли пьесу "Dohna Lee" Чарли Паркера. Хорош был трубач Юрий Сабитов. По сравнению с прошлогодним конкурсом, когда он был студентом 3-го курса Ростовского училища искусств, музыкант явно вырос: появилась свобода и осмысленность высказывания, сдобренная скромно проявляющимся артистизмом. В "Балладе" Фила Вудза на первый план вышел Михаил Валеев (прибыл в Ростов из Нижнего Новгорода). Музыкант обладает хорошей культурой звука, умеет слушать и вести диалоги. Думается, это довольно перспективный пианист. Не случайно сегодня он является вторым пианистом муниципального оркестра Кима Назаретова. Его священнодействия в балладе не раз вызывали одобрительную реакцию у слушателей. Третья (и последняя) композиция - "OVIP" Александра Курилова. 
Ансамбль Николая НиколенкоВторым выступал Ансамбль Николая Николенко (класс профессора Виктора Георгиевича Бударина). Этот коллектив показался мне более сыгранным и профессиональным. Выбрав за основу современный джаз с элементами джаз-рока, ребята тоже ограничились тремя пьесами: Чарли Паркер, баллада "The Meaning of the Blues" Майкла Бреккера и E.A. "Shella and Traine". 
В составе квартета - Николай Николенко (альт-саксофон), Антон Ракша (клавишные), дипломант III Межрегионального джазового смотра-конкурса учащихся музыкальных училищ и лицеев (1 премия) Александр Осипенко (контрабас) и Айдер Ашуров (барабаны).
Мнение заведующего кафедрой эстрадной и джазовой музыки Петра Кимовича Назаретова. 
Петр Назаретов- Я могу в общем сказать, что уровень неплохой. Я даже приятно удивлен. Программа интересная, и у каждого ансамбля потихоньку вырисовывается свое лицо. Первый ансамбль - более традиционный, он только складывается, но какие-то ориентиры уже видны. Второй коллектив - джаз-роковый - более опытный, ребята играют второй год в одном и том же составе. Концерт в целом мне понравился. Ребята показали достаточно сложные пьесы, которые в основном звучали на хорошем уровне. Понравилась мне и композиция Курилова, по крайней мере, видно, что парень слушает нормальную музыку. 
Четкое следование требованиям программы и "ни боже мой" огорчило не только слушателей, но и Петра Назаретова, который сделал выводы о необходимости больше уделять времени ансамблю. И не только потому, что это один из классов, где формируется джазовый музыкант. Но и потому, что это одна из форм дальнейшего бытования джазмена, жизнь которого в основном проходит в коллективе.

Ольга КоржоваОльга Коржова,
Ростов-на-Дону

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service