ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 9-10
2002

Рецензии

* * * * * - шедевр
* * * * - отличная работа
* * * - хорошая работа
* * - хорошо, но скучно
* - не стоит затраченного времени.


Charlie Hunter Quartet
-
"Songs From Analog Playground"

Blue Note, 2001

60:50

* * *

Главное, чем прославился 34-летний гитарист Чарли Хантер - это необычный инструмент и, как следствие, необычная игра. У гитары Хантера восемь струн, и он одновременно играет басовые и гитарные партии, причем техникой, которую разработал сам: большой палец правой руки берет басовые ноты, которые на грифе прижимает указательный палец левой; остальное работает как у обычного гитариста. Необычная техника игры дополняется в высшей степени эклектичным стилем, и новый, шестой по счету альбом Хантера на Blue Note, демонстрирует эту эклектику во всей красе. Впервые Хантер пригласил для записи вокалистов - причем сразу четырех, очень разных: это мастер изысканной вербальной импровизации Курт Эллинг, соул-певец Терил ДеКлауэт, более джазовая Нора Джонс и рэппер Мос Деф. Каждый из них представляет разные стороны интересов Хантера - urban и современный креативный джаз во всех их проявлениях. Впечатляет необычная психоделическая версия "Spoonful" Вилли Диксона в нарочито детонирующем исполнении ДеКлауэта, равно как и оба трека с вокалом Эллинга, один из которых, "Close Your Eyes", Курт уже пел на своем одноименном альбоме 1995 г. - но здесь он предстает в крайне необычном виде! Впрочем, и инструментальные треки на изысканно фанковой ритмической основе, с таинственными звуками необычной гитары Хантера и детально проработанными акустическими барабанами, по-своему интересны. Боюсь, лидеру не удалось решить только одну задачу: как добиться от этого разнообразного материала разнообразного звучания. Эмоционально весь альбом воспринимается в одном ключе, и эмоция эта довольно прохладна. Поэтому, несмотря на небанальные звукорежиссерские решения (Джо Ферла), разнообразие тембров и голосов и прочие достоинства, альбом при всей своей эклектичности звучит однообразно.


Michael Brecker
-
"Nearness Of You. The Ballad Book"

Verve, 2001

60:25

* * * *

Это первый полностью балладный альбом в дискографии одного из самых влиятельных тенор-саксофонистов современности. Майкл Бреккер уже очень далеко ушел от джаз-роковой молодости, и этот альбом можно назвать еще более типичным straight-ahead jazz, чем даже Grammy-носный "Tales from The Hudson". Но, если отвлечься от подбора материала, то общего много: и там, и здесь в составе присутствуют блистательные, чтобы не сказать - великие солисты (причем некоторые пересекаются: гитарист Пэт Мэтини, барабанщик Джек ДеДжоннетт) и господствует дух современного мэйнстрима в самом его концентрированном выражении. Дальше начинаются различия. Новый альбом спродюсирован не Джорджем Уитти, а самим Пэтом Мэтини вместе с басистом его группы Стивом Родби; на нем присутствуют не только авторские пьесы участников записи ( данном случае - две Бреккера, две Мэтини и одна пианиста Хэрби Хэнкок), но и стандарты (впрочем, не очень заигранные), и даже одна пьеса Джо Завинула. В записи двух треков участвовал вокалист (Джеймс Тейлор). И еще одно различие - на контрабасе играет не Дейв Холланд, а Чарли Хэйден.
Несмотря на балладность, Бреккер сотоварищи не упускает ни одного шанса поиграть интенсивно - изменяя темп, играя динамически контрастные "бриджи" и т.п. Ему не надо ничего доказывать: всем ясно, что он - саксофонист, по которому учится играть на теноре полмира, и что связка ДеДжоннетт/Хэйден плюс Мэтини и Хэнкок составляют с ним самый качественный квинтет, какой можно представить. Поэтому именно на "совсем балладных", тихих и проникновенных пьесах - вроде "Incandescence", написанной лидером - где Мэтини перестает играть синтезаторным звуком, а сам Бреккер почти приближается к возможностям передачи эмоций, свойственным старым мастерам - полностью проявляются лучшие качества этого альбома. Они не в том, что музыканты могут играть очень быстро и очень качественно: они в том, что они могут рассказывать пусть уже много раз слышанные, но очень добрые истории.

Константин ВолковКонстантин Волков

 

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service