ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 5
2002
Георгий Гаранян в Одессе
Георгий ГаранянВот уже много лет я пытаюсь убедить окружающих, что люди плохо распознают и еще хуже интерпретируют случайные события. Даже любители спонтанных импровизаций жаждут верховенства закона причинности и соответствия событий планам. Поэтому весть о неприбытии Георгия Гараняна для собравшихся в зале нашей Филармонии на очередной концерт "Джаз-Карнавала" в сентябре 2001 была огорчительной, несмотря на то, что программа фестиваля была и так очень плотной и насыщенной, а Георгий Арамович обещал непременно приехать в другой раз.
Что и случилось 25 января.
Приехал Георгий Гаранян не один, а с контрабасистом Андреем Ивановым, барабанщиком Дмитрием Севастьяновым и гитаристом Гасаном Багировым, всецело полагаясь на гостеприимство и рояль Юрия Кузнецова. Чаще всего концерты "Клуба Высокой Музыки" проходят в отличающемся прескверной акустикой зале Филармонии, но - вторая благоприятная случайность - что-там было плохо с отоплением, и концерт состоялся в несравненно лучше звучащем и более приятном зале Украинского театра. Половина из приехавших (кроме Севастьянова и Андрея Иванова) в Одессе раньше не выступала, так что почти полный зал жаждал новых впечатлений.
И, забегая вперед, разочарован не был.
Программа была, преимущественно, стандартно-ностальгической - к вящему удовлетворению старшей части слушателей, знакомых с разнообразным творчеством Георгия Гараняна и, в частности, отлично помнящих одну из немногих в 70-х полуотрытых дверей в мир джаза: ансамбль "Мелодия". Первое отделение музыканты играли без рояля, структура исполнения стандартов была весьма традиционной и позволяла всем участникам квартета и себя показать, и товарищам подыграть. Традиционность подчеркивалась не только репертуаром и формой: в соло саксофона и перекличках его с ударными явно ощущалась боперская стилистика. Немудрено, что среди знакомых и любимых пьес первого отделения прозвучала и "Lover Man" Паркера. И прозвучала замечательно.
Я не окажусь оригинальным, если начну рассыпаться в похвалах мастерству Гараняна-саксофониста; содержательность его пассажей отнюдь не умаляется, как это часто бывает у менее глубоких музыкантов, их виртуозностью. Мастерство Гараняна-лидера ансамбля и Гараняна-аранжировщика еще менее нуждается в моем признании. Мое спасибо - за то, что Георгий Арамович, при всех его регалиях и, можно сказать, всенародной славе, не только не тянет одеяло на себя, но и при малейшей возможности старается выделить и во всей кресе показать остальных участников ансамбля.
И то сказать, что показывать было кого. Андрей Иванов - весьма известная фигура. Его контрабас обеспечивал очень мощную и надежную ритмическую и гармоническую опору, а соло произвели на публику ошеломляющее впечатление не очень частой для контрабаса аккордовостью и изощренной полиритмией. Дмитрий Севастьянов был виртуозен, интересен в своих, если можно так выразиться, полистилистических брейках и почти безукоризненно надежен, а устроенное им барабанное шоу вызвало в зале бурю восторга.
Гасан Багиров заслуживает, по моему мнению, отдельного абзаца. Конечно же, он отличный джазовый гитарист, к тому же еще и прекрасно владеющий скэт-вокалом. И его игра на гитаре, и унисонная вокально-гитарная импровизация (где, мне кажется, голосу принадлежит первое место) с первых тактов завоевали зал, и я готов поручиться, что его имя на афише отныне гарантирует у нас аншлаг. Рискну сказать больше: Багиров - очень интересный и обещающий музыкант, его манера обращения со временем и ритмом чрезвычайно интересна, и рамки джазовых стандартов кажутся мне для него тесными. Я намерен следить за развитием Гасана Багирова наипристальнейшим образом и отнюдь не в ущерб тому удовольствию, которое получаю от его музыки уже сейчас.
Во втором отделении квартет Гараняна обзавелся пианистом. Юрий Кузнецов ознаменовал свое присоединение к квартету полной цитат лирическо-философской сольной импровизацией. Он играл очень мягко и глубоко, и был крайне скуп на технические приемы, оттеняя и подчеркивая стилистику первого отделения. Затем музыканты заиграли вместе. Прозвучала тема Монка "Straight, No Chaser" - видимо, в честь нешаблонного пианистического мышления Кузнецова (на месте опытного бопера Гараняна я бы, имея Юру за роялем, тоже выбрал что-то монковское). Далее - на базе эллингтоновского "Каравана" - было устроено настоящее шоу, в котором чего только не было: и "Рыбачка Соня как-то в мае", и фрейлехс, и "Хава Нагила", и черт, и дьявол, но и "Караван" тоже был.
Впрочем, шоу было все время, очень цельное, ненавязчивое и увлекательное, так что совершенно полноразмерный концерт прошел буквально на одном дыхании, и зрители даже недоумевали, когда пришла пора прощаться.

Олег ШестопаловОлег Шестопалов,
Одесса

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service